О том, как устроены пассажирские перевозки из Крыма на Украину, не принято говорить вслух. Хотя у многих жителей полуострова после событий 2014 года по ту сторону Перекопа остались друзья, родственники — и они часто ездят друг к другу в гости. Многие едут на Украину почему-то развеяться, поесть «санкционки», прикупить вещей — едут вопреки рискам, войне в Донбассе и предупреждениям об опасности быть похищенными украинскими силовиками.
Регулярное автобусное сообщение с Республикой Крым и городом федерального значения Севастополем Киев закрыл четыре года назад, как и железнодорожное. При этом, как сообщила ForPost пресс-служба погрануправления ФСБ по Республике Крым, пункты пропуска ежедневно пересекают около 2,5–3 тысяч человек зимой, 6–7 тысяч человек — весной, более 10 тысяч человек — в разгар курортного сезона. И это только те, кто проходит границу пешком. До границы они добираются на автобусах, ставших популярными в Крыму минивенах и попутках.
Читайте также: Уркаина не стоит свободы
Вопрос безопасности пересечения украинской границы встал ребром, когда всё чаще и чаще стали появляться сообщения о похищении крымчан, которые ездят за Перекоп.
В апреле 2018 года произошло сразу два ЧП, связанных с такими поездками. В пасхальные выходные на железнодорожном переезде под Красноперекопском произошло страшное ДТП, в котором погибли пять человек и ещё семь были сильно травмированы; на украинской границе задержали крымскую активистку «Волонтёров Победы» Елену Одновол.
Вслед за этим был похищен евпаторийский депутат Сергей Осьминин, а также задержана крымчанка, которая до 2014 года проходила службу в ВСУ, а после Русской весны осталась жить на российском полуострове.
Скользкий «заказ»
Как организованы перевозки из Крыма на Украину? На этот вопрос ForPost ответили в министерстве транспорта Республики Крым.
Российский законодатель для этих целей предусмотрел три вида пассажирских перевозок — регулярные перевозки, заказные и легковым такси. Под самым строгим контролем — регулярные перевозки: перевозчики должны иметь лицензию, публичный договор на перевозку, утверждённый маршрут. Визуально от заказного такой автобус отличается лишь тем, что на его лобовом стекле размещён трафарет с указанием маршрута движения.
Забегая вперёд, отметим, что регулярное автобусное сообщение между Крымом и Украиной возобновилось всего год назад, но оно существует в «извращённом» виде и занимает всего 1% рынка.
В минтрансе Крыма уточнили, что такие перевозки носят международный характер, поэтому их организатором является Минтранс РФ. С перечнем «украинских» маршрутов можно ознакомиться на официальном сайте министерства — в реестре регулярных международных автобусных маршрутов.
Следующий вид — заказные перевозки. Они также могут ходить по определённому маршруту, но перевозки здесь осуществляются на основании договора фрахтования с непосредственным заказчиком в письменной форме. Причём заказчиками могут быть не сами пассажиры автобуса, которые зачастую и не вникают в то, кто и на каких основаниях их везёт, а сторонняя фирма.
Именно «заказники», назовём их так, захватили нишу перевозок из Крыма на Украину. Они оказались гибче, а требования к ним мягче. Так, для заказных перевозок не нужна лицензия. Кроме того, сейчас действует мораторий на внезапные проверки малых и средних предпринимателей, и их особо не контролируют. Поэтому чему удивляться, что даже табличку с надписью «Заказной» на них редко можно увидеть, её, скорее, специально не «надевают», чтобы не привлекать к себе излишнее внимание надзорных органов. Отличить в потоке машин эту категорию перевозчиков крайне сложно.
Легковые такси также могут предоставлять услуги извоза к границе. Причём договором фрахтования в данном случае является устная договорённость с пассажиром. Но везти своих пассажиров дальше границы нельзя — это уже нарушение закона. Ни автобусы, ни заказные минивены, ни легковые такси легально этим не занимаются. Зато в интернете полно объявлений, обещающих комфортное путешествие на автомобиле в города Украины.
