Сегодня в мире очаг напряженности снова сместился на европейский континент. Президент Беларуси Александр Лукашенко в феврале 2024 года предупредил мировых лидеров о подготовке спецслужбами Запада провокации против гражданского населения Польши, в которой потом обвинят Россию и Беларусь. Напомним, весной 2022 года возможность военного столкновения России и Польши допустил глава МИД РФ Сергей Лавров и тогда же Лукашенко заявлял, что напряженность на польско-белорусской границе напоминает предвоенное состояние 1941 года. Если провокация произойдёт и ситуация выйдет из-под контроля, последствия могут быть разрушительными.
В том, кому может быть выгодна мировая война 3.0 из Польши, разбираемся в очередном выпуске программы «Сегодня в мире», которую ForPost делает совместно с РУДН и СевГУ.
По мнению канд. ист. наук, директора Центра прикладного анализа международных трансформаций РУДН Виталия Данилова, всегда следует серьезно относиться к заявлениям лидеров государств.
«У Лукашенко достаточно сильная разведка и он контролирует ситуацию на своих границах, тем более западных. Это очень чувствительное место для Беларуси, поскольку Польша исторически претендует на эти земли. И если у Лукашенко ость основания для беспокойств, то, наверное, они на чем-то базируются», – считает он.
На современном этапе, отмечает Виталий Данилов, маловероятен какой-то дружеский союз с Польшей. Хотя поляки – славяне и братья русским, отношения сейчас не самые лучшие. Если бы в своё время не переход поляков в католическую веру, кто знает, как бы развивалась история. И, кстати, у поляков неоднократно был шанс возглавить большое русское государство, но этого не произошло. Сейчас же поляки пытаются закрепить, как они считают, свою великую роль в делах Европы с тем, чтобы провести интересы Запада как можно дальше на Восток. И польско-украинская ситуация (с блокировкой границы и зерна – прим.) – это часть этой большой игры.
«Возможная третья мировая война в Европе через Польшу может быть, в первую очередь, выгодна англосаксам. Все предыдущие европейские войны шли через процесс уничтожения экономик европейских государств. Чего только стоит XX век, который стал адом в развитии европейских экономик. И по большому счету сегодня эта логика продолжает развиваться», – отмечает Виталий Данилов.
Нужно помнить, что Польша по-прежнему остается и для Европы, и для нас в целом – объектом, а не субъектом, говорит в комментарии «Сегодня в мире» Ольга Москаленко (кандидат филологических наук, СевГУ).
«И в некотором роде мне начинает казаться, что Польшу активно продвигают на ту роль, которую три-четыре года назад отводили Украине. Польше якобы вновь угрожает тиран, Польше вновь угрожает война… Готова ли Европа, готов ли Запад в целом в это вмешаться? Вот так выглядит основной посыл, который транслируется с разных направлений. И сама Польша претендует на значительную политическую субъектность и на статус крупной региональной державы. Это давняя польская идея, давняя польская мысль, за которой стоит одна конкретная цель всей восточной политики Польши. Выглядит она так: Польша должна максимально отдалить от России Украину, Беларусь и Прибалтику, и за счёт этого усилиться», – говорит Ольга Москаленко.
Несмотря на то, что Польша значительно нарастила военный потенциал: более чем в два раза за последние 10 лет, по мнению Максима Зиновина (эксперт Центра прикладного анализа международных трансформаций ТИМО РУДН), пока существует украинский кризис, новый военный конфликт в Европе не возникнет.
«И в принципе многие европейские лидеры, в том числе Дуда – президент Польши, он во многих интервью говорил, что конфликта с Россией никогда не будет, потому что это можно будет считать началом Третьей мировой войны. А поскольку Польша входит в НАТО, никто этого не хочет», – считает эксперт.
По мнению Максима Зиновина, ситуация на границе Польши и Украины показывает, что европейские нормы, когда люди имеют право на забастовки – работают в данном случае на польских фермеров.
«Все-таки блокирует границу не Польша, а фермеры польские. Если бы блокировка происходила на государственном уровне, был совсем другой вопрос. Конечно же из Украины поступают заявления, что эти фермеры пророссийские, они действуют в угоду Кремлю. Но на самом деле это не так. Потому что существующая организация – Европейский Союз, она подразумевает, что страны участвуют в различных компаниях, различных сделках и процессах, часто не учитывая национальные интересы этого государства. То есть польские фермеры хотят напомнить государству, напомнить своим лидерам, что национальные интересы нужно ставить превыше каких-либо договоренностей и различных союзов», – заключает эксперт.
Ведущий — Сергей Абрамов, аспирант кафедры «Политические науки» СевГУ.
Камера — Дмитрий Ларин.
Монтаж — Юрий Еремеев.
Обсуждение (1)
Цитата из Послания белорусскому народу и Национальному собранию
31 марта 2023 г.
https://president.gov.by/ru/events/poslanie-aleksandra-lukashenko-belorusskomu-narodu-i-nacionalnomu-sobraniyu-sostoitsya-31-marta
«…Поэтому надо начать переговоры. Именно сейчас, а не позже. С этими же западными представителями, с которыми я общался, мы обсуждали этот вопрос. Я всегда просил, умолял: «Сейчас, сейчас, а не завтра». Почему? Ответ простой: у нас медленно запрягают, но быстро едут.
