В конце января по Крымскому полуострову прокатилась волна телефонного терроризма. Как оказалось, за сообщениями о ложных минированиях скрывалась целая группа единомышленников, организовал которых 18-летний студент с Украины.
Что могло толкнуть подростка на столь серьёзное преступление и почему у него получилось собрать вокруг себя столько последователей, ForPost спросил у специалистов.
Ущербные «наполеоны»
По информации правоохранителей, массовые минирования — дело рук участников так называемых «сваттинговых» интернет-групп. Эти сообщества активно занимаются тем, что вводят в заблуждение правоохранителей, рассылая фальшивые сообщения о готовящихся или случившихся преступлениях.
Зачастую участники подобных групп преследуют ценности, которые преобладают в их социальной группе. На такие поступки вряд ли пойдут обиженные на весь мир одиночки. Поскольку организовать технически сложную задачу одному человеку практически невозможно, уверена кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии КФУ имени В.И. Вернадского Юлия Евдокимова.
«Однозначно существует некая организация, в рамках которой и работают эти люди. Другой вопрос, почему они выбрали эту организацию. Это могут быть политические мотивы, чувство собственной неполноценности и желание приобщиться к группе «сильных» с целью достижения призрачного успеха», — подчеркнула наша собеседница.
Комплекс неполноценности при определённых обстоятельствах трансформируется в различные формы преступного поведения. Расстройство выражается в чувстве собственной ущербности и превосходства окружающих, считает специалист.
При наличии сверхидей или маний чувство ущербности имеет все шансы перерасти в чувство превосходства, что также может повлечь склонность к преступному поведению.
«Телефонные террористы часто являются приверженцами сверхценных идей. И, стремясь осуществить их, рискуют не только своей жизнью, но и жизнями других людей», — рассказала психолог.
Кроме того, такие индивиды могут упиваться чувством паники и страха других, теша тем самым своё чувство величия.
Психолог не исключила и клинические случаи среди «минёров». Ведь человек, совершающий асоциальные поступки, может быть психически болен. Сюда можно отнести также недостаток интеллекта и, как следствие, неспособность предвидеть последствия своих поступков.
Другое дело — кураторы психически ущербных людей. Хладнокровные лидеры и прекрасные организаторы, они грамотно выстраивают доверительные отношения с «подопечными», незаметно подчиняя их своей воле, добавила Юлия Евдокимова.
Виноваты другие
Причиной телефонного терроризма с таким географическим акцентом является взращённое киевскими властями у украинской молодёжи чувство ненависти к России, считает доктор биологических наук, заведующий кафедрой общей психологии и психофизиологии КФУ имени В.И. Вернадского Владимир Павленко.
«Сейчас на Украине преобладают антироссийские настроения. Многие люди винят Россию во всех своих бедах. И ложные минирования могут быть своеобразной местью», — сказал психофизиолог.
Начать мстить могут как раз молодые люди. Зачастую именно подростки с неокрепшей психикой ошибочно позиционируют себя представителями интересов всего народа. Пытаясь донести свои «сверхценные» идеалы до представителей власти, они не осознают, что месть их обрушится на простых граждан. И от их слепой ненависти пострадают те, кто к их бедам никоим образом не причастен: маленькие дети и старики.
Как сообщал ForPost, в конце января в школы разных городов Крыма практически одновременно поступили сообщения о минировании, сотрудников и учащихся массово эвакуировали из зданий. Позже глава республики Сергей Аксёнов сообщил, что, по предварительным данным, все сообщения о минированиях поступали из-за рубежа.
Спустя пару дней ситуация повторилась, но на этот раз объектами минирования стали здания городских и районных администраций, а авторы анонимных сообщений потребовали выкуп в 13 тысяч долларов.
Марина Байдукова