Дроны ВСУ долетели до города Березники в Пермском крае, который находится на расстоянии в почти 2000 км от российско-украинской границы. БПЛА ударили по двухэтажному жилому дому и нефтехимическому предприятию «Азот».
Член экспертного совета Общероссийской организации «Офицеры России», заслуженный пилот РФ Юрий Сытник дал своё видение того, как вражеские «комары» могли оказаться «в глубоком тылу», и объяснил, что сделать, чтобы обезопасить предприятия и жилой сектор.
Налёт беспилотников в Пермском крае
Об атаке украинских БПЛА на Березники сообщил губернатор Пермского края Дмитрий Махонин.
«Пострадал двухквартирный жилой дом. К счастью, жертв нет», — сказано в сообщении главы региона.
Дроны ударили и по нефтехимическому предприятию «Азот» — филиалу Объединённой химической компании «Уралхим», уточнил губернатор. Современный производственный комплекс специализируется на выпуске минеральных удобрений и азотных соединений.
«На «Азоте» была кратковременная остановка технологического цикла, сейчас предприятие работает в штатном режиме. Угроз экологической ситуации нет, безопасности жителей ничего не угрожает, — написал Махонин. — На месте продолжают работать специалисты экстренных служб, развёрнут оперативный штаб».
Позже мэр города Алексей Казаченко сообщил, что повреждённый дом оцеплен:
«Жилой двухквартирный дом на улице Большевистской оцеплен, выставлена охрана. <...> Ожидаем разрешение зайти в помещения, оценить масштаб повреждений и размер ущерба. <...> Поддерживаем связь с жителями дома. Всем нуждающимся предоставлено манёвренное жильё, решаем вопрос о компенсационных выплатах».
Помимо Пермского края украинские дроны минувшей ночью атаковали акваторию Чёрного моря и Крым. Все они уничтожены.
Почему под удар БПЛА попали Березники
Можно предположить, что киевский режим не случайно атаковал беспилотниками именно Березники. Этот город стоит прямо над шахтными полями Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей. Подземные пустоты постепенно размываются водой, и земля внезапно уходит из-под ног.
Первый крупный провал был зафиксирован в 1986 году — тогда в лесу образовалась гигантская воронка — более 200 метров, заполненная водой. В 2006-м в шахту БРУ-1 начал поступать рассол, её затопили, а уже летом 2007-го рядом возник провал, получивший название «Большой брат».
Дальнейшая хроника напоминает ленту чрезвычайных происшествий: в ноябре 2010 года обвалилось железнодорожное полотно, под землю ушёл вагон. В 2011 году серия обрушений у шахтостроительного управления привела к трагедии — в образовавшуюся воронку попал погрузчик, водитель погиб. В 2015-м земля просела прямо рядом со школой № 26, воронка достигла 28 метров.
В последующие годы провалы фиксировались и в жилых кварталах: улицы Котовского и другие районы города попадали в зону риска. Сегодня часть домов признана аварийной, людей переселяют, а железнодорожное сообщение остаётся ограниченным.
Цель атаки дронов ВСУ — усугубить и без того непростую экологическую обстановку в городе, не исключает заслуженный пилот РФ Юрий Сытник.
Могли ли вновь сработать фуры с дронами?
Есть у Юрия Сытника ответ и на вопрос: «Как вражеские БПЛА преодолели расстояние в почти 2000 километров?».
«Есть тяжёлые БПЛА с хорошими двигателями, которые летят на большие расстояния. Такой дрон теоретически способен с линии боевого соприкосновения долететь до Пермского края. На практике бы ПВО его обязательно засекло. Пролететь такое расстояние незамеченным — нонсенс. А раз так, то, скорее всего, Березники были атакованы таким же образом, как наши стратегические военные аэродромы летом, — дроны, скорее всего, запускали с фур», — сказал в беседе с ForPost Сытник.
Напомним, 1 июня киевский режим отчитался о реализации операции «Паутина». С фур были выпущены дроны, которые атаковали военные аэродромы в Мурманской, Иркутской, Ивановской, Рязанской, Амурской областях.
Для проведения операции Служба безопасности Украины вначале переправила в Россию FPV-дроны, затем «мобильные домики» для них. «Домики» были размещены в фурах. В условленный момент «крыши» открыли дистанционным способом, дроны атаковали аэродромы.
Сытник не исключает, что аналогичным способом могли быть атакованы и Березники: разведывательные группы доставляют БПЛА ближе к цели и используют скрытые позиции для старта.
Поскольку диверсантов вычислить крайне сложно, руководители промпредприятий, городских администраций, находящихся в тысячах километров от российско-украинской границы, тоже «не должны расслабляться», считает Сытник.
«Заводы, рудники и другие предприятия должны иметь круглосуточную охрану и технические средства для раннего обнаружения подлетающих дронов. Но этим должны заниматься не добровольцы или гражданское население, а специально подготовленные вооружённые подразделения, у которых есть всё необходимое для перехвата», — подчеркнул наш собеседник.
Роберт Вочовский