Президент России Владимир Путин прибыл с официальным визитом в Монголию — страну, которая признаёт юрисдикцию Международного уголовного суда (МУС), выдавшего ордер на «арест» Путина в марте 2023 года.
Но Улан-Батор отказался выполнять ордер МУС и принял главу России как дорогого гостя.
Почему Монголия пошла на такой шаг, чем он ей обернётся и зачем эти отношения нужны России — в материале ForPost.
Улан-баторские друзья
Ещё накануне визита президента РФ в Монголию пресс-секретарь Дмитрий Песков, отвечая на вопрос о коллизии с ордером МУС, сказал, что у Москвы «переживаний нет, у нас прекрасный диалог с нашими друзьями в Монголии».
Это разумный шаг монгольских властей, считает политолог, генеральный директор ООО «Институт коммуникационного менеджмента» Вадим Сипров:
«Монголы повели себя как реалисты в политике. Полагаю, основным политическим итогом сегодняшней встречи (президентов Монголии и РФ — прим.) будет отказ руководства Монголии от прозападного вектора. Вероятнее всего, страна будет последовательно интегрироваться в евразийский политический блок, который создаётся Россией и Китаем. Основная интрига состоит в том, к какому из этих двух силовых центров Евразии будет в большей степени тяготеть Монголия».
Сипров напомнил, что после распада СССР Америка взяла курс на усиление военного и экономического присутствия в Монголии. И за прошедшие годы в системе власти этой страны была сформирована довольно влиятельная проамериканская «партия», считает наш собеседник.
Однако уникальное положение этой страны, граничащей только с Россией и Китаем, стало непреодолимым препятствием для втягивания Монголии в зону интересов Запада, полагает политолог:
«По объективным причинам попытки отдельных элитных групп в стране полностью "уйти под США" провалились. А с ростом напряжённости в мире и распадом однополярного миропорядка возможности балансировать между Россией, КНР и США, то есть проводить так называемую политику многовекторности, схлопнулись. И республика, руководство которой и сейчас нельзя назвать ни пророссийским, ни прокитайским, просто проигнорировало Римские статуты и ордер на арест Путина, выписанный МУС».
По мнению Сипрова, как исторически, так и психологически Россия монголам ближе, Москва для них предсказуема. С другой стороны, экономическое влияние Китая на эту республику огромное, обратил внимание он.
Собеседник ForPost предположил, что одна из целей визита Владимира Путина в Улан-Батор — сделать такое предложение, от которого будет сложно отказаться.
«Пока известно, что обсуждаются проекты в области энергетики (продажа российской электроэнергии), транспорта (развитие российско-монгольской Улан-Баторской железной дороги) и логистики энергоносителей (проект строительства газопровода "Сила Сибири-2"). При этом логично ожидать, что в переговорах будет и политическая составляющая. СССР на протяжении всей своей истории был надёжным гарантом национального суверенитета Монголии, оказал огромную помощь при формировании её государственности. Вероятно, это направление нашего проверенного десятилетиями сотрудничества будет восстанавливаться, а вместе с ним и влияние России на Монголию», — подытожил руководитель «Институт коммуникационного менеджмента».
След «педофильского лобби»
Политолог Сергей Марков считает, что визит Владимира Путина в Монголию вызывает «огромный интерес во всём мире».
Дело в том, что это первая поездка президента России в страну, присоединившуюся к Международному уголовному суду, который выдал ордер на «арест» главы РФ, пояснил он.
«Решение об ордере на арест Путина было принято на секретном совещании в Лондоне в феврале 2023 в британских спецслужбах. 17 марта прокурор МУС Карим Ахмад Хан, британский гражданин, выписал ордер на арест Путина. За этот ордер Карим Ахмад Хан получил взятку — досрочное освобождение из тюрьмы 23 февраля 2023 года своего брата, а Имран Насир Ахмад Хан, тоже британский гражданин, отбывал срок за педофилию», — напомнил Марков в своём телеграм-канале.
