Новую жизнь легенде отечественного автопрома — «буханке» — готовятся дать в Крыму. Симферопольские «Илоны Маски» из научно-производственного предприятия «Элькафа» уже испытывают готовый полноприводный микроавтобус, созданный за год на базе УАЗ-452 СГР. Корреспондент ForPost проехала в салоне уникального электромобиля и побывала на производстве.
Без шума и пыли
С директором по развитию ООО НПП «Элькафа» Михаилом Демурия договариваемся о встрече на Евпаторийском шоссе Симферополя. Один из авторов транспортного проекта должен подъехать на той самой «буханке» к автобусной остановке.
Вот Михаил, незаметно подъехавший к месту встречи, уже машет рукой сквозь стекло автомобиля, традиционного среди лесников и военных. Впрочем, стоит нам тронуться с места, как понимаю, что моя невнимательность простительна — привычный гул мотора отсутствует.
«Вы слышите? Нет никакого шума! Мы едем, как троллейбус!», — сразу отвечает на невысказанный вопрос разработчик, широко улыбаясь.
В отличие от классической «буханки» новый вариант полностью бесшумный.
Развитием электротранспорта в Крыму симферопольский инженер Демурия занимается с 2011 года. От ввоза китайских электрокаров для южнобережных отелей и санаториев Михаил с коллегами перешёл на сборку готовой продукции из отдельных запчастей. Полтора года назад команда приступила к воплощению в жизнь идеи выпускать легендарную «буханку» на аккумуляторе. Ящик этой самой «батарейки» перегораживает весь салон позади передних сидений.
«Заряда аккумулятора хватает на 180 км пробега такой тяжёлой машины, как «буханка». А хотим добиться 250 км. При этом у нас маленький расход энергии — около 200 ватт в час на один километр: то есть достаточно высокая степень КПД самого привода», — с гордостью рассказывает собеседник, уточняя, что у «Теслы» примерно такие же показатели.
Батарея, от заряда которой работает электробуханка.
При этом крымский электромобиль, в отличие от продукции Илона Маска, на 80% сделан из отечественных компонентов. Так, кузов остался от модели, купленной на Ульяновском автомобильном заводе, аккумуляторные ячейки для батареи приобрели у Липецкого завода АНО «Энергия», а контроллер батареи — в подмосковном Сколково.
Читайте по теме: Создать свой электромобиль крымчанам мешает отсутствие инвесторов
В обход закона о сохранении энергии
Не сбрасывая скорость ниже 60 км/ч, покидаем город и едем в посёлок Гвардейское Симферопольского района. Там в промзоне располагается производство электроавтомобилей.
Пока за окнами проносятся ангары терминала Международного аэропорта имени И.К. Айвазовского и дома села Укромного, собеседник продолжает демонстрировать возможности изобретения.
«В обычных машинах есть коробка передач, но в электромобиле она не нужна: движение вперёд включаю кнопкой и еду. Коробка передач работает сейчас только как понижающий редуктор, чтобы увеличить крутящий момент, — делится техническими нюансами Михаил. — Если надо ускориться, то нажимаю педаль. В электробуханке две педали, сцепление отсутствует. При этом мы сохранили все внедорожные качества, оставив включение пониженного ряда и блокировки: то есть она может ездить и по бездорожью».
Панель управления электробуханки.
Притормозив на светофоре, водитель делится техническими нюансами дальше.
«Когда я нажимал на тормоз, то колодки не работали. Сейчас работал электродвигатель в режиме рекуперации энергии, то есть включился уже не как тяговый двигатель, а как генератор электроэнергии обратно в батарею. Проще говоря: когда едешь, батарея разряжается, а когда тормозишь — заряжается», — уточняет инженер.
В гористой местности Крыма это свойство электромобиля станет большим преимуществом. К примеру, по словам инженера, когда направляешься из Симферополя в Алушту, то при подъёме на Ангарский перевал может уйти до половины заряда батареи. Но после спуска к морю датчик будет показывать уже до 70% работоспособности аккумулятора.
«Так что частично мы обходим закон сохранения энергии», — смеётся Михаил, сворачивая в ворота промбазы, где находится электромобильный цех.
Остаток заряда аккумулятора показывают датчики.
По пути, петляя между блоками инкерманского камня и тюками сена, тестируем «электробуханку» как внедорожник. Михаил Демурия выбирает поросшую сухостоем ближайшую горку. Взяв разгон, «буханка» штурмует насыпь. Задние колёса буксуют, оставаясь на месте. Но, оказывается, так задумано: передвинув рычаг возле пассажирского кресла, водитель сразу же плавно завозит буханку на крутой склон.
«Я включил передний мост!», — улыбаясь, объясняет Михаил, когда мы оказываемся на гребне.
Пока скатываемся вниз и подъезжаем ко входу в цех, водитель обрисовывает ближайшие перспективы.
«Автомобиль пока зарегистрирован в ГИБДД с двигателем внутреннего сгорания, но мы уже подались на экспертизу, получили от лаборатории разрешение на переоборудование, после чего мы её стали переделывать», — поясняет собеседник.
Читайте по теме: Севастопольцы ополчились на придомовую зарядку для электромобилей
В цеху электромобилей
Поскольку проект пока располагает единственным экземпляром, и это всего лишь опытный образец, то Михаил Демурия проводит экскурсию по производству, демонстрируя, как собираются батареи для других электрокаров, которыми также занимается его предприятие.
«Всё начинается с лазерного раскроя листового металла на станке либо с распила профильной трубы. К примеру, станок лазерного раскроя по чертежам инженера раскраивает детали», — проводит экскурсию по цеху Демурия.
После этого детали сгибаются на прессе и свариваются лазером: швы получаются герметичными и надёжными. Далее изделия зачищают, грунтуют и красят. В итоге получается корпус будущей батареи, куда закладывают все необходимые компоненты.
В цеху предприятия.
Насколько качественным получается готовый продукт, проверяется на специальном аппарате. Затем батарея запечатывается и устанавливается на машину.
Пока идём по цеху, собеседник поясняет, почему ставка сделана именно на «буханку».
«Это наш осознанный выбор, ведь буханка — это тяжёлая машина. Поэтому ей требуется мощный электродвигатель с батареей, чтобы разгонять и по бездорожью возить. Нам это удалось, и мы теперь этот набор компонентов можем устанавливать на любое авто», — рассказывает Михаил.
Впрочем, опытным экземпляром дело не ограничится. По словам собеседника, в 2023 году после прохождения сертификации планируется собрать от пяти до десяти «буханок» предсерийного образца. На следующий год предприятие готовится выпускать сотню машин: по две машины в неделю.
Михаил Демурия надеется выпустить сотню электробуханок в 2024 году.
Михаил Демурия уверен, что его продукция заинтересует коммунальные службы муниципалитетов, горно-лесные заповедники, а также военных. Ведь бесшумность модернизированной «буханки» может быть полезна в условиях боевых действий. К такой идее собеседник пришёл, когда посмотрел видеоролик разведчиков, сражающихся в зоне СВО. Бойцы рассказывали о том, что вынуждены были оставить транспорт далеко от линии фронта, чтобы не выдать себя противнику шумом мотора.
Читайте по теме: Когда электромобиль перестанет быть роскошью для россиян
Что касается финансов, то пока машины на электроприводе стоят дороже обычного авто с двигателем внутреннего сгорания, и электробуханка не исключение: её цена будет не меньше 2,9 миллиона рублей. Однако со временем расходы на бензин неминуемо перекроют затраты на покупку электромобиля, уверен Демурия.
«Электротранспорт — это мировая тенденция. К примеру, Европа объявила о том, что с 2035 года у них не будет производиться ни одной машины с двигателем внутреннего сгорания, только электромобили. Это не просто мода, а забота о климате планеты. Крым должен быть в тренде», — заключает собеседник издания.
Пелагея Попова
Фото, видео автора
Обсуждение (17)
Ты - экс-одессит, Мишка. А это ничего не значит.
О необходимости развития индустрии отдыха и оздоровления детей, многие севастопольцы помнят из Поручения профильным органам нашего президента России В.В. Путина от 15 мая 2021г. для Севастополя на эту тему.
Однако в Севастополе пока не видно серьёзных прорывов в этом направлении.
Когда-то закрытые лагеря пока не спешат ремонтировать, реконструировать или заново восстанавливать.
Мы помним как традиционно дети отдыхали в "Алсу 2", "Нахимовец", "Омега" ,Комарова, "Чайка" и "Батилиман".
Как работали практически в каждой школе пришкольные лагеря. Сейчас лагеря работают в 5 школах и 1 интернате и даже туда попасть может лишь один ребенок из 5--40 учеников. Когда в школе обучаются более 1000 или около 2000 человек организация лагеря для 50 -100 человек является лишь имитацией деятельности.
А учитывая что всего у нас 54 000 севастопольских школьников и путевки получают школьники с освобождённых территорий, при этом «Планета детства» может принять лишь 3120 детей и школьные лагеря менее 1000 человек, то возникает вопрос какая вероятность, что оздоровляться смогут остальные 50000 школьников?
НЕОБХОДИМО:
1. Содействовать во включении в профильную программу и выделении средств местного и федерального бюджетов для срочного восстановления и организации отдыха севастопольских детей в 6 севастопольских лагерей.
2. Инициировать вопрос расширения сети пришкольных лагерей и открытия их во всех школах города с возможностью посещать не менее 90 % учащихся школ.
3 Реализовать идеи строительства детский лагерей - образовательных кластеров с привлечением частных инвестиций.
Вот показывают все страны не желание быть в составе организаций которые находятся под управлением не международного права, а желание двух стран США и Британии...
Вот потому, что она глобальная, наши богатства в их руках, так все и происходит. Как бы сладко с экранов телевизоров не пели, что все идет по плану. Планы эти не для нашего благополучия.
del
Даю наводку: если прошерстить руководство всех лагерей и колоний в стране на предмет "оказания услуг" заключённым за "толику малую", можно одним махом решить проблему телефонного мошенничества.
Это в эпицентре :)
До сих пор специалисты не рассказали, сколько было именно в Севастополе.
Да ничего страшного - не канализация же течет по улице, чистая вода, полезно даже - охлаждает горячий асфальт
Пират , ты за кого вообще? Принцип хохляцкий :что не съем , то понадкусываю. известен давно. Здравый смысл быть должен. на украине всё направлено на разрушение. Это заряд хозяев. Всё развалить и угробить по максимуму.
Губернатор хорошо работает с обращениями граждан, объявила Валентина Ивановна.
Я уже писал, что руководят городом, понаехавшие, ненавидящие всё что связано с городом и горожанами. Поэтому, комментировать что либо, в этой ситуации, считаю излишне.
Нормальных архитекторов нет 100%!
Вот один из таких 100% Ж - уже который год обещает Генеральный план Севастополя предоставить жителям, получает за свои обещания зарплату, но
вопрос: кто-то из граждан видел обещанное?
Его руководитель тоже ситуацию не контролирует, зарплату получает ежегодно с премиями и без урезаний!
Ж.и Р. - вот название нынешнего фактического состояния Севастополя! Без урезаний зарплат за обещанное , но невыполненное!
Когда в "Гагаринке" учился, мы там плаванье сдавали... Приезжие пацаны, даже из Крыма, были поражены. 86-й год...
А Вы знаете, что когда наступает момент поверки( замены) счетчика, то без договора на т/ о они даже не разговаривают.Рано или поздно все равно со всех начнут сдирать деньги.
Я даже не могу догадываться... Но намёки есть, хоть и немного. Территорию освобождают (убрали "Кафишку") и помнится, как власти мечтали паром в Южную бухту перевести. "Гостиницу" на Лазарева что-то уже не очень хотят... Посмотрим на затеи городских властителей спешащих освоить лакомый кусок в центре города.
Во-во,и имя им-легион! Так держать!
Мне письмо пришло в начале 60-х,что к 1980 году будет Коммунизм-не случилось.Так и здесь.Сделайте ящик из толстой стали с хорошим замком-и повесьте на кран "закрывной".Это Ваша частная собственность! А она в нашей великой стране охраняется действующей Конституцией.