В крымском минтрансе заверили, что регулярно проверяют перевозчиков, совершающих рейсы к границе. Также в минтрансе РК работают над усовершенствованием госрегулирования этой отрасли, инициируют изменения в федеральные и региональные законы. Ну и ведут воспитательную работу с перевозчиками — инструктируют их о неукоснительном соблюдении правил перевозок пассажиров, правил дорожного движения и режима труда и отдыха водителей. Этот вопрос настолько важен, заверили в ведомстве, что при правительстве Крыма ещё в 2015 году была создана межведомственная рабочая группа по вопросам противодействия нарушениям в сфере пассажирских перевозок. В её состав вошли представители различных управлений МДВ, в том числе ГИБДД, Росавтотранснадзора, налоговой службы и других ведомств.
«Подобные рабочие группы организованы и функционируют во всех регионах республики. Проведение проверочных мероприятий в целях обеспечения общественной и экономической безопасности в составе межведомственной рабочей группы проводятся на постоянной основе. Во время проведения проверочных мероприятий особое внимание уделяется перевозкам пассажиров по заказам», — заверили в минтрансе РК.
Не ездите с кем попало
Контроль и надзор за перевозкой пассажиров, согласно действующему транспортному законодательству, на территории Крыма осуществляет Крымское межрегиональное управление Росавтотранснадзора, уточнили в крымском минтрансе.
В крымском управлении Росавтотранснадзора пояснили, что в РФ нет такого термина, как «нелегальный перевозчик». Но есть проблема с контролем над соблюдением ими правил игры — на 100% все надзорные ведомства Крыма, вместе взятые, не могут этого гарантировать. Просто потому, что за всеми перевозчиками не уследить.
«Законом предписано несколько вариантов проверок. Первый и главный — рейдовые проверки, порядок проведения которых определён уставом автомобильного транспорта. Но чтобы проверять всех без исключения везде должны быть посты, но вы понимаете, что это создаст неудобства для граждан и никто по этому пути не пойдёт. На сегодня действует только один пост — Ангарский.
Но когда к нам обращаются, или мы выявляем серьёзные нарушения, или перевозчик допустил ДТП, тогда мы имеем возможность провести полноценную документарную проверку по предприятию. Если нам согласовывают такую проверку с выходом на предприятие, тогда мы стараемся посмотреть все нюансы. И мы наказываем, материалов у нас много», — рассказал ForPost замруководителя крымского управления Росавтотранснадзора Тофик Сулейманов.
Он подчеркнул, что автобусного движения из РФ на Украину официально нет.
«Ни на частном микроавтобусе, ни на полноценном автобусе проехать туда нельзя. Они не пересекают границу. Тут нужно обратить внимание на терминологию: 8+1 — это не автобус, а легковой автомобиль повышенной вместимости. Ездят легковые автомобили типа «Вито», «Фольцваген» Т5 и Т6, но они ездят как частные лица. И по рассказам, из 8 пассажиров двое или трое вынуждены выходить и ножками проходить какую-то часть пути — иначе на украинской стороне могут возникнуть подозрения, к ним начнут придираться. Мы же можем говорить только о перевозках на пограничные пункты. Действительно, сейчас организовано большое количество таких перевозок», — пояснил Сулейманов.
Чтобы доехать до пункта назначения без приключений, желательно не покупать билеты у сомнительных перевозчиков, посоветовал он.
«Сейчас возможности интернета такие, что можно уехать куда угодно и как угодно. Но когда билеты берутся через кассы ГУП „Севавтотранс” или „Крымавтотранс” на рейсовые автобусы до границы — у вас есть гарантия, что вас повезут по строго установленному маршруту и в строго определённое время.
При этом мы не можем отказаться от всех заказных перевозок. Крым и Севастополь без заказных перевозок просто не смогут существовать — это же основа туризма», — напомнил Тофик Сулейманов.
Организовать нормально автобусное сообщение между российским Крымом и Украиной в нынешней политической ситуации невозможно, считает чиновник.
«По микроавтобусикам мы пытались как-то работать, но, к сожалению, российское транспортное законодательство не совсем адаптировано к такой ситуации. Ведь этот бред в истории взаимоотношений Украины и Российской Федерации впервые. А люди ищут лазейки. Вы посмотрите, все эти автобусики — с украинскими номерами, то есть в основе своей минимум это граждане двух государств, которые и там и там зарегистрированы, но, как правило, вообще, украинцы — и привлечь их за такие перевозки мы не можем. В законе нет такой базы.