По его мнению, ордер МУС — «результат сотрудничества британских спецслужб и педофильского лобби в Европе, которое очень сильно».
«Им очень не понравилось, что Путин отдал распоряжение эвакуировать десятки тысяч детей из зоны боевых действий в пансионаты и пионерлагеря, потому что педофильское лобби очень надеялось получить в Европу тысячи этих детей Донбасса для сексуальной эксплуатации элитами Европы», — считает политолог.
Пошла реакция
В Европейском союзе уже выразили обеспокоенность визитом главы России в Монголию из-за ордера МУС, пишет РИА Новости.
Так, официальный представитель европейской внешнеполитической службы Набиля Массрали сказала, что Монголия имеет право развивать свои международные связи согласно своим интересам. Однако есть санкция МУС в отношении Владимира Путина, и Монголия, ратифицировавшая Римский статут, взяла на себя соответствующие обязательства, отметила она.
В министерстве иностранных дел Украины пригрозили «обеспечить последствия для Улан-Батора».
Это может быть информационно-психологическое и политическое давление либо экономическое притеснение Западом Монголии, допустил политолог Андрей Кошкин. Он не исключил, что всё может закончиться только угрозами в информационном поле, написал «Московский комсомолец».
Представитель правительства Монголии заявил изданию Politico, что страна находится в положении энергетической зависимости, что делает невозможным арест президента Владимир Путина по ордеру Международного уголовного суда.
«Монголия импортирует 95% своих нефтепродуктов и более 20% электроэнергии от ближайших соседей. Эти поставки имеют решающее значение для обеспечения нашего существования и существования нашего народа, — сказал представитель. — Монголия всегда придерживалась политики нейтралитета во всех своих дипломатических отношениях, о чем свидетельствуют наши официальные заявления на сегодняшний день».
Несомненно, нужный визит
Доцент факультета международных отношений и зарубежного регионоведения РГГУ Вадим Трухачёв обратил внимание на то, что СМИ вместо рассказов о Монголии — «соседняя с нами страна, большая, Путин туда едет» — предлагают заявление Европейского союза по поводу этого визита.
«А между тем Монголия, зажатая между Россией и Китаем, пытается заигрывать с США, ЕС и Японией. Бывший президент Элбэгдорж, вон, настроен крайне против нас. Военной угрозы от неё в силу географии исходить не может, а вот голоса в ООН мы можем недосчитаться», — написал он в своём телеграм-канале.
Трухачёв отметил, что Монголия — огромная по площади страна, богата полезными ископаемыми и слабо заселена, «родственна нашим бурятам и калмыкам».
«И потенциально Элбэгдоржи всякие могут им капать на мозги всякие гадости. А так — в целом сейчас к нам нейтральна, и многие в ней знают русский язык. Там есть, что разбирать. Тот случай, когда в нужности визита туда Путина нет никаких сомнений», — обратил внимание доцент.
Исторические корни
Крайне опасный мир требует изменения внешней и оборонной политики РФ. Её основой должна быть концепция «крепость Россия» — максимально возможная самостоятельность, суверенитет, защищённость, независимость, концентрация на своём развитии, заявил политолог Сергей Караганов.
По его мнению, это требует максимального невовлечения в конфликты, которые будут вспыхивать в ходе начавшегося «геостратегического землетрясения», и упреждающей совместной работы с дружественными странами.
В развитие только частично удавшегося России «Восточного поворота через Дальний Восток» нужна новая комплексная «сибирская стратегия, зовущая не только вперёд, но и назад, к романтике освоения Зауралья», сдвигу развития РФ к Уралу и всей Сибири, полагает он. Также нужно вовлечение в эту стратегию стран Центральной Азии и оживление Северного шёлкового пути: осознанное встраивание в новый мир требует «открытия в себе азиатских корней».
Цивилизационные связи
Монголия — один из устойчивых и верных геополитических союзников России в Большой Евразии, уверены доктора философских наук Андрей Иванов и Юрий Попков.
