Крым

Ничтожные годы: чем может аукнуться отмена «украинских лет» российскому Крыму

В преддверии первого юбилея Русской весны важно осознавать, что всё было не зря.

Ничтожные годы: чем может аукнуться отмена «украинских лет» российскому Крыму
Фото:
коллаж ForPost
23 года Крым находился в составе Украины.

Каждый народ проходит свой путь. Из побед и ошибок складывается не только история, но и ментальность. В феврале Российская Федерация начинает отмечать юбилей присоединения Крыма: 10 лет назад полуостров всколыхнула Русская весна, крымчане сказали решительное «нет» Украине, проголосовав за возвращение в родную гавань.

За десять лет жители Крыма привыкли, что наш крохотный полуостров находится в эпицентре геополитики. И чем ближе к дате, тем чаще можно услышать интересные политические заявления. Одно из таких ярких заявлений сделал председатель Государственного совета Республики Крым Владимир Константинов, сообщив о проработке вопроса по закреплению на юридическом уровне «отмены» украинского прошлого региона.

Это, как пояснил политик, является логическим продолжением работы по признанию незаконными советских актов 1954 года, согласно которым полуостров был передан из РСФСР в состав УССР. Признать «юридически ничтожными», напомним, спикер крымского парламента собирается 23 года — с 1991-го по 2014-й.

«Такие вердикты высшей юридической инстанции необходимы для того, чтобы назвать вещи своими именами», — подчеркнул Константинов в комментарии РИА Новости Крым.

Практическая ценность

Заявление спикера Госсовета республики многие восприняли как политическую декларацию. Однако директор Таврического информационно-аналитического центра, кандидат политических наук Александр Бедрицкий уверен, что закрепить на законодательном уровне «ничтожность украинских лет» можно, другой вопрос — зачем?

«Как прецендент — Россия правопреемник Советского Союза. То есть теоретически — это можно сделать. <…> Но в своё время было принято постановление Государственной думы о денонсации Беловежских соглашений. И кто сейчас об этом помнит? Какая практическая ценность?», — привёл пример эксперт, отвечая на вопрос ForPost в ходе пресс-конференции в пресс-центре РИА Новости Крым.

Официальное название документа, который вошёл в историю как Беловежские соглашения — «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств». Оно было подписано 8 декабря 1991 года в Минске Республикой Беларусь, Российской Федерацией и Украиной как государствами — учредителями СССР, подписавшими Договор о создании Советского Союза 29 декабря 1922 года.

Спустя пять лет, 5 марта 1996 года, Государственная Дума РФ, которую тогда возглавлял Геннадий Селезнёв, приняла постановление N 157-II ГД о денонсации Беловежских соглашений и подтверждении юридической значимости общесоюзного референдума 17 марта 1991 года по сохранению СССР. Ряд экспертов полагает, что именно денонсация Беловежских соглашений позволила вернуть Крым в состав России в 2014 году.

Крымский политолог, доцент кафедры социально-экономической географии им. Н.В. Багрова КФУ им. В.И. Вернадского Сергей Киселёв, также участвовавший в пресс-конференции, напомнил, что во время Русской весны Владимир Константинов был единственным легитимным лидером от Крыма (с 2010 по 2014 год политик возглавлял Верховный Совет АРК). Таким образом, по мнению политолога, сложно переоценить его вклад по возвращению полуострова в состав России. Озвученная инициатива — планомерное продолжение избранного политического вектора, уверен эксперт.

«Мы будем иметь наработанную правовую базу и по вопросам, связанным с ничтожеством этого времени, идеологическим и политическим, по нашим претензиям непосредственно к государству Украина, если оно сохранится. Мы можем предъявлять претензии мировому сообществу, — перечислил Сергей Киселёв практические выгоды. — Само по себе юридически грамотно оформленное наличие этих документов даёт перспективу на будущее. Мы должны быть готовы. Хотя мы видим, как на Западе ценят те ценности, которые они же и декларируют».

Впрочем, напомнил доцент кафедры социально-экономической географии, легитимность российского статуса Крыма была закреплена ещё в 1792 году Ясским миром. Мирный договор, ознаменовавший завершение русско-турецкой войны 1787 — 1791 годов, заключили Российская и Османская империи. Название дали по городу Яссы (тогда Молдавское княжество, сейчас территория Румынии), где велись переговоры. Подписанное 29 декабря 1791 года (9 января 1792 года) соглашение закрепило за Россией всё Северное Причерноморье, включая Крым.

В заключение Сергей Киселёв высказал мнение, что этот вопрос окончательно в пользу России решится только с победой в специальной военной операции: тогда не нужны будут никакие признания. А вот если «мы сыграем вничью» — это будет равносильно проигрышу, предупредил политолог.

Шаг назад, два вперёд

Иногда, чтобы лучше понять ситуацию, нужно посмотреть на неё со стороны. Поэтому к дискуссии о необходимости отмены украинских лет Крыма ForPost попросил подключиться преподавателя МГУ имени М.В. Ломоносова Любовь Ульянову. Историк досконально изучила документы эпохи развала СССР.

Собеседница издания напомнила, что Украина получила Крым и Севастополь по результатам голосования на Всеукраинском референдуме о независимости 1 декабря 1991 года. По результатам этого голосования Украина объявила о своей независимости, а также о том, что Крым и Севастополь выходят из состава Советского Союза вместе с ней.

«И ранее я доказала — никто пока не оспорил этого, — что эти данные, а там было чуть более 50% «за» по Крыму и Севастополю, были сфальсифицированы. Это была намеренная политика по тому, чтобы оставить Крым в составе Украины», — считает исследователь.

Ранее ForPost также публиковал авторский материал Любови Ульяновой, в котором она доказала с опорой на официальные документы той эпохи и то, что в августе 1991 года в Крыму вместо акта независимости Украины обсуждали путч.

Однако, признавая ничтожность документов 1991 и 1954 годов сейчас, мы рискуем открыть ящик Пандоры, предостерегает историк.

«Если следовать строго юридической логике, придётся пересматривать и какие-то другие документы. Например, документы, которые касаются территориальных перераспределений внутри СССР — Прибалтики, Казахстана, Карелии и других», — пояснила эксперт.

По мнению собеседницы издания, то, что развал Советского Союза был незаконным, и так все знают. Это давно доказано, так как Беловежские соглашения и сам процесс «развода» союзных республик по сути являлся антиконституционным.

«Всё это давно известные вещи. Можно ли это юридически как-то признать, чтобы какой-то действующий орган власти это утвердил каким-либо образом? Сложно сказать, а ещё сложнее прогнозировать, какие будут юридические последствия. А вот на уровне политической декларации об этом имеет смысл говорить и, по-моему, именно об этом и говорится», — заметила эксперт.

В желании «отменить» несправедливые страницы истории можно дойти до более ранних периодов истории. Ведь если отталкиваться от незаконности развала Советского Союза, то придётся вспомнить, что и развал Российской Империи тоже был незаконным и так далее. Однако история от этих решений, даже если они будут закреплены юридически (отдельный вопрос, какой орган должен будет это сделать), не изменится, подчеркнула Любовь Ульянова.

По её мнению, сейчас лучше сосредоточиться на том, как русские люди жили в украинское время, отдалённые от Родины государственными границами другой страны. Помнить, например, то, чем «занимался ForPost, как создавались и какую роль в сохранении русской идентичности играли курсы «Севастополеведения», в чем состояла деятельность Русской общины Крыма».

«Люди жили с ощущением несправедливости, кроме того, налицо было и нарушение прав русских как этнической группы, и это нельзя просто вычеркнуть из истории. Тогда непонятными будут события 2014 года», — заключила специалист.

Ранее Любовь Ульянова уже выступала на ForPost, разъясняя, что работа по «аннуляции Украины» из крымского прошлого в юридической плоскости затруднена и даже вредна по указанным выше обстоятельствам. Свои выводы историк строит на тщательно изученных документальных свидетельствах рассматриваемой эпохи. 

Власта Пидпалая

5980
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов

Обсуждение (20)

Profile picture for user Skiper
203
Skiper

Достаточно вспомнить результаты референдума 20 января 1991 года, решение которого так и не было до конца выполнено, не проведенный референдум, который по закону должен был пройти в Крыму как автономии при выходе УССР из союза. А также о том, как украина навязала Крыму конституцию 1995 года, и так и не проведенном обещанном референдуме по вопросу конституции и государственного языка в Крыму. И сразу становится понятно, что годы украины в Крыму де юре были ни чем иным как оккупацией.

Profile picture for user ulogin_google_111866359004929335590
1377
Marat Kanzha

Если украинские времена ничтожны, значит ничтожным является и любая бумага этих времен.

Например - трудовой стаж. Ну или покупка/продажа жилья. Уж молчу про историю с ваучерами. :)

Т.е. отменить если это дело - то тут же будет грандиозный передел собственности, который запросто перейдет в гражданскую войну. Этого хотят?

Profile picture for user Тина Севастополь
9438
Тина Севастополь

Мы не имеем права "сыграть вничью".                 yak 

                                 Моё мнение.

Profile picture for user Norder
1294
Norder

Почему все только про Тавриду говорят? Севастополь был кому подчинён при Союзе? Город-герой имел отдельный статус. 

Profile picture for user Николай Орлов
3214
Николай Орлов

в своё время было принято постановление Государственной думы о денонсации Беловежских соглашений. И кто сейчас об этом помнит? Какая практическая ценность?

Про практическую ценность уже сказал Сергей Киселёв. Украина - это не государство, а политическое недоразумение. Начнём с того, что в декларации о её суверенитете была озвучена наглая ложь, про "опасность", исходившую со стороны ГКЧП. Но 24 августа уже никакого ГКЧП не было. Путч провалился ещё 21 августа. А хитроногий Кравчук просто так боялся, что его арестуют, что дотянул аж до 24 числа, когда ему не предоставили гарантий безопасности провозглашения этого Акта. Про декабрьский референдум 1991 года можно даже не говорить. Это была полная фикция. Так что Украина, как и ЦР, УНР - это всё бутафория, марионетки, управляемые западом на исконно русских территориях.  

Profile picture for user КРЫМЧАК
15977
КРЫМЧАК

во время Русской весны Владимир Константинов был единственным легитимным лидером от Крыма

Где был бы этот наилегитимнейший собравший лавры, если бы не бросившийся "на амбразуру" Севастополь!?

Profile picture for user Игорь Сыроежкин
1172
Игорь Сыроежкин

Как продолжение… должен быть реально осуждён гОрбачев и еЛьцин как нарушившие присягу президентов страны…

Profile picture for user Николай Орлов
3214
Николай Орлов

to КРЫМЧАК:  

Вы правы в такой постановке вопроса. Но уверяю Вас, что Константинову тоже пришлось хлебнуть по полной. Думаю, что ему процесс принятие важных решений во второй половине февраля 2014 года стоил нескольких лет жизни. Первенство севастопольцев неоспоримо. Считаю, что с 23 по 26 февраля город был фактически независимым под руководством Чалого, пока в Москве и Симферополе думали, что делать с новой реальностью. 

Profile picture for user ulogin_mailru_919787742112119086
6405
d dd

Совершенно очевидено,что это вопрос об "элитах " и народе.

Народу влилвали и вливают в уши всякую (любое прилогательное по вкусу).

И он верит, и в элекорольных процессах участвует, а вот за результатами не следит. Кто что общает и как выполняет. А если б и следил, то нет механизма дать под зад.

Давайте отменим. А дальше то что?Роспуск СССР незаконен? А что тогда с засевшими посл декабря 91 го правителями. Или 15 лет попользовался и  твое? Как с недвижимостью.

Да и кроме того "отмена «украинских лет» уже происходит, коллега вносила данные в СФР по стажу. Вот почему то до 18.03.2014 внесли, а на оставшиеся месяцы, до того как киевская конторка поувольняла сказали увы,другая страна. 

 

Profile picture for user sapun
8424
sapun

Давайте не называть элитами тех, кто сейчас у руля. Элиты не бывают в первом поколении. Пусть удержится 3 поколения и докажут свою духовность,  а не воровство

 

Profile picture for user Serggio
23697
Serggio

то придётся вспомнить, что и развал Российской Империи тоже был незаконным 

Совсем не одно и то же. Николай отрёкся от престола в пользу МИхаила, а тот - "в пользу народа". Т.е. - ликвидировал самодержавие - суть устройства Империи. На чём Империя и прекратила своё существование. Причём все акты отречения были полностью законны, в отличие от Беловежского сговора.

Profile picture for user Serggio
23697
Serggio

to sapun:  

Давайте не называть элитами тех, кто сейчас у руля. Элиты не бывают в первом поколении. Пусть удержится 3 поколения и докажут свою духовность,  а не воровство 

 Надеюсь, Вы не про передачу по наследству не только национальных богатств, но и власти? biggrin

Profile picture for user strelec
24512
strelec

При чем тут  страшилки про Казахстан и Прибалтику? Крым был автономной республикой с особыми правами.По состоянию на 1 декабря 1991 г. по действовавшему на тот момент закону СССР крымчане получили право на "самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно правовом статусе". Для легитимного решения вопроса требовался новый референдум, на этот раз в Крыму. Однако власти УССР жителям Крыма этим законным правом воспользоваться не дали, хотя упомянутый выше закон СССР продолжал действовать ещё 23 дня.



Более того -- на момент проведения Общеукраинского референдума 01.12.1991 в Крыму действовал ЗАКОН

КРЫМСКОЙ АВТОНОМНОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О РЕФЕРЕНДУМЕ (Ведомости Верховного Совета Крыма 1991-1992, № 4, ст. 152).

Т.е. Кравчук в очередной раз смошенничал,незаконно присвоив Крым и Севастополь.Если бы не трусость Ельцина, расстрелявшего Белый дом в Москве после решения  Госдумы о российском статусе Севастополя ,город еще в 1993 году  восстановил свой статус.

     Считаю глупостью и трусостью отказ от исправления ошибок истории,к тому же совершенных путем  волюнтаризма и мошенничества как в 1954 с нарушением процедуры,так и в 1991.с откровенным воровством.

Profile picture for user Norder
1294
Norder

Первой была Керчь.

то придётся вспомнить, что и развал Российской Империи тоже был незаконным Совсем не одно и то же. Николай отрёкся от престола в пользу МИхаила, а тот - "в пользу народа". Т.е. - ликвидировал самодержавие - суть устройства Империи. На чём Империя и прекратила своё существование. Причём все акты отречения были полностью законны, в отличие от Беловежского сговора.

 

to КРЫМЧАК:  Вы правы в такой постановке вопроса. Но уверяю Вас, что Константинову тоже пришлось хлебнуть по полной. Думаю, что ему процесс принятие важных решений во второй половине февраля 2014 года стоил нескольких лет жизни. Первенство севастопольцев неоспоримо. Считаю, что с 23 по 26 февраля город был фактически независимым под руководством Чалого, пока в Москве и Симферополе думали, что делать с новой реальностью. 

 

Profile picture for user Николай Орлов
3214
Николай Орлов

to Norder:  

 Первой была Керчь.

В Керчи была акция протеста против митинга украинствующих и в Ялте защитили памятник Ленину, но в Севастополе был именно Митинг Народной Воли, где произошла смена руководства (Яцуба ушёл в отказ) избрали Народного мэра Чалого. Так что в Севастополе была именно смена украинской власти. 

Profile picture for user Терциус Гауден
63
Терциус Гауден

можно сколько угодно говорить о политике. все это в прошлом.

 а вот "отмена украины" - это  проблемы для всех крымчан/севастопольцев в настоящем и будущем.  результатом отмены станет перераспределение имущества Крыма. 

по моему - это очевидный заказ тех, кто хотел бы землицы у моря, да побольше.

 

Profile picture for user еще одна мама школьников
4810
еще одна мама …

 

Если украинские времена ничтожны, значит ничтожным является и любая бумага этих времен.

 Тоже сразу об этом подумала, как прочитала, кто именно сказал. 

Profile picture for user Мицуко
3208
Мицуко

Больше нет проблем, всё везде хорошо? Или этой темой нас хотят от чего-то отвлечь?yak

Profile picture for user Sto3344
146
Sto3344

При Украине - Севастополь принадлежал больше Севастопольцам чем сейчас, и это факт.  Можно было в любое время, свободно гулять по Херсонесу, и по заброшенному аэродрому на херс. маяке. Сейчас местные чувствуют не только радости, но и утраты. 

На данном этапе эти 10 лет - не лучшие для Севастополя.  И самое главное перспектив на улучшение не просматривается.  Сейчас понаехи накидают минусов - ожидаемо. 

Profile picture for user ulogin_yandex_1452224833
1585
Александр Коломинов

Как сказал великий Мао: "Винтовка рождает власть".

Дедушка Крылов сформулировал иначе: " У сильного всегда бессильный виноват" (басня "Волк и ягненок")

Может хватит о международном законодательстве? Нет его. Прав тот у кого больше прав. США это много лет объясняет это всему миру.  И теперь это все поняли. 

Главное за день

Поиск неизвестных солдат в Крыму помог обнаружить остатки военного наблюдательного пункта

Работы будут продолжены до тех пор, пока не будут найдены останки всех защитников.
18:20
0
390

Шанс на исправление: как в Крыму живут приговорённые к принудительным работам

Учитывая кадровый голод, предприятия с радостью трудоустраивают таких работников.
17:14
0
398

Как угощения защищают крымских зверей от бешенства

На страже опасного вируса стоит комплекс профилактики.
16:18
2
353

В Крыму создали орудие для ловли «морских лисичек»

Богатые белком моллюски могут стать новым объектом промысла.
13:16
1
750

Когда в Крыму начнут ловить осетра?

В Азовском море могут открыть промысел редкой рыбы.
17:18
4
1558