«Мирный процесс» бьёт ключом. Несмотря на то, что и Украина (открыто), и Россия (намёком) его не приветствуют, наши западные «дорогие партнёры» не успокаиваются. Что ж, давайте разберёмся в том, что происходит. По факту у нас уже минимум два этих «мирных плана». Американский и европейский. Для начала рассмотрим тот, что предложили из Вашингтона. Это разумно как минимум потому, что европейский так или иначе исходит из него.
Итак, что же предлагает «миротворец» Трамп?
Во-первых, вывод ВСУ с Донбасса целиком и передачу его нашей стороне.
Во-вторых, заморозку линии фронта в Херсонской области на Запорожье.
В-третьих, сокращение численности ВСУ в два раза и отказ Украины от обладания рядом категорий вооружений.
В-четвёртых, американская военная помощь будет свёрнута (хотя, нет ясности, в полной мере или нет).
В-пятых, закрепление статуса русского языка в качестве «официального государственного» и гарантии неприкосновенности православной церкви на Украине.
В-шестых, предоставление Россией и Америкой неких «гарантии безопасности».
В-седьмых, признание Западом Крыма и Донбасс в качестве российских территорий.
Что хорошее даёт этот план нам? По факту – ничего. Начнём с того, что крайние два пункта – даже не символические. Это просто ни о чём. Откровенный мусор из серии «обещать – не значит жениться». Совершенно понятно, что Киев выполнять это всё будет не лучше, чем «безальтернативные Минские».
Та же история и с сокращением армии. Про отказ от использования и обладания рядом категорий вооружений – ещё более изумительно. Как это будут контролировать? И если они просто не выполнят – то что?
На счёт «гарантий безопасности» – тоже интересно. Что имеется в виду? Ввод очередных «миротворцев» из числи НАТОвских стран? Вообще замечательно.
Фактические изменения по сравнению с предыдущими «мирными планами» имеются. Сокращение численности ВСУ, вопрос языка и православия. Более внятное обещание официального признания. Они предлагают обменять Запорожье и Херсон на признание Крыма и Донбасса. Причём, без особых гарантий даже этого признания. Наша Конституция их, традиционно, не интересует. Но, в сухом остатке, эти «мирные предложения» подразумевают всё то же «прекращение военных действий по линии соприкосновения», за исключением части Донбасса. Который Москве кидают, как обглоданную кость (территория очень сильно пострадала от войны).
Что ж, официальное признание Крыма и Донбасса – это, конечно, хорошо. Раньше о таком даже не говорили. Вот только хорошо это было бы на начало 2022 года. А по состоянию на сейчас это даже не смешно.
Собственно, большой вопрос – с какими именно «представителями Москвы» это согласовывалось? О чём говорят в Вашингтоне. Ну, если не врут, конечно. Что совершенно не исключено.
Европейский же вариант и того краше. Он вообще не содержит каких-либо упоминаний такой абстрактной для европейцев вещи, как российские интересы. Многократно подчеркнуто, что Украина должна существовать вот ровно в тех контурах, которые утратили актуальность скоро как 11 лет тому. Причем возможностей их восстановления нет и не предвидится. Но Украина должна сохранять неограниченную численность армии (оказывается, и 800 000 - не предел), вступать невозбранно в НАТО и так далее. Оплачивать же все эти процессы должна Россия.
Если американский план ещё можно оценивать как некий пусть противоречивый, но старт диалога, то европейские концепты бессмысленно даже читать до конца. Уже в первой их трети ясно, что подписаны они не могут быть никак.
