Крым

Какую память оставил в Крыму Архитектор Высочайшего Двора

Николай Краснов проработал на юге России около 30 лет.

Архитектор Николай Краснов спроектировал немало шедевров зодчества в Крыму.
Фото:
коллаж Пелагея Попова|ForPost
Архитектор Николай Краснов спроектировал немало шедевров зодчества в Крыму.

На этой неделе в КФУ имени В.И. Вернадского проходила международная научно-практическая конференция «”Архитектура Крыма” к 160-летию со дня рождения архитектора Н.П. Краснова». И хотя память мэтра зодчества чествовали в 2024 году, не лишним будет вспомнить об основных вехах его судьбы и крымском периоде творчества.

Загадка на загадке

Николай Петрович Краснов родился 23 ноября (5 декабря) 1864 года, как сказали бы сейчас, в ближайшем Подмосковье — в селе Хонятино Коломенского уезда Московской губернии (сейчас это Ступинский район Московской области). Известно, что он происходил из крестьянской семьи, но более подробных сведений о родителях и детских годах будущего архитектора исследователям до сих пор не удалось выяснить.

До сих пор неизвестно биографам Краснова и то, как выходцу из села, крестьянскому 12-летнему мальчику, удалось поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества — довольно престижное учебное заведение в своей отрасли. Кто разглядел будущий талант и подарил счастливый билет в жизнь? Исследователи жизни Николая Краснова лишь предполагают, что к этому повороту судьбы могут быть причастны либо Сергей Третьяков — попечитель учебных заведений Коломенского уезда и брат известного мецената и предпринимателя, либо Пётр Губонин — железнодорожный концессионер, миллионер, а также благотворитель и уроженец этого края.

Как бы то ни было, в 1876 году юный Краснов переехал в Москву, где стал учеником прославленных архитекторов и искусствоведов. Обучение заняло девять лет: в 1885 году за свою выпускную работу — проект здания гимназии — будущий архитектор был отмечен Большой серебряной медалью.

Получив диплом, 21-летний юноша на несколько месяцев уехал в Коломну, где участвовал в армейских сборах как военнообязанный. Потом вернулся в Москву, чтобы выполнить свой первый заказ — перестроить частный дом. Хотя, как отмечают исследователи Николай Калинин, Александр Кадиевич и Марина Земляниченко — авторы книги «Архитектор Высочайшего Двора», — период жизни молодого зодчего после выпуска из училища также покрыт туманом неизвестности.

Николай Краснов в зрелые годы.

Ситуация меняется, когда весной 1887 года Николай Краснов приезжает в Ялту. Был ли южный город его собственным выбором или же и в те времена существовала некая система распределения выпускников учебных заведений — этим вопросом крымские исследователи биографии архитектора задаются до сих пор.

Любовь навсегда

Поначалу молодой московский специалист замещал городского архитектора, который был на пороге увольнения и отъезда в Петербург. Через полгода, 31 октября, Городская Дума Ялты утвердила Николая Краснова в должности главного зодчего стремительно развивавшегося в те годы курорта Тавриды.

Южный берег Крымского полуострова, по мнению авторов «Архитектора Высочайшего Двора», «несомненно поразил воображение молодого москвича».

«Этот крошечный уголок огромной страны Николай Краснов полюбил сразу и навсегда. Поселившись в Ялте, он, по сути, очень редко и ненадолго выезжал из Крыма в Россию или за границу по делам работы», — пишут биографы.

Кроме этого, именно здесь юноша обрёл семейное счастье: в 1888 году он женился на Анне Фарбштейн, дочери состоятельного владельца доходных домов и магазинов Ялты. Супруги рука об руку прожили всю жизнь, вместе пройдя сквозь все радости и горести.

Николай Краснов работал не только в Ялте, но и в Алуште. На фото — дом Н.Батуева.

Впрочем, настоящие испытания выпали на долю Красновых лишь через три десятилетия. А поначалу Николай Петрович упорным трудом стирал все преграды, которые возникали у него на пути.

«В первые несколько лет работы в Ялте Краснов учился ориентироваться в совершенно непривычной для него обстановке. Сейсмоопасность Южнобережья, сложнейший рельеф местности, частые оползни, каменистый грунт, особенности климата и местных строительных материалов — всё это заставляло по-новому подходить к решению ряда технических вопросов», — отмечают исследователи пути архитектора.

Кроме этого, москвич учился выстраивать конструктивные деловые отношения с именитыми заказчиками и представителями многочисленных национальностей, проживающих в Крыму.

