вт, 16/10/2018 - 16:15

Парламент Севастополя не смог ограничить свободу чиновников тратить деньги без контроля

Исполнительная власть привычно ссылается на необходимость работать оперативнее.

Отсутствие такой свободы у правительства соседнего субъекта – Республики Крым не мешает ему работать более эффективно.  

Как хочу, так и ворочу

Закон о внесении изменений в бюджет Севастополя на 2018 год принят во втором чтении. Поправки, направленные на ограничение права правительства распоряжаться средствами без согласия депутатов, большинства голосов не получили.

Поправки, о которых мы уже рассказывали, были предложены главой бюджетной комиссии заксобрания Вячеславом Аксеновым после того, как законопроект был принят в первом чтении.  Но поддержали их только 12 депутатов из 24.

«Расширены полномочия правительства по распределению бюджетных средств в рамках одного ГРБС (главного распорядителя бюджетных средств – ред.): если до сих пор в рамках одной целевой статьи можно было перераспределять 50% средств, то теперь – 100%», – пояснил Аксенов суть принятого законопроекта журналистам. – «Второй момент, по которому у нас были разногласия, – это расширение полномочий правительства перераспределять средства между двумя ГРБС в рамках одной государственной программы. Я был против этого, но сегодня принят был вариант правительства».  

Говоря об этом, важно помнить, что правительство уже имеет право самостоятельно корректировать сами госпрограммы, не согласовывая изменения с заксобранием и не предоставляя их для оценки Контрольно-счетной палате.

«В других регионах такая система контроля и согласования существует, у нас ее нет. Получается, что можно перераспределить средства и между ГРБС внутри программы, а можно и саму программу», – подчеркивает глава бюджетной комиссии.

Правительство и во всем поддерживающие его депутаты привычно объясняют потребность в финансовой свободе необходимостью работать оперативнее, а значит, и эффективнее. В ход идут ссылки на интересы города, которые якобы страдают из-за необходимости согласовывать действия с КСП и депутатами. Говорится и о том, что Севастополь находится в исключительных условиях – нигде больше нет такого количества строящихся или реконструируемых объектов. Однако в Республике Крым, которая находится в аналогичных условиях, таких полномочий у правительства нет.

«Нет, в Крыму полномочий, которое получило наше правительство, у исполнительной власти нет. Это приводит к тому, что в Крыму Госсовет уже 7 раз рассматривал и вносил изменения в бюджет. Но крымская исполнительная власть, в отличие от нашей, очень тесно сотрудничает с законодательным собранием в процессе подготовки документов, поэтому на утверждение этих изменений уходит минимум времени. Мы тоже к этому стремимся, но, к сожалению, не получаем реакции со стороны правительства», – сказал Вячеслав Викторович. 

Поправки отклонены, да здравствуют поправки

Отсутствие у крымской исполнительной власти той свободы, что есть у правительства Севастополя, не мешает Республике Крым лучше осваивать федеральные средства. Помимо этого, в Севастополе уже немало примеров, при знакомстве с которыми каждому разумному человеку хочется не предоставить руководству города дополнительные полномочия, а, напротив, отобрать последние. Наиболее ярким, безусловно, стала горькая судьба 2 млрд. рублей, которые были выделены на строительство КОС «Южные» и после ряда незаконных манипуляций исчезли из бюджета города. Теперь судьба очистных, в которых город давно и остро нуждается, под большим вопросом.

Несмотря на сегодняшнюю неудачу, глава бюджетной комиссии намерен подготовить и внести свои предложения вновь, на этот раз – уже отдельным законопроектом. Правда, с оговоркой – если будет надежда, что его поддержит большинство.

«Не хочется сотрясать воздух впустую. Поэтому если я буду видеть, что инициатива может пройти, она будет внесена», – пояснил Аксенов.  

Полномочия для КСП

А вот законопроект, предусматривающий расширение полномочий Счетной палаты по контролю над госпрограммами, им уже внесен и размещен на сайте заксобрания.

«Речь идет о том, что КСП должна иметь возможность контролировать не только вновь создаваемые госпрограммы, но и изменения, которые вносятся во все региональные программы достаточно регулярно. Кроме того, законопроект предусматривает предоставление финансово-экономических обоснований и расчетов при внесение изменений в бюджет либо другие законодательные акты, связанные с изменением бюджета», – сообщил Аксенов.

Третий важный момент, по его словам, связан с установлением сроков предоставления депутатам и КСП сведений об изменениях, которые правительство вносит в сводную бюджетную роспись. Сейчас отсутствие четко оговоренных сроков позволяет исполнительной власти, что называется, спускать вопрос на тормозах.

«Весной, когда Михаил Вавилов был еще представителем губернатора в заксобрании, он объяснял непредоставление такой информации тем, что сроки для этого не определены. Поэтому этот пробел предлагается восполнить. Чтобы было понятно: информация нужна не когда-нибудь вообще, а в течение конкретного срока», – прокомментировал свое предложение Аксенов.  

Ольга Смирнова

Читайте также: