На 2023 год в Европе прогнозируют трудности с формированием запасов газа в отличие от прошлого года.
Страны Евросоюза уже начали сокращение генерации электроэнергии из газа по причине экономии. По итогам первых месяцев 2023 года газовая электрогенерация в ЕС упала почти на 20 процентов относительно аналогичного периода прошлого года.
Это стало серьёзным и даже основным фактором в общем снижении генерации электроэнергии. Если её газовая генерация по результатам I квартала этого года сократилась почти на 25 тераватт-часов, то генерация из всех иных источников — всего на 13 тераватт-часов. Дала о себе знать целенаправленная газовая экономия, когда страны Евросоюза минувшим летом договорились снизить газовое потребление в период с лета 2022 года по весну 2023-го на 15 процентов относительно среднего уровня предыдущих 5 лет.
Генерация из угля в Евросоюзе по итогам I квартала снизилась на 15 процентов, то есть почти на 17 тераватт-часов в годовом выражении. В данном случае решающее значение имело эмбарго против РФ, на долю которой приходилось 70 процентов европейского энергетического угольного импорта до объявления санкций. Целиком заместить российские угли тяжело из-за географической удалённости главных альтернативных угольных экспортёров (Австралии и Индонезии), контролирующих снабжение ведущих азиатских экономических гигантов.
Европейские АЭС по результатам I квартала снизили генерацию на 7 процентов, то есть на более чем 12 тераватт-часов. В данном случае решающим фактором стал простой ряда французских мощностей, где к началу весны велись ремонтные работы, охватившие до 20 процентов энергоблоков работавших АЭС Франции.
Генерацию также снизили и мазутные электростанции — более чем на 2 тераватт-часа, впрочем, такое положение было отчасти возмещено наращиванием выработки на ветровых электростанциях — на более чем 18 тераватт-часов.
В середине года рост генерации, скорее всего, будут показывать солнце- и ветрогенерирующие электростанции. Основную роль в этом сыграет введение в строй новых мощностей. Совокупная мощность солнечных электростанций в Евросоюзе в прошлом году увеличилась более чем на 20 процентов, то есть до более чем 200 гигаватт, а совокупная мощность ветрогенерирующих электростанций — на без малого 10 процентов, то есть до более чем 204 гигаватта.
Тем не менее, для формирования цен в энергетическом секторе ключевое значение будут иметь газовые цены, создающие общую стоимостную динамику на оптовом электроэнергетическом рынке. Средняя газовая цена снизилась на 16 процентов (то есть почти до 495 долларов за тысячу кубометров) по сводке TTF (крупнейшего хаба в ЕС). Произошло это в начале нынешнего года. В то же время оптовая цена электроэнергии в ФРГ снизилась на 20 процентов, то есть почти дойдя до уровня в 100 евро за мегаватт-час. Тем не менее, рост цен может начаться снова по причине начавшегося сезона наполнения газовых хранилищ.
Доля сжиженного газа в общей структуре импорта в Евросоюзе по результатам I квартала увеличилась до 40 процентов. При этом теперь, в процессе подготовке к зиме, Европе придётся вступить в конкуренцию с азиатскими странами за возможность нарастить газовый импорт, а это способно стать причиной скачка цен на газ, а значит, и на электроэнергию.
Тем не менее, экономически Европа в таком режиме может просуществовать ещё долго. Так что рассчитывать на это не нужно. Нужно побеждать военным путём.
Читайте по теме: Россия и мировой рынок нефти: последствия снижения уровня добычи
Павел Кухмиров