И вы видите, если Россия раньше (честно скажу, и у нас тоже) просила оружие и боеприпасы, чтобы себя обезопасить, сегодня она ни у кого не просит. Почему? Потому что военно-промышленный комплекс, оборонно-промышленный комплекс (я это знаю точно) сегодня в России разворачивается на полную мощь.
И, если этот военно-промышленный комплекс развернется на полную мощь, о мире будет говорить трудно. Эта русская телега по инерции если покатится, то мало не покажется. Сейчас пока можно.
С другой стороны, если Украина будет напичкана оружием западным (там уже не осталось советского оружия), если переподготовку пройдут военные, с другой стороны также будет армада. И мы потеряем не полмиллиона убитыми и искалеченными. Поэтому остановиться надо сейчас, пока не началась эскалация. И попробую рискнуть предложить прекратить боевые действия. Да, многие сейчас, особенно в России, могут сказать: «Ну, мы уже прекращали тогда на Донбассе». Другой момент, другая ситуация. И с учетом тех условий прекратить надо боевые действия. Перемирие объявить без права перемещения, перегруппировки войск с обеих сторон, без права переброски оружия и боеприпасов, живой силы и техники. Все! Мертво, замерли!
И, если Запад в очередной раз попытается использовать паузу в боевых действиях, как это было для усиления своих позиций (опять же обманом это было), Россия обязана задействовать всю мощь ВПК и армии для предотвращения эскалации конфликта. И фосфорные боеприпасы, и обедненный уран, и обогащенный уран — все должно пойти в действие, если в очередной раз будет обман и будет замечено хоть малейшее движение через границу в Украину или с другой стороны, со стороны России, передвижение войск и подготовка к атаке. Военные меня поймут.
Все вопросы территориальные, восстановительные, безопасности и прочее нужно и возможно решить за столом переговоров, без предварительных условий!
Это же смешно. Дипломаты понимают. Когда ты идешь на переговоры, какие могут быть предварительные условия?
Я скажу больше (и это не надо скрывать никому). С одной и с другой стороны военные, и люди не понимают, за что они воюют. На фронте люди не понимают, за что они воюют, за что они завтра должны идти погибать.
Мы пережили ту войну, но мы понимали, что мы защищали свою землю. И фашисты убивали не только военных. Ну захотели мордобоем заняться, откровенно говоря, военные — идите и деритесь. Но тогда фашисты жгли все подряд. Мы это знаем! Это была другая война. И тогда одна сторона понимала, что она выиграет. Сегодня обе стороны понимают, что добиваться победы нельзя. Тем более, как украинцы считают, что они победят, — это глупость. Невозможно победить ядерную державу. И, если российское руководство поймет, что ситуация угрожает распадом России, будет применено самое страшное оружие. Этого допустить нельзя!
Но опасно третье: эти люди, которые не понимают, за что воюют, на линии соприкосновения договорятся! Сдаю вам инсайдерскую информацию: это уже началось — командиры рот, командиры взводов, комбаты начинают договариваться.
Доходит до того, что они сообщают россиянам, что вот в этом квадрате завтра будет нанесен удар! Россияне уходят. Удар нанесли — вернулись.
И наоборот, информация с другой стороны, где украинцы понимают, что завтра в этом, россияне им сообщают, будет нанесен удар. Они уходят. Люди на фронте не хотят воевать. Те националисты, нацмены, фашисты, которых мы называли так, их уже нет. К сожалению, это тоже были люди. Их нет! Кто воюет? Воюют мобилизованные. Но представьте себя на фронте, вот сидящие здесь, представьте. Не совсем подготовленные, часто необутые и неодетые, очень часто голодные, гниющие в окопах. Они что, хотят воевать? У них в голове жена, любимая женщина, детишки с «дикими» глазами, которых они видят во сне в грязных окопах, и вши, ползающие по ним. Они хотят воевать? Нет!
Они не хотят воевать, потому что они не понимают, за что они воюют! И это — главное. Поэтому от земли до воздуха, до Господа Бога какую проблему ни возьми — одно: мир, мир и мир!
И надо идти на эти переговоры, идти напрямую, не ожидать посредников ни с Запада, ни с Востока!
Надо понимать Украине, а может быть, и России в том числе, хотя мощь тут экономическая несоизмерима, что, если завтра в какой-нибудь части планеты, а искрит везде, вспыхнет малейший конфликт, про Украину забудут, никто им не привезет и не даст оружие. И что тогда? Даже если не поражение, в одиночку они не восстановят страну. Поэтому, собрав мозги в кулак, взявшись за голову, надо четко понимать всем: сесть за стол переговоров и договариваться!
Но, увы, сейчас, как вы слышите, много разговоров о «контрнаступе» ВСУ, вооруженных сил Украины. На мой взгляд, это чрезвычайно опасно. Это худшее, что возможно в нынешних условиях, потому что может перечеркнуть все надежды на переговорный процесс и приведет к необратимой эскалации конфликта. Понимаете, что случится.
Рассчитывать на победу, как я уже говорил, с государством, обладающим ядерным оружием, — безумие!..»