В Севастополе нашлись оригинальные двери здания клуба ЭПРОН, являющегося объектом культурного наследия (ОКН). Историк Степан Самошин, по чьей просьбе полиция занялась поисками дверей, считает необходимым их возвращение на место. Об этом он сообщил на странице сообщества «Архитектура Севастополя» в соцсети «BKонтакте».
Эти редчайшие двери — ровесники здания Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН), построенного в Балаклаве в 1939 году по проекту архитектора Владимира Ретлинга. Подробнее о здании ЭПРОНа и исчезновении шести пар его уникальных дверей — в материале ForPost.
Старейшие двери общественного здания во всём Севастополе, пережившие Великую Отечественную войну, были заменены на новодел с одобрения Севнаследия.

После обращения в УМВД знатока и ценителя севастопольской архитектуры Степана Самошина полиция обследовала здание и нашла оригинальные двери. Конструкция «в целости и сохранности», говорится в официальном ответе полиции историку.
Здание клуба ЭПРОН (Балаклавский Дом культуры) было признано объектом культурного наследия ещё в 2016 году. Оно имеет большую ценность с точки зрения не только архитектуры, но и истории: с ноября 1941 года там размещались штаб 1-го сектора обороны Севастополя и Балаклавы, службы укрепрайона, редакция солдатской стенгазеты — боевого листка, курсы минёров и сапёров, курсы сандружинниц, а в цоколе располагался госпиталь.
В 1955 году клуб переименовали в Дом офицеров флота, в 1995 году там открылся Балаклавский центр культуры и досуга, а в 2015 году здание стало Балаклавским Дворцом культуры.
Спустя несколько лет после включения здания в реестр объектов культурного наследия власти заговорили о его реставрации.
«Проект прошёл историко-культурную экспертизу в Севнаследии. Прошёл архитектурно-художественный совет — они тоже утвердили ремонт самого здания. Всё очень качественно выполнено. Сохраняется всё. В социальных сетях переживали за стекло оригинальное, за двери и другие элементы — всё это сохраняется», — заявлял губернатор Севастополя Михаил Развожаев в августе 2021 года.
Контракт был подписан с московской компанией «Теплостройсервис» в 2023 году. В ходе работ некоторые элементы здания заменили новыми, не имеющими исторической и культурной ценности. Так, исчезли оригинальные окна и двери, а фасад здания оказался выкрашенным в лимонно-жёлтый цвет.
При этом в документах предмет охраны бывшего клуба ЭПРОН описан детально, и в него входят не только двери и окна, но и цвет фасада.

Изучив документы, Степан Самошин выяснил, что двое из трёх экспертов, согласовавших проект реставрации, получили аттестацию всего за несколько месяцев до этого одобрения.
«Два из них строители, а третий — архитектор. Ни одного историка, культуролога, человека с каким-то художественным образованием», — подчёркивал историк.
В который раз защитник городской архитектуры акцентирует внимание на недопустимости такого отношения к старинным зданиям и другим памятникам. Вопрос полного соблюдения законодательства по охране ОКН, по убеждению Степана Самошина, важен не только для этого конкретного здания, но и для всей системы охраны культурного наследия в городе.
Алина Громова




