В Центральной Европе обострился давний историко-политический конфликт, затронувший отношения между двумя правительствами, ключевыми в смысле оппозиции ЕС.
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан вместе с премьером Словакии Робертом Фицо являются своеобразными лидерами евроскептицизма в Евросоюзе. Однако, как пишет Euractiv, между близкими союзниками может возникнуть раскол из-за закона, принятого в Словакии.
Речь касается последствий Второй мировой войны: в 1945-м году президент Чехословакии Эдвард Бенеш подписал ряд декретов, согласно которым немцы и венгры на территории страны лишались своего имущества и были депортированы. Около трёх миллионов немцев и около сотни тысяч венгров лишились гражданства.
Парламент Словакии в конце прошлого года принял закон, согласно которому оспаривание этих декретов теперь считается уголовным преступлением, наказуемым лишением свободы на срок до шести месяцев.
Словацкая оппозиция оспаривает решение в Конституционном суде страны. Именно оппозиционеры из партии «Прогрессивная Словакия» изначально и обратили внимание на то, что во многих современных делах этническим венграм отказывали в правах на землю, ссылаясь на декреты, подписанные ещё в 1940-х годах.
Правящая коалиция же заявила, что пересмотр послевоенных законов может иметь «дестабилизирующий эффект» и быстро приняла соответствующий закон. Виктор Орбан изначально пытался избегать сильной риторики по вопросу, пытаясь сохранить хорошие отношения с Фицо. Однако лидер оппозиции Петер Мадьяр обвинил премьера в том, что он «бросил венгров в Словакии». В скором времени после этого Еврокомиссия подтвердила, что получила официальную жалобу из Венгрии на действия Словакии.
Эхо войны рискует рассорить стратегических союзников
Словацкий политолог Григорий Месежников утверждает, что правительство Фицо совершило ошибку, приняв такой закон, так как это рискует значительно ухудшить отношения между Словакией и Венгрией. Пока, по словам эксперта, напряжённость между странами не переросла в открытый конфликт между Орбаном и Фицо, но это уже настроило против Фицо словацких венгров — почти 10% электората страны.
Тот факт, что закон «протолкнули» как можно быстрее, вряд ли понравился Орбану, так как он не смог вмешаться в ситуацию в частном порядке, считает Месежников. Однако как бы не был зол премьер Венгрии на своего словацкого коллегу, он всё равно пока что остаётся единственным надёжным союзником для Орбана внутри ЕС.
Дальнейшее развитие ситуации будет зависеть от парламентских выборов в Венгрии, которые пройдут в апреле. Если оппозиция одержит на них победу, то не исключено, что Венгрия и Словакия могут перестать быть союзниками, а Фицо вернётся к антивенгерской риторике, которой он придерживался во время своего первого срока на посту премьера с 2006-го по 2010-й годы. В таком случае судьба предложенного политического альянса Чехии, Словакии и Венгрии окажется под вопросом.






