сб, 25/02/2023 - 18:19

Почему в Крыму не штрафуют за проезд на жёлтый сигнал светофора

Это запрещающий сигнал светофора, но есть нюансы.

В России начали штрафовать водителей за проезд на жёлтый сигнал светофора. Об этом пишет «Российская газета», приводя в пример решения судов в нескольких регионах страны. Дошла ли новая судебная практика до Крыма и в каких случаях можно избежать штрафа, узнал ForPost.

В Крыму «жёлтых» штрафов нет… пока

Проезд на жёлтый свет светофора запрещён был всегда, как и на красный. Но сейчас российские суды начали обращать внимание на такие случаи, это новая практика. В некоторых российских городах уже установлены камеры, которые фиксируют проезд не только на красный, но и на жёлтый сигнал светофора.

Согласно КоАП РФ, в первый раз штраф за проезд на запрещающий сигнал светофора составит одну тысячу рублей. При повторном нарушении придётся заплатить пять тысяч рублей, также предусмотрено лишение прав на срок от четырёх до шести месяцев.

До Крыма «жёлтая волна» штрафов ещё не дошла, сообщили опрошенные ForPost автоэксперты. Специалисты сошлись во мнении, что такие случаи в целом по России пока лишь «первые ласточки», но число их будет расти.

«Сейчас камеры фиксируют проезд на красный сигнал. Как и в случае с не пристёгнутыми ремнями, камеры фотовидеофиксации потребуется, как минимум, перенастроить. Это технический момент, который потребует определённого времени. Пока в Крыму и Севастополе о подобных штрафах я не слышал», — сказал ForPost юрист, автоэксперт Пётр Кристалёв.

Исключения лишь подтверждают правило

По правилам дорожного движения водитель может пересечь стоп-линию, или выехать на перекрёсток, на зелёный свет, включая и мигающий зелёный. После этого он может завершить манёвр после смены сигнала светофора, не создавая при этом аварийной ситуации. Другие водители должны пропустить машины, завершающие движение через перекрёсток. Некоторые автомобилисты, зная об этом, сознательно пытаются «проскочить» стоп-линию или выехать на перекрёсток на мигающий зелёный. 

«Кстати, если стоит инспектор, то в некоторых случаях он может трактовать по-другому. Что водитель должен был оценить ситуацию и понять, что заведомо не успеет завершить манёвр при разрешающем сигнале светофора. А вот камера зафиксирует только пересечение стоп-линии на запрещающий сигнал, которым мигающий зелёный не является», — уточнил Пётр Кристалёв.

Читайте по теме: Как рост цен и миграция иностранных компаний сказались на авторынке в Крыму

Не успевая «проскочить», водители иногда пересекают стоп-линию на жёлтый. А это уже очевидное нарушение. Но и здесь есть ещё одна лазейка в ПДД, к которой пытаются прибегнуть некоторые водители в суде. Возможность выехать на перекрёсток на жёлтый предусмотрена правилами, если по-другому никак не избежать экстренного торможения.

«При оправданности такого решения в суде могут учитывать многие моменты — от скорости авто до наличия либо отсутствия обратного отсчёта на светофоре», — пояснил Пётр Кристалёв.

Здравый смысл и «торопыги»

Нарушителям ПДД не стоит возлагать много надежд на аргумент об экстренном торможении. Бывают ситуации, когда проезд на «жёлтый» никому не вредит, а экстренное торможение, наоборот, неизбежно приводит к аварии. Однако суд редко оправдывает неудачную попытку «проскочить», предупредил юрист.

В таких случаях нужно доказать, что экстренное торможение действительно было необходимо, и не был нарушен скоростной режим. А если в результате такого манёвра случилось дорожно-транспортное происшествие, то шансов на оправдание ещё меньше: поскольку сама оговорка сделана в ПДД для снижения вероятности ДТП. 

Особо бдительным следует быть на светофорах с пешеходными переходами, ведь в таком случае ценой спешки может стать человеческая жизнь. Пешеход в таком гипотетическом случае тоже будет считаться нарушителям, но с водителей всегда особый спрос, поскольку транспортное средство — источник повышенной опасности.

«Даже если вспомнить, что пешеход должен убедиться в безопасности перехода дороги, вины водителя в случае нарушения им ПДД это не умаляет. С учётом того, что судебная практика по проездам на жёлтый ещё, по сути, только формируется, без ДТП, скажем так, ещё возможны варианты. То в случае, если такой проезд привёл к ДТП, у водителя, на мой взгляд, заведомо крайне мало шансов в суде», — отметил Пётр Кристалёв.

Читайте по теме: Что значат для крымских водителей перемены в ОСАГО

И хотя практика штрафов за проезд на «жёлтый» пока не распространилась на Крым, нужно помнить, что закон это предусматривает. А соблюдать ПДД необходимо не из-за угрозы получить штраф, а для безопасности, как своей, так и других участников дорожного движения.

Андрей Петров

Читайте также: