пн, 18/12/2023 - 20:00

Незаконный поселок в севастопольском ООПТ застроен уже на четверть

Некогда большой сельхозучасток у села Резервного распилен на 31 маленький.

«У севастопольского села Резервного, в границах ООПТ «Государственный ландшафтный заказник „Байдарский”», обнаружился незаконный коттеджный посёлок», — сведения об очередных наглых самостроях, которыми поделились власти, были очень лаконичны.

В ответ на информационный запрос ForPost Севгосстройнадзор сообщил детальные данные.



Зона застройки выделена красным.

Разделяй и стройся

О целом поселении на охраняемой природной территории сотрудники стройнадзора узнали из социальных сетей. Выехав в Резервное, они увидели 8 капитальных строений: одно заглублённое из монолитного бетона (участок 91:01:033001:827) и семь одно- и двухэтажных жилых домов коттеджного типа (участки 91:01:033001:838, 91:01:033001:836, 91:01:033001:835, 91:01:033001:834, 91:01:033001:820, 91:01:033001:812, 91:01:033001:813).

Ранее все эти земли входили в один участок площадью 3,6 га (к/н 91:01:033001:166) и принадлежали КСП «Агрофирма „Красный Октябрь”». В 2021 году участок в 3,6 га был разделён на 31 обособленный земельный надел примерно по 10 соток, сообщил Севгосстройнадзор. Дробление сельхозземель в надежде их застроить индивидуальными домами — частый приём в Севастополе.

«Разделённая территория представляет собой единую планировочную структуру, характерную для жилой застройки: сформированы проезды, кварталы, выдержаны фасадные линии, обеспечен доступ к каждому земельному участку», — говорится в полученном ForPost документе.



Жёлтым отмечены участки с коттеджами, зелёным — с сооружением из монолитного бетона

Все участки принадлежат физическим лицам и были приобретены в разные годы. Вид их разрешённого использования — сельское хозяйство (код 1.0).

Часть участков расположена в охранной зоне высоковольтной линии электропередачи, в том числе непосредственно под ней. Однако это лишь одно из многих нарушений.

Двойное отягощение

Ниже — несколько предсказуемых фактов, которые, тем не менее, нуждаются в официальной констатации.

Во-первых, согласно ПЗЗ участки находятся на сельхозземлях, в границах контура СХ-1/О/-/91. Капитальные строения соответствующего назначения там могут быть — но только после разрешения на строительство.

Ни по одному из участков в департамент архитектуры и градостроительства обращений не было — ни за разрешением на строительство, ни за вводом в эксплуатацию. Градостроительные планы земельных участков тоже не подготавливались, сообщил Севгосстройнадзор.

Это и понятно — на этой земле не предусмотрено ни ИЖС, ни садоводство, под которое часто маскируется жилая застройка.

Во-вторых, все участки расположены в ООПТ, в заказнике «Байдарский». Даже разрешённые там виды строительства возможны только после положительного заключения экологической госэкспертизы. По сведениям Севгосстройнадзора, никакие документы, связанные с этими участками, в Севприроднадзор не поступали.

Итог:

«Объекты капитального строительства, возведённые с вышеуказанными нарушениями, классифицируются как самовольные постройки».

Ни к селу, ни к городу

Поскольку стройки были самовольными, коттеджи не являются собственностью владельцев участков.

«Лицо, осуществившее самовольную постройку, не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается», — цитирует Севгосстройнадзор статью 222 Градостроительного кодекса «О самовольном строительстве».

За правом собственности на самовольную постройку её инициаторы могут обратиться в суд, поспорив с вышеуказанной статьёй.

Пойдут ли владельцы участков таким путём, найдут ли зацепки для защиты своей позиции, станет ясно позже. Сейчас же материалы по самостроям переданы в департамент городского хозяйства для рассмотрения на Комиссии по пресечению самовольного строительства.

Также документы поступили в Севреестр, Севприроднадзор и департамент архитектуры и градостроительства — для реагирования в рамках полномочий каждого из ведомств.

Сам Севгосстройнадзор обещает мониторить территорию, чтобы не допустить её дальнейшую застройку.

Пахать не надо

Дербан внушительных угодий «Красного октября» в Варнаутской и Байдарской долине начался ещё в 2008 году. При Украине в деле фигурировала фамилия мэра Сергея Куницына, в российские годы — губернатора Дмитрия Овсянникова.

За прошедшие годы менялись схемы вывода сельхозземель из эксплуатации, к офшорным компаниям с «ЛТД» и «Лимитед» в названиях добавлялись отечественные фирмы-захватчики, а суды становились на сторону то одной, то другой стороны. Конечные бенефициары в судебных документах обычно не фигурировали. Подробнее об этом — в материале «Английская компания в любой момент может начать застройку Байдарской долины».

Неизвестны имена и сегодняшних выгодополучателей от застройки участков в Резервном. Зато есть информация о соседе самовольного посёлка. Как видно на карте, коттеджи находятся чуть в стороне от села, но в непосредственной близости от «Тихого места».

Устроитель «Агрофермы „Тихое место”» получил от правительства Севастополя грант на выращивание винограда, но вышел у него почему-то рекреационный бизнес: сдача в аренду домиков и беседок на природе.

Увы, стремление жить или делать бизнес на природе далеко не всегда сочетается с уважением к закону и праву.

Светлана Косинова

Читайте также: