В небольшой город ЛНР – Попасную редко доезжают военкоры. Когда ForPost делал материл о беженцах этого города, глава администрации Брянки Николай Моргунов, сказал, что в Попасной лёгкого разрешения конфликта не будет. И не ошибся.
Собеседник ForPost журналист Валентин Перминов, побывавший в Попасной как репортёр, но и с гуманитарным грузом, рассказал о героизме и болях простых людей. Они живут сегодня в одной, а завтра в другой реальности. Без крова, без света, без газа, без еды. Но с верой в лучшее для своих родных.
– В Первомайске и Золотом-5 сейчас трагическая ситуация с водой, рассказывает ForPost Валентин Перминов, который был в Попасной, а также посетил другие прифронтовые населённые пункты ЛНР. – Уже практически два месяца там люди без воды. Она если и появляется, может быть, раз в пару недель, ненадолго. Всё остальное время там абсолютно нет питьевой воды. Бывает только техническая.
На днях срывался дождь. И люди побежали под крыши ставить какие-то емкости, лишь бы набрать хоть какой-нибудь воды. В общем, с водой там прям катастрофа.
По теме: Война и мир Рубежного
– Валентин, как сейчас живут в Первомайске?
– Сам Первомайск – это удивительный для меня город. Я поражен: там функционирует абсолютно вся жизнедеятельность. Дворники метут улицы, мусор вывозят по расписанию, газоны стригутся, люди готовятся к 9 Мая. Здесь же параллельно идут обстрелы, все это бахает, хлопает, прилетает в жилые районы, практически ежедневно происходят новые разрушения домов. Они просто все 8 лет вот так живут, и это поражает, конечно.
В Золотом-5 ситуация чуть-чуть поострее. Посёлок почти весь состоит из частного сектора, 4-5-этажных домов. Высотных зданий нет. Жителей осталось около одной тысячи человек, а до начала боевых действий было около 10 тысяч.
Воды в Золотом-5, как и в Первомайском, нет. У них одна водопроводная линия. Торговых точек тоже нет, сейчас люди туда просто боятся ездить. Опасаются везти туда хлеб и остальные продукты. Посёлок держится в основном на волонтерах и добровольцах: только они поддерживают там жизнь.
– Насколько известно, в Золотом-5 силами ВСУ созданы мощные укрепрайоны.
– Всё верно. Там и забетонированные бункеры, и рельеф сложный, непростые перепады возвышенности. Добраться с одно бугра, грубо говоря, на другой – больших усилий стоит: надо пройти по открытой местности.
Плюс, как рассказывает население, местная шахта до сих пор находится под контролем Украины, и там ВСУ и другие вооружённые формирования оборудовали свои позиции. То есть стволы и все подземные ходы используют в качестве укрепрайона. У них там даже техника и боеприпасы под землей укрыты.
– Что происходит в Попасной?
– В Попасной мы посещали жителей частного сектора. Честно говоря, разрушений там намного больше, чем в том же Рубежном, о котором я вам рассказывал после предыдущей поездки. В Попасной на каждый десяток домов, максимум один-два будут пригодными для жизни. Всего в городе пригодны для жизни, наверное, 20% зданий, а повреждены военными действиями абсолютно все дома: в лучшем случае нет окон, повреждены фасады или пробиты кровли.
Важно: Параллельная вселенная Мариуполя
Мы приезжали в Попасную с гуманитаркой 16 апреля, и, как нам сказали местные, это был более-менее спокойный день. Хотя мы постоянно слышали разрывы снарядов, а за некоторое до нашего приезда по улице, где были мы, уже «отработал» украинский танк.
Можно сказать, что Попасная сейчас разделена конфликтующими сторонами на зоны контроля примерно 60 на 40. Но каждый день линия фронта движется, тяжело сказать, где она сейчас конкретно проходит. Но, судя по тем боям, которые сегодня слышны, какие-то грандиозные изменения надо ожидать в буквально ближайшие дни.
– Насколько в плачевном гуманитарном состоянии жители Попасной, если там почти всё разбито военными действиями?
–У них чуть-чуть проще с водоснабжением, поскольку в частном сектора во дворах сделано много колодцев. Доступ к воде у них есть. И поскольку там много частных домов с хозяйствами, то какие-то запасы продуктов были. Но опять же – второй месяц там не функционирует вообще ничего. Соответственно, запасы на исходе.
Я не знаю, как эти люди выживают в таких условиях: электричества нет, связи нет, магазинов нет, газа нет. Единственное, что у них есть, – вода. Это все, что у них там есть. Дров тоже нет. Живут в полуразрушенных домах, в подвалах.
– Что местные люди в Попасной говорят об отношении к ним со стороны ВСУ и нацбатов?
– У меня сложилось впечатление, что они прекрасно понимают, кто стреляет, но боятся об этом сказать. Я спрашиваю: откуда снаряды летят? Они рукой указывают в сторону позиций Украины, но не называют их никак. Боятся.
У многих в Попасной родственники на разных улицах, контролируемые разными сторонами. Поэтому и боятся. За час обстановка поменялась, контроль за улицы изменилась, с одной улицы родственники уехали на другую сторону, кто-то остался на месте. Представляете, какие там человеческие трагедии? Очень много там страха.
По теме: Живой город Волноваха
– Получается, Попасная сегодня – это разделённый город.
–Да, именно так. У многих пока неуверенность в завтрашнем дне. Разговаривал с местными жителями, которые ищут родственников в Попасной, оставшихся жить на украинской стороне. Там сейчас очень много таких историй: брат ищет сестру с соседней улицы, мать ищет ребёнка… Одна женщина ко мне обратилась: ищет брата, который был эвакуирован ЛНР сначала в Первомайск, потом в Брянку. В Брянке мы его искали в пункте регистрации беженцев, но нет такой фамилии… Будем искать дальше.
– Очень тяжело, наверное, потерять связь с родными с одном посёлке.
– Таких историй в Попасной очень много. Люди ищут друг друга и не могут найти. Это острая проблема сейчас. Я с одной только этой поездки получил десяток просьб по поиску людей. Люди хотят знать, живы их родственники или нет.
Один мужчина рассказывал, что его сын получил ранение 5-6 апреля. В то время эта часть Попасной ещё контролировалась Украиной. К удивлению этого старика, приехала скорая, забрала сына, и больше связи с ним не было. Хорошо, что у нас получись этого парня найти. Мы получили ответ, что с сыном этого мужчины все нормально. И этот парень передал через бойцов записку отцу с мольбой, чтобы тот уезжал из Попасной. А у старика этого дом и козы. За них он держится.
Сергей Абрамов
Фото из материалом Валентина Перминова
Обсуждение (2)
Бедные люди. У них уже и нет сил уезжать неизвестно куда.
Невесело и автору этого непотребства жидобандеровцу Голобородько...Терпит удары прикладом охранников (конвой) . Спасает только кокаин.