Представленный во вторник депутатам заксобрания Севастополя после долгих мытарств отчёт губернатора Дмитрия Овсянникова, похоже, не отражает всей полноты реального состояния местного бизнеса. Для этого достаточно сравнить основные тезисы отчёта главы города с информацией из доклада бизнес-омбудсмена Тимофея Смирнова.
Рост или снижение?
Так, по словам Овсянникова, в Севастополе на 6,7% выросло количество субъектов малого и среднего предпринимательства. Таким образом, на 1 января 2019 года их число составило 24 327 единиц, в том числе юрлиц – с 7 339 до 8 003 единиц и индивидуальных предпринимателей – с 15 462 до 16 324 единиц.
Правда, отправной точкой для подсчёта взят август 2016 года – дата начала ведения Федеральной налоговой службой реестра субъектов малого и среднего бизнеса. Получается, отчитывался губернатор за прошлый год, а статистика выведена за три предыдущих года.
Вместе с тем, цифры только за 2018 год, приведённые в докладе уполномоченного по защите прав предпринимателей Тимофея Смирнова на основании данных Федеральной налоговой службы, говорят об обратной динамике. Согласно им, в городе наметилась тенденция к сокращению количества субъектов предпринимательства.
«Если на протяжении 2017 года в городе Севастополе прекратили свою деятельность 2875 субъектов, в том числе 227 юридических лиц и 2648 индивидуальных предпринимателей, то в 2018 году количество субъектов, прекративших свою деятельность, выросло и составило 3537, в том числе 614 юридических лиц и 2923 индивидуальных предпринимателя», – говорится в докладе Смирнова.
При этом, по данным налоговой службы, на протяжении 2017 года, действительно, количество субъектов предпринимательства росла и к январю 2018 года их насчитывалось 26 591. А вот в 2018 году количество снижалось до 26 348 единиц.
Фрагмент отчёта бизнес-омбудсмена Севастополя по итогам 2018 года
Возможно, именно этим и объясняются выбранные правительством трехгодичные временные рамки при подготовке отчёта за 2018 год.
Еще по теме: Что происходит с частным бизнесом в Севастополе
В своем отчёте бизнес-омбудсмен обращает также внимание на то, что в марте 2018 года изменилась методика определения начальной цены договора на размещение нестационарных торговых объектов, утвержденная постановлением правительства. В результате размер оплаты за размещение НТО вырос «минимум в три, а максимум в двенадцать раз».
«Учитывая, что городе наметилась тенденция к сокращению количества субъектов предпринимательской деятельности, есть основание предположить, что вышеуказанное постановление внесло в это свой вклад», – отмечено в докладе Тимофея Смирнова.
По его мнению, эта методика противоречит требованиям федерального и антимонопольного законодательства, создавая дискриминацию среди предпринимателей, чьи НТО находятся на земельных участках города.
Этой проблеме была посвящена весомая часть обращений севастопольских бизнесменов в адрес уполномоченного.
Ещё по теме: Предприниматели Севастополя судятся с правительством из-за астрономической арендной платы
К слову, не забыли местные власти «позаботиться» о создании новых рабочих мест на городских рынках, ведь именно торговля, если верить отчёту Овсянникова, «является одним из основных драйверов экономики Севастополя».
Наверное, ярким примером «заботы» правительства Севастополя должна стать история предпринимателей со Сталинградского рынка, которых после сноса переселили и благополучно предали забвению на Борисовском рынке. За собственные средства они благоустроили новые рабочие места, но дни идут, а покупателей всё нет.
Административные лабиринты
Ещё одна распространенная проблема местного бизнеса, о которой говорил практически каждый предприниматель на встрече с бизнес-омбудсменом, - это невозможность получения необходимых для ведения бизнеса документов в профильных организациях и ведомствах правительства Севастополя.
Так, согласно отчёту Овсянникова, в Севастополе с 2014 года создано аж три организации финансовой поддержки малого и среднего бизнеса – Фонд микрофинансирования, Гарантийный фонд и фонд поддержки предпринимательства. При этом общий объём финансирования госпрограмм развития МСВ с 2014 по 2018 год составил 209,11 млн рублей.
Как оказалось, несмотря на бравурный отчёт о реализации госпрограмм и региональных проектов по поддержке бизнеса в Севастополе, сложности у предпринимателей начинаются уже на начальных этапах ведения бизнеса. При этом далеко не всем предпринимателям удается преодолеть административный барьер, отметил в своем докладе Тимофей Смирнов.
«Одной из проблем для начинающих предпринимателей является сложность процедур, которые необходимо пройти до начала реальной деятельности. Это часто является непреодолимым препятствием для лиц, желающих заниматься бизнесом», – говорится в документе.
Причём, как подчеркивается, речь идёт не о регистрации индивидуального или юридического предпринимателя – эти процедуры не вызывают заметных сложностей.
Основные проблемы
Пока губернатор с трибуны законодательного собрания Севастополя вещает о том, что развитие малого и среднего бизнеса является «одним из важнейших приоритетов государственной политики органов исполнительной власти», по словам Тимофея Смирнова, как раз одной из основных проблем местных предпринимателей является «отсутствие гарантий законности при взаимодействии власти и бизнеса, включая сферу имущественно-земельных отношений».
Ещё по теме: Злоупотребления с собственностью Севастополя многочисленны и разнообразны
«Как следствие наблюдается не только нежелание инвесторов заходить на территорию города Севастополя, но и сдержанность предпринимателей в расширении собственных возможностей», – говорится в отчете губернатора.
Кроме того, негативное влияние на инвестклимат Севастополя оказывает и отсутствие механизма узаконивания строений, возведенных до 2014 года и не имеющих документов.
«Как выход необходимо создание специальной комиссии, проведение фактических обследований и изысканий по каждому объекту, что позволило бы либо узаконить данные строения, либо признать непригодными», – отмечено в докладе.
При этом уточняется, что сделать это необходимо в кратчайшие сроки.
К этому можно добавить ряд уже известных проблем взаимодействия бизнеса с банковской сферой, санкционный режим полуострова, отсутствие на местах рычагов поддержки предпринимательства и до сих пор не принятый генеральный план Севастополя, о которых в отчёте главы правительства Севастополя речи почему-то не шло.
Полина Ласькова
Обсуждение (5)
Господину Смирнову пора от слов переходить к делу. А констатация происходящего в мире бизнеса,еще не предмет защиты интересов прав предпринимателей Севастополя.
Когда же преприниматели поумнеют?
to Алексей Дружинин: Властной элите России не выгоден малый бизнес, выгодны нищие кормящиеся с руки власти. Сейчас 25000, а при укре было 50000. Условия ведения бизнеса были при укре в 2 раза лучше.
Как и в по всей России. Закрываются открываются. Поддерживаются, но все равно закрываются. Специфика бизнеса видать такая) очень зависит от внешних факторов.
Ну то, что развития малого и среднего предпринимательства нет, это не заслуга нашего губернатора, такая тендения по всей стране, к сожалению, действительно административный барьер труднопреодолим, то роспотребнадзор замучает проверками и предписаниями, то прокуратура, то аренду поднимут, то с органами судиться приходится потому что нигде нет конкретного толкования каких-то норм и правил.