Уже несколько лет юг России является важным связующим звеном между новыми регионами и материковой частью страны. Через него движутся все товарные потоки, в том числе импортные. О том, какую роль в обеспечении Донбасса, Запорожья и Херсона играет Крым, узнал ForPost.
Между Белоруссией и Крымом
В последние годы Крым превратился в неожиданный, но вполне оправданный логистический хаб. Таким мнением в эфире радио «Спутник в Крыму» поделился зампредседателя ОП РК и главы совета национально-культурной автономии «Белорусы Крыма» Роман Чегринец. По словам общественного деятеля, полуостров служит своеобразным мостом для поставок белорусских товаров в новые регионы России.
«Логистика для Херсона и Запорожья наиболее удобна через Крым», — заявил Роман Чегринец.
На первый взгляд, может показаться, что это исключительно политически мотивированный подход. Однако, если отбросить геополитические нюансы и взглянуть на ситуацию глазами прагматика, можно обнаружить, что всё объясняется элементарной экономической географией. В отличие от того же Ростова-на-Дону, который больше подходит для Донецка и Луганска, Крым обеспечивает оптимальную логистику для Северного Приазовья.
Белорусские компании, будь то строительные бригады или поставщики материалов и комплектующих, активно участвуют в восстановлении новых территорий. Их присутствие там не только способствует развитию инфраструктуры, но и открывает для белорусского бизнеса перспективные рынки. И Крым в этом плане играет не последнюю роль: здесь происходит концентрация значительной части белорусских товаров перед их дальнейшей отправкой.
Перспективы сотрудничества регионов с Беларусью выходят за рамки простого транзита, уверен зампредседателя ОП РК. Рассматриваются проекты по локализации производства на полуострове — например, сборка сельхозтехники. Это говорит о стремлении к более глубокой экономической интеграции и созданию взаимовыгодных цепочек добавленной стоимости.

Таким образом, Крым, помимо своего стратегического значения, демонстрирует и возрастающую экономическую роль как ключевого узла для торговых связей между Беларусью и новыми регионами России.
Умный хаб
Совершенно другие данные о логистике между югом России и Беларусью предоставил ForPost глава Ассоциации грузовых перевозчиков и экспедиторов Республики Крым, бывший министр транспорта региона Анатолий Цуркин.
«Нужно понимать, что поток белорусских товаров не очень большой по сравнению со всей территорией России. Поэтому многие транспортные компании возят прямо из Минска и других белорусских регионов. Если зайти на сайт любой из таких компаний, то можно увидеть, что, например, груз весом в 100 килограммов до Мелитополя обойдётся предпринимателю в какие-то символические пять тысяч рублей», — сообщил специалист.
Впрочем, отметил собеседник издания, Крым всё же может фигурировать в поставках белорусских товаров в Запорожскую, Херсонскую области и ЛДНР. Правда, в таком случае регион выступает не столько «хабом», сколько дистрибьютором, у которого, в отличие от новых регионов, уже есть договоры на поставку продукции из Беларуси.
Говоря простыми словами, крымчане просто перепродают то, что приезжает на полуостров из-за границы.
«Но рано или поздно какой-нибудь системный дистрибьютор заключит договоры с новыми регионами, и товары поедут уже напрямую», — предупредил Анатолий Цуркин.

А вот российские компании действительно используют Крым и Ростов-на-Дону как основные хабы для дальнейшей транспортировки грузов на новые территории. Как пояснил глава Ассоциации грузовых перевозчиков и экспедиторов, такая ситуация сложилась, поскольку в ДНР, ЛНР, Запорожье и на Херсонщине пока нет такого количества складских мощностей.
«Российскому, белорусскому бизнесу, который и готов туда зайти, банально негде хранить товары. Кроме того, местные предприниматели не могут обеспечить спектр услуг, который запрашивают федералы — нет торговых команд по продажам, нет интеграции системы 1С. Зато есть риски, связанные с военным положением», — напомнил Анатолий Цуркин.
Поэтому в ближайшее время Крым и Ростов-на-Дону останутся «перевалочными пунктами» для товаров, которые едут в Мелитополь и Донецк. В лучшем случае, по оценке специалиста, регионы перестанут нуждаться в хабах только через 2-5 лет — за это время там успеют отстроить свои складские мощности и обучить нужный для работы персонал.
Отметим, что между Крымом и новыми регионами уже несколько лет активно налаживается не только грузовое, но и пассажирское сообщение. Как сообщал ForPost, этим летом прямые автобусные рейсы соединили полуостров с Мелитополем, Геническом, Скадовском и Перевальском.
Елена Фокина, Ирина Иголкина
Фото: Алексей Лохвицкий|ForPost, скриншот сервиса Vozovoz