Единственный вариант — мы можем наказать их только за каботаж по территории другого государства — и не важно, какой категории транспорт: предусмотрен штраф — 150 тысяч рублей. Но только в том случае, если в Севастополе он взял восьмерых и двое вышли до границы, мы можем и сможем доказать, что он взял с них деньги. Но я вас уверяю, что сегодня они хватают пассажиров до Запорожья, Харькова, Киева и везут «сквозняком». Проблема большая, но она должна решаться на межгосударственном уровне. При нынешней политической ситуации — это практически невозможно», — пояснил Тофик Сулейманов.
Всё идёт по плану
К сожалению, не все госорганы, куда мы обращались за пояснениями сложившейся ситуации, смогли дать развёрнутые ответы по организации пассажирских перевозок из Крыма на Украину.
В МВД по Республике Крым заверили, что они вместе с другими заинтересованными ведомствами планово выявляют и пресекают перевозки пассажиров без лицензии, нарушителей привлекают к админответственности по статье 12.23 КоАП РФ (нарушение правил перевозки людей) и статье 14.1 КоАП РФ (ведение предпринимательской деятельности без разрешения).
В крымском погрануправлении ФСБ сообщили, что «пограничная служба в пунктах пропуска выполняет задачу по пропуску через государственную границу только лиц. Контроль перемещения через границу транспортных средств не входит в компетенцию пограничной службы».
Не смогли разъяснить этот момент и в крымской таможне.
Мы пришли, а рынок занят
Крымские перевозчики согласились говорить с ForPost на эту тему неохотно и только на условиях анонимности — мол, сами понимаете, что вопрос специфический. Тем не менее они смогли пояснить, как так произошло, что перевозки на Украину после 2014 года захватили перевозчики, работающие по заказу.
«В 2014–2015 годах никто не знал, как это всё организовать. Мы только сейчас (весной 2017 года. — Ред.) добились, чтобы Москва выдавала крымским перевозчикам международные разрешения на пассажирские перевозки. Но к этому времени рынок на 99% заняли заказные перевозки. Они быстро сориентировались. Сами знаете — на каждом столбу объявление, в интернете — сайты с телефонами, диспетчерские службы созданы. Они не ждали, когда МИД России даст добро на открытие маршрутов на Украину», — пояснил один из наших собеседников.
По факту назвать таких перевозчиков нелегальными нельзя, согласился он; при этом как регулярные перевозчики они работают нелегально, ведь на своих сайтах они заявляют конкретно сложенные маршруты.
«Трудно доказать, что это нелегальная перевозка. Хотя весь доход идёт мимо касс автостанций. Потому что есть существенная разница между тем, как платит предприниматель налоги как перевозчик, выполняющий заказные перевозки, и как перевозчик с регулярными перевозками. Там упрощённая система», — заверил он.
Он рассказал, как организована схема доставки пассажиров на Украину большими автобусами, билеты на которые теперь можно купить в кассах автостанций — при том, что автобусное сообщения между Украиной и Крымом до сих пор закрыто.
«Паритетчик [партнёр] на Украине работает до границы с Крымом. После прохождения пункта пропуска пассажиры переходят в автобусы крымских перевозчиков, которые уже развозят пассажиров по городам полуострова. Также и в обратном направлении — крымские автобусы из разных городов довозят пассажиров до пункта пропуска на границе с Украиной, где после прохождения необходимых процедур их ждут украинские автобусы, которые везут в разные города.
При этой паритетной схеме сотрудничества крымские и украинские перевозчики не делятся выручкой, а только пассажирами. По понятным причинам, деньгами делиться невозможно», — пояснил наш собеседник.
«Легальные» перевозчики, доставляющие людей в Одессу, Николаев, Черновцы не рекомендуют связываться с «нелегальными», так как «в случае чего и жаловаться будет некуда». Кроме того, большие автобусы, в отличие от 8-местных автомобилей, регулярно проходят техосмотр, а водители — предрейсовый медосмотр. А вся выручка остаётся в Крыму.
Крымские перевозчики надеются, что скоро будет принят новый закон, который обяжет и «заказников» работать по лицензии. Тогда условия игры будут равными и рынок очистится от засилья тех, кто ставит выгоду выше безопасности пассажиров.
«Выполнение всех лицензионных требований приводит к повышению безопасности перевозки. Хочешь не хочешь, а будешь выполнять, потому что за отсутствие страховки пассажиров, к примеру, предусмотрен штраф в размере от 500 тысяч до миллиона рублей. И мало того, могут и лицензии лишить», — пояснил наш источник.
При подготовке статьи не удалось узнать, сколько перевозчиков — регулярных и заказных — работают в Крыму по украинским маршрутам, сколько крымчан они ежегодно доставляют за Перекоп, а также размер финансовых потерь Крыма. Нет таких данных ни у перевозчиков, ни в ГУП «Крымавтотранс».
Провал «Крымавтотранса»
После воссоединения Крыма с Россией государственный перевозчик «Крымавтотранс» вовремя не сориентировался и не смог наладить перевозки по украинским направлениям, хотя спрос на них велик. Именно поэтому и начали возникать маленькие фирмы, специализирующиеся на таких перевозках, и они заняли пустующую нишу, сказал экс-министр транспорта Крыма Анатолий Цуркин.
«Заказные перевозки с каждым годом растут, потому что удобно искать в интернете, удобно платить в интернете, читать в интернете и тому подобные вещи. „Крымавтотранс”, к сожалению, за все эти четыре года толком ничего не сделал в рамках удобства и конкуренции с заказными перевозками, начиная ценой и заканчивая сервисом.
Нельзя сказать, что Крым потерял в налогах — заказные перевозчики платят столько же налогов, как и регулярные, все как малые предприятия работают по упрощённой системе налогообложения. Потерял именно „Крымавтотранс”. Конечно, если бы люди могли без проблем купить билеты в государственной компании, они бы и покупали, зачем искать какие-то сайты?» — пояснил Цуркин.
Как это работает…
Что касается утверждения наших экспертов о том, что все крымские перевозчики (в том числе так называемые заказные), ездят только до границы, — оно разбилось вдребезги при первом телефонном звонке ForPost в компанию Bustrip, которая занимается такими перевозками.
Там сообщили, что пересаживаться в другой автобус не придётся, а о том, нужно ли будет выходить на границе, станет известно на пункте пропуска и будет зависеть от настроения пограничников.
Власта Пидпалая
Фото автора, dpsu.gov.ua
Обсуждение (7)
Навести порядок просто, нужно только иметь желание, а его, похоже, нет.... А вот причину отсутствия желания найти и доказать действительно не просто)
Вообще транспортная мафия у нас в городе настолько сильна, что легко убедила Пупса не только не мешать ей, но и помочь. Во-первых, троллейбусы в город 3 года едут - так и не приехали до сих пор. Типа документы 3 года оформляют за товар, за который уже давным-давно заплатили. Во-вторых, эти троллейбусы уже не конкурент топикам - цену за проезд менеджер сравнял. Смысл в них только для льготников, т.е. по сути убивают троллейбусный парк, видимо хотят обонкротить. В-третьих, в топиках так и не дают чеки и власти плевать. Есть все основания пологать, что договорились. В-четвертых, при определении маршрутов руководствуются не соображениями востребованности (14-й маршрут, к примеру - просто ежедневный мясной фарш в духовке), а какими-то своими договоренностями. Ну и в -пятых, 4-й год подряд закрывают глаза на нелегальные перевозки в Чудесатое Заперекопье. Хотя объявления о них на каждом столбе, автобусе, лифте. Такой вот у нас менеджмент от румяного.
Те "не сориентировались", эти "не успели" или "не смогли". Пора привыкнуть, что действует закон: если есть спрос, то всегда возникает предложение. И если государственные или муниципальные структуры неповоротливы, то частники мгновенно заполняют эту нишу.
А премьер гворил, что денег нет. Тряхани этих перевозчиков и посыплется. Налоги платятся в казну государства? И почему соответствующие службы до сих пор ни хрена не делают? Видать, в доле.
to Иценков:
И кому от этого будет лучше?
Государству это капля в море - связываться не будет. Расходов на взимание этих налогов будет больше самих налогов.
Перевозчики без работы и без денег.
Люди без возможности передвижения.
А официально в Херсон, Николаев и Одессу только в объезд через Харьков.
Уже 112 человек из Крыма похищено на Украине, Все равно едут, авось пронесет.
У русского человека за Перекопом Ледовитый океан...