Бывшего редактора Первого канала Марину Овсянникову повторно задержали за распространение фейков о российской армии. Мнения экспертов насчёт политического рецидива журналистки разделились. Одни уверены: смутьянку ждет суровое наказание. Другие, напротив, считают, что сейчас не самое подходящее время делать из неё мученицу.
О том, светит ли «женщине с плакатом» реальный срок, — в материале ForPost.
Попытка понравиться Западу провалилась?
Заведующая кафедрой социальной работы, психологии и педагогики высшего образования КубГУ Лада Чепелева составила психологический портрет журналистки — нарушительницы общественного порядка. По предварительной оценке психолога, желание быть в центре внимания не даёт Овсянниковой покоя.
«У неё наблюдается склонность к риску, бесстрашие, которое имеет поддержку извне. Овсянникова чувствует свою безнаказанность. И это неудивительно. Ей дали возможность вернуться в Россию. Это подогревает желание совершать отчаянные поступки, выделяться из толпы», — сказала ForPost Чепелева.
Однако за рецидивом могут стоять и более глобальные цели — например, доказать зарубежным кураторам свою преданность. Положение экс-редактора Первого канала сейчас очень шаткое, считает политолог Алексей Макаркин.
«Она стала чужой среди своих, а вот своей среди чужих — нет», — сказал ForPost эксперт.
Сейчас журналистка зависла между двух миров: в Германии она лишилась работы, на Украине её подвергли остракизму, называя «агентом Кремля», в России муж забрал детей, а бывшие коллеги считают предателем.
Читайте о начале этой истории: В прямой эфир на «Первом» ворвалась девушка с антивоенным плакатом
Исторические параллели
«Ситуация сильно политизировалась. Поэтому человек, который переходит из одного лагеря в другой, оказывается в очень сложной ситуации. На той стороне его рассматривают как предателя, а здесь уже не доверяют», — сказал ForPost политолог Алексей Макаркин.
В целом, считает он, ситуация напоминает начало 80-х годов.
Когда началась афганская война, советские власти не обращали внимание на то, что скажут за океаном, решая судьбы диссидентов.
«Сейчас, как и 40 лет назад, никого не волнует, что скажут на Западе. Поэтому в наше время, как и в начале 80-х годов, судьба человека решается исходя из внутренних причин. Во время афганской войны, если власти понимали, что диссидента осудить невыгодно, то с ним договаривались. Как правило, на сделку шли с известными писателями. Аналогичная ситуация наблюдается и сейчас», — напомнил политолог.
Разница лишь в том, что в 80-е годы власти опасались выпускать известных диссидентов за пределы страны. Политики того времени были уверены: за границей они причинят больше вреда Родине.
Поэтому в советские годы была распространена внутренняя миграция диссидентов. Со временем эти люди обживались, возглавляли на местах оппозиционное движение и становились ярыми противниками советской власти.
Макаркин напомнил, что часть таких людей активно помогала развалить СССР изнутри.
«Эти уроки истории российские власти не забыли. Поэтому во время переговоров с известными диссидентами они не исключают их выезда за границу. Дороги для них открыты. Только в этом отличие нашего времени от начала 80-х годов», — сказал Макаркин.
Мученица или уголовница?
Политолог затруднился ответить на вопрос, является ли Марина Овсянникова тем самым диссидентом, с которым власти будут договариваться.
Многие пользователи социальных сетей требуют для неё самого сурового наказания. Заведующая кафедрой социальной работы, психологии и педагогики высшего образования КубГУ Лада Чепелева понимает негодование людей.
«Другое дело, что сейчас не самое подходящее время из Марины Овсянниковой делать мученицу. Безусловно, после рецидива к журналистке нужно применить более жёсткий подход. Сделать так, чтобы она сама уехала из страны, или выдворить её за пределы России. Если ты выступаешь против своей страны, значит, должна быть там, где тебе более комфортно», — сказала Чепелева.
Почётный адвокат России Евгений Харламов посоветовал абстрагироваться от фигуры Овсянниковой и посмотреть на ситуацию через призму российского законодательства.
После повторного задержания человека за распространение фейков о российской армии правоохранителям нужно ответить на важный вопрос: «Это системное нарушение закона или целенаправленная отработка чьего-то политического заказа?».
Чтобы понять это, следователи должны изъять компьютер, смартфон подозреваемого. Изучить его переписку, опросить десятки свидетелей.
«Если будет установлено, что гражданин отрабатывал чей-то политический заказ, передёргивал факты с целью опорочить российскую армию, поставить под сомнение действия органов власти, то в отношении него будут приняты жёсткие меры, вплоть до реального лишения свободы», — сказал ForPost Харламов.
Он напомнил тем, кого вдохновил поступок Марины Овсянниковой, об ответственности, которая последует, если нарушить действующее законодательство. Он уверен: с самой Овсянниковой спросят по всей строгости закона.
Политолог Алексей Макаркин не столь категоричен в суждениях. Он не исключает, что в истории с журналисткой ставка будет сделана на то, чтобы она выехала за пределы России.
«Центр тяжести смещён не на то, чтобы посадить, а на то, чтобы человек уехал», — подчеркнул он.
Роберт Вочовский
Обсуждение (7)
Да простят модераторы - она "дура обыкновенная"
Всё просто: видят, что она говорливая, вот и дают ей возможность реализовать себя на всю катушку, а там и глядишь и папочка полная соберётся
Она украинка, девичья фамилия западноукраинская. В российских СМИ и шоу бизнесе исключительно много украинцев. Вот и проявилось теперь.
Пусть идёт в "Яблоко", там будет своей.
Это- преступление, а не нарушение общественного порядка, как ошибочно считает психолог.
Засадить как навальнят и все о ней забудут
Просто курица.