Севастополь

О причинах роста цен на продовольствие, или Куда смотрит администрация

О причинах роста цен на продовольствие, или Куда смотрит администрация

Начиная со второго квартала текущего года, на внутреннем рынке наметилась тенденция к росту потребительских цен на основные виды продовольственных товаров. Так, за 8 месяцев с.г. индекс потребительских цен на продовольствие составил 109,3%.

 

Больше всего на протяжении последних месяцев подорожали макаронные изделия (на 33%), хлеб и хлебопродукты (на 20%), молоко (на 29%), сметана (на 14%), масло подсолнечное (на 27%), яйца (на 18%). При этом цены на мясо (говядина, свинина) изменились незначительно (от 3 до 8%), цены на мясо кур по сравнению с началом года остались неизменными, а цена на сахар даже несколько снизилась.

 

Конечно, в преддверии новогодних и рождественских праздников цены заметно подрастут, но этот фактор не имеет экономически обоснованных оснований.

 

Предпосылки роста цен зрели давно: за последние годы уменьшились посевные площади, снизилось поголовье крупно-рогатого скота, и как следствие, уменьшился объем производства молока в целом по Украине.

 

Основные причины роста цен лежат в основе уменьшения предложения сельскохозяйственного сырья для перерабатывающей промышленности при растущем спросе на него, вследствие чего растут цены на сырье.

 

Ценовая ситуация на рынке продовольствия формируется под воздействием таких основных факторов:

 

- стабильного роста цен на зерно, как на внутреннем, так и мировом рынках в результате уменьшения его валового сбора и мировых запасов;

 

- повышения закупочных цен на продукцию животноводства, связанного, в основном, с подорожанием кормов;

 

- существенного повышения цен на семена подсолнуха в результате уменьшения оценки его валового сбора в 2007 году из-за нынешней засухи, рост мировых цен на сырье масличных культур в связи с уменьшением его мирового производства;

 

- увеличение стоимости составных расходов при производстве продукции, в частности,  энергоресурсов, заработной платы.

 

С октября 2006 г. по сентябрь 2007 г.в Украине средняя заработная плата выросла до 1426 грн. или на 560 грн.  Это значит, что на рынок вышли дополнительно 560 грн. , которые должны найти свой товар и услуги. В результате  они стали составляющими ценообразования, которые спровоцировали в том числе очередной виток цен.

 

Кроме того, следует напомнить о значительном росте рыночных цен на газ, энергоресурсы. Только нефтепродукты (бензин и дизтопливо) подорожали к началу года в среднем на 34%.

 

В связи с этим у простого гражданина напрашивается законный вопрос: куда же смотрит власть? И далеко не каждый задумывается, что мы с вами уже давно живем в эпоху рыночных отношений: непростых, еще далеко нецивилизованных, еще отстающих от правовых, но все же рыночных. А рынок формирует цены путем спроса и предложения. И здесь работает простая экономическая формула: чем выше спрос, тем больше предложение и выше цена.

 

Государственное регулирование цен, которое осуществляется местными органами власти, занимает достаточно малый сегмент в рыночном механизме ценообразования. Канули в лету прейскуранты цен. Сегодня государство все больше доверяет рынку, все меньше оставляя себе рычагов регулирования. Ведь государственная политика относительно вхождения Украины в мировое содружество – Всемирную торговую организацию, предполагает расширение рыночных отношений.

 

 

 

Полномочия по регулированию цен, которыми сегодня обладает городская государственная администрация, достаточно ограничены.

 

В их числе установление торговых надбавок на основные продукты питания: на муку, хлеб и хлебобулочные изделия 1 сорта и из смеси – до 10%. На макаронные изделия, сахар, крупы, масло сливочное и растительное, молоко, колбасные изделия вареные, говядину, свинину, мясо птицы, творог, сметану -15% к цене приобретения, но не больше 20% к цене производителя с учетом транспортных расходов.

