35 — я батарея раскрывает свои тайны. В июне этого года на месте строительства Мемориала героических защитников Севастополя на мысе Херсонес в отвалах земли рабочие обнаружили орден.
Очистили его от налипшей грязи и увидели, что это —— орден "Знак Почета". На оборотной стороне сохранились цифры: N 5366. Здесь же была найдена печать секретной части 35 — й береговой батареи. Такой ценной находки за время раскопов батареи на мысе Херсонес прежде обнаруживать не доводилось. Сотрудники музея поняли, что батарея преподнесла очередной, и очень ценный, сюрприз. —— Поскольку на ордене сохранился номер, мы верили в то, что нам удастся обнаружить имя его владельца, —— рассказывает председатель правления объединения граждан "35 — я береговая батарея" Т.И. Уманская. —— Орден "Знак Почета" был учрежден в ноябре 1935 года. Первые награды всегда нумеруются, и можно не сомневаться, что человек, которому принадлежал этот орден, был заслуженным, известным и уважаемым.
Незамедлительно были отправлены запросы в центральные архивы. Рассчитывать на быстрый ответ не приходилось, поскольку сведения в архивах располагаются не по номерам наград, а по фамилиям награжденных. Значит, сотрудникам приходится перебирать многотысячные списки.
Но вот позавчера поступил долгожданный ответ. Информация, содержащаяся в нем, превзошла все возможные предположения: орден "Знак Почета" N 5366 принадлежал начальнику Севастопольского городского отдела милиции в дни героической обороны города Василию Ивановичу Бузину. Действительно, этой высокой награды В.И. Бузин был удостоен за безупречную службу в 1937 г. в связи в 20 — летием со дня основания милиции.
В.И. Бузин родился в Евпатории в 1902 г. Работать начал с 13 лет. Вскоре после революции вступил добровольцем в Красную Армию. После Гражданской войны стал работать в милиции—в Евпатории, Керчи, Симферополе. По окончании центральной школы милиции был назначен в Севастополь, чему был неимоверно рад. Севастопольцы знали его в лицо, уважали, любили, обращались со своими просьбами, помогали чем могли.
В дни обороны города В.И. Бузин организовал борьбу с преступностью и охрану общественного порядка в осажденном городе, непосредственно руководил операциями по уничтожению диверсионных групп противника. А 1 и 2 июля 1942 года, в самые трагические дни, он принимал личное участие в операции по эвакуации командного состава и защитников города с мыса Херсонес на Большую землю, фактически отправлял отсюда самый последний самолет.
Потом сражался в одном из сводных отрядов по защите аэродрома. Там и был смертельно ранен.
Вот строки из его последнего письма жене, написанного 30 июня 1942 г.: "Фаня, родная, береги детей. Мы тут стоим насмерть. И никакие силы не могут поколебать нашей решительности. Мы выполним свой долг. Они сожгли наш город, камни и те сдали, а мы сильнее. Будь готова ко всему. Идет война беспощадная и жестокая. Детям не придется краснеть за своего отца: скажешь им, что он был верен Родине до последней капли крови".
Имя Василия Ивановича Бузина занесено в первый том Книги Памяти Севастополя. "Погиб на мысе Херсонес 2 июля 1942 г."—так официально писали о гибели многих защитников Севастополя в последние дни обороны 1941 — 1942 гг., даже если не было каких — либо документальных сведений. Теперь подтвердилось, что В.И. Бузин в самые последние минуты жизни действительно был либо на самой 35 — й батарее, либо вблизи от нее.
Именем Василия Ивановича Бузина назван сквер в Ленинском районе нашего города. В 1967 году, к 50 — летию советской милиции, в сквере был установлен памятник работникам милиции, которые погибли, защищая Севастополь в 1941 — 1942 гг. (скульптура Станислава Чижа). В этом сквере правоохранители и стражи порядка проводят самые торжественные церемониальные мероприятия.
В Музее севастопольской милиции экспонируются материалы, связанные с жизнью и героической деятельностью Василия Бузина. Многие годы их собирала основатель и директор музея Эвелина Кирилловна Мешкова. Она встречалась с женой, дочерью и сыном В.И. Бузина в Евпатории, где они тогда проживали. Написала замечательный очерк о В.И. Бузине "Рыцарь долга" и очерки о других сотрудниках милиции. Она до сих пор остро переживает судьбу Василия Ивановича и его коллег.
А поисковая работа продолжается, в нее включаются все новые и новые поколения. Яркий пример того—поиск последних защитников херсонесского берега. База данных мемориального комплекса 35 — й береговой батареи постоянно пополняется. Как рассказала Т.И. Уманская, в музей поступил уникальный документ—краткий отчет по итогам обороны Севастополя за июнь 1942 года, направленный С.М. Буденному, подписанный Ф.С. Октябрьским и Н.М. Кулаковым 9 июля 1942 г. В нем приводятся данные по погибшим, раненым и без вести пропавшим защитникам города в период с 7.06 по 3.07.1942 г.: в общей сложности по Приморской армии и Черноморскому флоту—84724 человека (в том числе 57952 воина Приморской армии).
Поиск продолжается. 35 — я батарея раскрывает свои тайны.
Елизавета ЮРЗДИЦКАЯ
Обсуждение (4)
Вечная память героям обороны Севастополя!
Слава Героям!
Сиреневый не примазывайся к Севастополю, ты про тех которые в схронах сидели, мы знаем.
О чём только я не писал
А о тебе - ни слова
Скольких ты вдохновлял
Что кажется, проще простого...
Попробуй, изобрази
Да так, чтоб с огнём, с любовью
О том, как уж не было сил
Как всё было полито кровью
Ушли, но потомкам в пример!
Придут ли ещё, не уверен
Тебе ж не до пошлых манер
Ты вечною славой овеян!
Земля - только порохом рвать
Здесь камень на камне. И рвали...
Вгрызались, чтоб насмерть стоять
И камни к потомкам воззвали
И камни кричали:"Смотри
И помни, кому ты обязан!"
Их голос я слышу внутри
И вечно душой с тобой связан