Монголия — важная территория в самом сердце Евразии — выполняет особые биосферно-климатические функции и обладает уникальными природными ресурсами, отметили они.
По их мнению, сегодня «довольно интенсивно» развиваются российско-китайско-монгольские отношения, особенно в вопросах прокладки газопроводов из РФ в Китай через Монголию, создания общей дорожной инфраструктуры.
«Это очень важный геополитический сегмент формирующейся Большой Евразии, где особое значение имеет строящаяся автомобильная магистраль через российский Абакан на Ховд, столицу Западной Монголии, и далее на китайский Урумчи, столицу Синьцзян-Уйгурского автономного района. В перспективе… она может связать Россию, Монголию и Китай с Индией», — обратили внимание Иванов и Попков.
Встреча монгольского и российского президентов 3 сентября 2024 года Фото: kremlin.ru
С монгольской точки наблюдения особо отчётливо просматривается давнее глубокое переплетение исторических судеб как народов Большой Монголии и Большой России, так и народов Большой Монголии и Большого Китая, рассказал политолог Александр Железняков:
«Монголия, таким образом, как государство-цивилизация и ядро монгольской цивилизации предстаёт в Центральной Евразии центром наслоения друг на друга русской, монгольской и китайской цивилизаций».
Экономические вопросы
Москва и Улан-Батор могли бы активизировать своё сотрудничество с Китаем в рамках трёхсторонней инициативы экономического коридора Россия — Монголия — Китай, программа создания которого была утверждена в 2016 году, отметил политолог Александр Железняков.
«Этот совпавший с пространством Центральной Евразии экономический коридор объединил монгольский ''Степной путь'', инициативу России ''Евразийский экономический союз'' и инициативу Китая ''Пояс и путь''. Сопряжение усилий России и Монголии на цивилизационном поле вполне может дать синергетический эффект, способствуя активизации работы экономического коридора Россия — Монголия — Китай и превращению пространства Центральной Евразии в зону безопасности и процветания», — считает он.
Историк Жанна Петрунина сообщила, что для РФ — в рамках развития Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) — очевидные перспективы несёт транспортный коридор Китай — Монголия — Россия. Он — часть инициативы Пекина «Пояс и путь», уточнила она.
Создание Центрально-Евразийского транспортного коридора через Монголию и Западный Китай для Монголии особенно важно, так как оно прямо влияет на её развитие, уверена Петрунина. Ведь Монголия богата запасами полезных ископаемых: страна занимает девятое место в мире по запасам угля и готова использовать разные пути для увеличения поставок сырья на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.
Монгольское направление также отвечает экономическим задачам РФ и Китая, продолжила она:
«В 2019 году стартовало строительство современного горно-металлургического комбината по добыче и переработке медной руды на крупнейшем в России Удоканском месторождении меди в Забайкалье. Одновременно на Удокане стала создаваться транспортная инфраструктура. В 2021 году компания ''Удоканская медь'' начала строительство новой прирельсовой базы на Байкало-Амурской магистрали для транспортировки товарной продукции, в получении которой заинтересована КНР. Китай является крупнейшим в мире импортёром медного концентрата и потребителем рафинированной меди (на долю Китая приходится 42% мирового спроса на рафинированную медь), поэтому вопрос о модернизации БАМа для Пекина сохраняет свою актуальность».
Кроме того, уточнила Жанна Петрунина, транзитные перевозки проходят по безопасным маршрутам коридора Китай — Монголия — Россия, страны получают большие возможности для инфраструктурных изменений на прилегающих территориях, использование железных дорог в будущем позволит РФ и Китаю активизировать экономическую деятельность на западном участке их границы.
Однако, констатировала она, осуществление планов сдерживается трудностями. Они связаны прежде всего с необходимостью значительно модернизировать железные дороги России и Монголии.
Во-первых, чтобы вовлечь БАМ в российско-китайские транзитные перевозки через Монголию, РФ нужно связать север и центр Бурятии, проложив соединительную ж/д ветку между БАМом и Транссибом.
Во-вторых, Трансмонгольская железная дорога, соединяющая российский Улан‑Удэ и китайский Цзинин, на участке до Улан-Батора — одноколейная и неэлектрифицированная, поэтому её пропускная способность — низкая.
«Ситуация могла бы измениться, поскольку 50% и одна акция Улан-Баторской железной дороги (часть Трансмонгольской) принадлежат ОАО ''РЖД''. Следовательно, Россия может инвестировать в модернизацию железной дороги от Улан‑Удэ до Улан-Батора. Однако ОАО ''РЖД'' не спешит вкладывать средства в развитие своей части Трансмонгольской железной дороги, опасаясь, что если Монголия примет предложение Китая построить скоростную магистраль до российской границы, то Улан-Баторскую железную дорогу можно будет закрывать, а все усилия России будут напрасны», — подчеркнула Петрунина.
Как встречали Путина
Президент РФ Владимир Путин прибыл с официальным визитом в Монголию вечером понедельника, 2 сентября. Его самолёт сел в международном аэропорту «Чингисхан» возле столицы Улан-Батора. К борту постелили красную дорожку, по обе стороны которой выставили почётный караул.
Эти детали встречи, вызвавшие у отечественных и зарубежных наблюдателей мысли об особенном приветствии для Путина, использовали при визитах других высокопоставленных гостей. Например, короля Бутана, президентов Франции и ФРГ, министра иностранных дел Китая, Папы Римского, по данным Национального информационного агентства Монголии.
У трапа главу государства встретили министр иностранных дел Монголии Батмунхийн Батцэцэг и чрезвычайный и полномочный посол РФ в Монголии Алексей Евсиков.
А в конце красной дорожки президента России уже ждал кортеж, главной машиной которого был президентский автомобиль «Аурус».
Видео «Кремль. Новости»
Последние встречи Путина и Хурэлсуха были 3-4 июля на саммите Шанхайской организации сотрудничества в Астане (Казахстан). Последний визит президента России в Монголию был в сентябре 2019 года, по данным официального сайта главы РФ.
Что сказали президенты
Уже сегодня президент Монголии Ухнагийн Хурэлсух и президент России Владимир Путин провели официальную встречу, которая предварила межгосударственные переговоры. Её провели в специальной юрте.
Хурэлсух назвал Путина глубокоуважаемым, отметил, что «мы очень рады» важному визиту главы РФ и совместному празднованию 85-летию победы на Халкин-Голе, и пожелал «приятного пребывания в нашей стране».
«Весь наш народ воспринимает это как дань уважения к этому событию. Мы весьма рады и искренне признательны вам за то, что Вы нашли время и посетили с визитом нашу страну», — подчеркнул монгольский лидер.
Он напомнил, что пять лет назад Москва и Улан-Батор подписали Договор о дружественных отношениях и всеобъемлющем стратегическом партнёрстве.
«За последние годы наши взаимоотношения активизировались: были осуществлены несколько взаимных визитов как на высшем, так и на высоком уровне… У нас активизировалось торгово-экономическое сотрудничество, что обеспечило экономический рост», — обратил внимание президент Монголии.
В ответ Владимир Путин отметил, что отношения Москвы и Улан-Батора по всем направлениям развиваются «уже на новой основе» и вопреки сложностям вышли «на траекторию роста торговых отношений, торгового оборота».
Президент России также пригласил своего коллегу на саммит БРИКС, который пройдёт в Казани в этому году, и выразил надежду на то, что Хурэлсух примет в нём участие.
По данным Кремля, президенты также обменяются мнениями по актуальным международным и региональным проблемам. Кроме того, запланированы подписание двусторонних документов, беседы Путина с премьер-министром и спикером парламента Монголии.
Алексей Лохвицкий
Обсуждение (1)
Добрососедские отношения для Монголии куда более важны чем европейские хотелки