 

С целью сдерживания роста цен городской администрацией подготовлен проект о декларировании цен, который размещен на официальном веб-сайте СГГА и проходит регуляторную процедуру. Суть введения декларирования заключается в том, что в случае, если цены на указанные выше продовольственные товары повышаются на протяжении месяца на 1%,   субъекты хозяйствования, которые осуществляют деятельность по производству и/или  реализации продовольственных товаров, обязаны не позднее, чем за 10 дней до введения оптово-отпускных цен на продовольственные товары, представить в городскую  государственную администрацию декларацию по установленной форме и документы с обоснованием  необходимости повышения цен.

 

Кроме того, администрацией проведена работа по интервенции (выброс на рынок) из государственного резерва  по 500 тонн муки ежемесячно до конца текущего года для сдерживания роста цен на муку. В числе иных регуляторов действенными являются альтернативная торговля с привлечением на рынок непосредственного товаропроизводителя.

 

 Расширяется сфера торговли сельхозпродукцией с первоочередным предоставлением торговых мест аграриям и фермерским хозяйствам для продажи сельхозпродукции с автомашин, с привлечением местных и иногородних товаропроизводителей, предприятий агропромышленного комплекса Автономной Республики Крым, Херсонской, Запорожской, Кировоградской и других областей Украины.

 

 Мониторинг и контроль ценовой ситуации, совместная работа всех контролирующих органов города позволяют пресекать неконкурентную, недобросовестную, а порой преступную деятельность некоторых субъектов хозяйствования.

 

Насыщая потребительский рынок в целях снижения цен, городская государственная администрация контролирует качество предлагаемой продукции. В городе осуществляется постоянный контроль источников поступающих на рынки города продуктов, их качества, а также сырья для производства собственной продукции.

 

 

 

Однако, читателя вовсе не утешают аналитические выкладки, поскольку вся арифметика просто укладывается в содержимое кошелька. И если расходы опережают доходы, любая философия цен теряет смысл.

 

Цены – сложная экономическая категория, которая существует в жесткой связке с доходами и расходами, прибылью и убытками, зарплатой и налогами и не только.

 

Поговорим на языке цифр. Сегодня минимальная зарплата, устанавливаемая законодательством,  составляет 470 грн., в далеком 1996 году она равнялась 15 грн. Минимальная пенсия составляет 415 грн., в 1996 г. это были те же 15 грн. Средняя пенсия в Севастополе составляет 627 грн., в 2006 г. она равнялась  484 грн. То есть, динамика роста социальных выплат налицо: растут заработная плата и пенсия, однако, они пока еще не поспевают за ростом цен.

 

Кроме того, есть незащищенные категории жителей Севастополя: из почти 380 тысяч  населения города  около 100 тысяч составляют пенсионеры и далеко не все они получают достойную пенсию. Это государственная проблема, которую должно решать государство.

 

Мы все живем в одном государстве. Наблюдаем за переменами, являемся участниками перемен, меняемся сами.

 

Экономика – искусство ведения хозяйства. А быть хозяином нелегко. Сейчас страна переживает сложное время - мы учимся хозяйствовать. И если каждый начнет с себя, наведет порядок в своем хозяйстве, в своей семье, в своей душе и голове, не позволит душе своей лениться, - нам на все хватить денег. Настанет время, когда мы научимся работать, производить, торговать, строить, выращивать, и тогда наше государство станет богатым и сильным.

 

 

Заместитель начальника

 

управления экономики Елена Шамрай

 

 

2628
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:

Главное за день

Власти Севастополя пытаются одобрить строительство отеля в центре задним числом

Считается, что проект был утверждён в 2022 году, но документы говорят о другом.
20:00
40
1279

Новым отелем в старом городе Севастополь пытаются прогнуть под интересы инвесторов

Пример этого – ситуация с новым зданием у «Черноморца», считает Вадим Колесниченко.
15:03
18
1462

Планы прошлых лет не оправдывают новострой в центре Севастополя

Нельзя опираться на несостоявшиеся градостроительные задумки и ошибки, считает Наталья Безнос.
20:00
18
2193

В Севастополе проработали вид будущих ТЦ в начале проспекта Генерала Острякова

По меньшему вопрос решён, облик более крупного отправлен на доработку.
20:00
29
4372