Талантливое портфолио

Одним из первых «высочайших» клиентов Николая Краснова стал великий князь Пётр Николаевич, дядя последнего русского императора Николая II, в 1895 году пригласивший архитектора спроектировать дворец в его крымском имении «Дюльбер». По желанию заказчика здание было решено выполнить в оригинальном мавританском стиле, который не мог остаться незамеченным в профессиональной среде.

«Журнал “Искусство и художественная промышленность” в 1898 году поместил статью академика Н.П. Кондакова с описанием и фотографией этого необыкновенного здания и лестной характеристикой автора проекта и строителя. Краснов становится известным не только в Крыму, но и в художественном мире России», — резюмируют авторы его биографии.

Дворец «Дюльбер» — проект Николая Краснова.

Успех «Дюльбера» придал Николаю Краснову уверенности, подсказав, что сосредоточить свой талант стоит именно на усадьбах и дворцово-парковых ансамблях. Впрочем, такие задачи требовали большего времени, поэтому, правильно рассчитав собственные силы, зодчий в 1899 году принял решение покинуть должность главного архитектора Ялты и уйти «в свободное плавание».

Следующие полтора десятилетия у Николая Краснова отмечены особым творческим подъёмом и, по мнению исследователей, стали самыми счастливыми в его жизни.

«Один за другим появляются на Южном берегу дворцы Романовых, дворянские особняки и виллы известных предпринимателей, врачей, учёных, военных, церкви и часовни, мечети и гостиницы. И на каждом из них — печать поиска новых выразительных средств архитектурной пластики», — подчёркивают авторы «Архитектора Высочайшего Двора».

В эти годы Николай Краснов спроектировал объекты, которые сейчас с полным правом считаются шедеврами крымской архитектуры. Это дворец в имении «Харакс» великого князя Георгия Михайловича в Мисхоре, вилла «Ксения» В.А.Чуйкевич в Симеизе, дворец и парк в имении «Чаир» великой княгини Анастасии Николаевны, католический костёл и дом композитора Спендиарова в Ялте, дворец Юсуповых в Кореизе и их охотничий домик в селе Коккозы (сейчас село Соколиное Бахчисарайского района), вилла профессора Н.А. Батуева и дача Н.Д. Стахеева в Алуште, здание Симферопольского общества взаимного кредита, вилла графа Апраксина в Балаклаве и ещё многое другое.

Здание Нацбанка в Симферополе спроектировал Николай Краснов.

Удивительный молодец

Вершиной крымского периода творчества Николая Краснова несомненно стала строительная компания, развернувшаяся в 1910-1911 годах в царском имении «Ливадия».

«Перед архитектором Н.П. Красновым стоит воистину непростая задача: в невероятно короткий даже по сегодняшним меркам срок (в 16 месяцев) построить дворец для царской семьи, который одновременно станет официальной летней резиденцией и загородным домом, будет отражать высочайшее положение заказчика и останется при этом уютным местом отдыха», — так оценил новый заказ П. Коломоец в статье, опубликованной в сборнике «Историческое наследие Крыма».

Кроме этого, зодчему предстояло вместить довольно крупное строение на земельном участке, который ранее занимал дворец гораздо меньшей площади.

Во внутреннем дворике Ливадийского дворца.

Учитывая все эти нюансы, Николай Краснов заложил в основу композиционного плана имения Николая II квадратный внутренний дворик, а остальная планировка, по определению П. Коломойца, напоминает коллаж, где парадные помещения открыты и сочетаются с небольшими приватными комнатами.

Именитый заказчик остался доволен результатом трудов.

«Мы не находим слов, чтобы выразить нашу радость и удовольствие иметь такой дом, выстроенный именно так, как хотели. Архитектор Краснов — удивительный молодец», — такую характеристику от Николая II в письме матери Марии Фёдоровне приводит исследователь.

Успех проекта обеспечил ялтинскому зодчему звания, награды и назначения. Так, 5 октября 1911 года Николай Краснов был пожалован в Архитекторы Высочайшего Двора и награждён орденом Святого Владимира 4-й степени. В октябре 1913 года он избирается академиком Петербургской академией художеств и получает чин надворного советника.

Прощание с Родиной

Начало Первой Мировой войны было мало заметно на Южном берегу Крыма. В первые год-полтора боевых действий Николай Краснов даже успел выполнить несколько заказов. Но они оказались последними для него в Крыму.

После Февральской революции архитектор-монархист попал в опалу у местных чиновников, присягнувших на верность Временному правительству. С августа 1917 года, по сведениям авторов книги «Архитектор Высочайшего Двора», подпись Краснова больше не встречается на документах — его заменили.

Семья зодчего эмигрировала два года спустя. О том, как они жили последние месяцы в Крыму, данных почти нет. Но судя по тому, что пришлось продать один из двух личных домов, денег не хватало.

В конце концов, в мае 1919 года на пароходе «Бермудиан» 54-летний Николай Краснов покидает Родину вместе со своей семьёй — супругой Анной, их дочерями Ольгой и Верой, зятем Леонидом Хорватом и шестилетним внуком Владимиром.

На следующие три года Красновы-Хорваты обосновались на острове Мальта. Этот период стал в судьбе архитектора символической границей.

«Русским беженцам на Мальте не было возможности работать; нас просто содержали англичане, пока все не разъехались по разным странам Европы. Мой дедушка Николай Петрович не мог сидеть без дела — он сразу приобрёл краски акварельные, бумагу, кисточки и начал рисовать картины Мальты. Эти картины (оригиналы) он выставлял в двух магазинах в городе Валетта на Мальте. В те годы туда заходили английские военные суда, и англичане заказывали картины (по номерам), — а дедушка делал копии, и они так продавались», — такие воспоминания Владимира Хорвата приводит заместитель директора по научной работе Ялтинского историко-литературного музея Зинаида Ливицкая в своей книге «В поисках Ялты. Записки музейщика».

В начале 1922 года Красновы-Хорваты переехали в Белград — столицу Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев, которое в 1929 году было переименовано в королевство Югославия. Здесь сформировалась большая русская диаспора: эмигрантов из России привлекали религиозные, культурные и исторические связи обеих стран.

В свою очередь, по данным авторов «Архитектора Высочайшего Двора», Югославия, разорённая Первой Мировой войной и лишившаяся большей части своей интеллигенции, остро нуждалась в людях культуры и профессионалах высокой квалификации. Так что талант Николая Краснова получил новый импульс: с 1922 года и до самой смерти он занимал должность инспектора Министерства строительства.

«Русский зодчий внёс существенный вклад в украшение югославской столицы монументальными зданиями, по его проектам сооружались мемориальные соборы и церкви, архитектурно оформлялись военные кладбища», — перечислили заслуги Краснова в Белграде исследователи.

Здание Министерства лесного и горнорудного хозяйства в Белграде (Сербия) спроектировано Николаем Красновым.

Николая Краснова не стало 8 декабря 1939 года. Он был похоронен на Белградском городском кладбище. Его потомки сегодня живут в Канаде и в Австралии.

От благодарных последователей

Несмотря на забвение «царского» архитектора в советские годы, профессиональное сообщество Крыма помнит и чтит своего талантливого кумира. Об этом ForPost рассказала архитектор-реставратор, член Правления Крымской организации Союза архитекторов России Ольга Сергеева.

«Здания и сооружения, построенные по проектам этого поистине самобытного и талантливого архитектора, расположены не только в Ялте и на территории ЮБК, а и в Бахчисарайском районе, Феодосии, Симферополе, Алуште и представляют до настоящего времени своеобразный архитектурный код, в поисках которого современные архитекторы обращаются к наследию Николая Краснова, как к учебнику», — подчеркнула собеседница издания.

По её словам, в творчестве мэтра архитектуры проявляются несколько базовых принципов, важных по сей день. Во-первых, все постройки органично вписаны в существующий ландшафт. Во-вторых, в его работах можно наблюдать «взаимодействие и взаимопроникновение интерьеров и окружающей ландшафтно-климатической и природной среды». Это представлено глубокими лоджиями, открытыми и полуоткрытыми террасами, галереями, балконами, эркерами, внутренними двориками с изящным и экзотичным благоустройством.

В-третьих, все объекты построены из экологически чистых материалов. И в-четвёртых, для его работ была характерна «деликатная прорисовка декоративных элементов украшений фасадов и интерьеров».

Кроме этого, по мнению Ольги Сергеевой, современным архитекторам и проектировщикам стоит поучиться у Николая Краснова способности вести диалог с клиентами.

«Николай Петрович не только работал в должности главного архитектора Ялты, а его заказчиками были одни из самых состоятельных персоналий России, но он также был уполномоченным и доверенным распорядителем финансирования на стройплощадке Ливадийского дворца в качестве придворного архитектора Николая II», — напомнила собеседница ForPost.

Памятник Николаю Краснову в Ялте.

С коллегой согласен заслуженный архитектор АРК, лауреат премии ВС Крыма 2004 года, член Правления Крымской организации Союза архитекторов России Ростислав Гайдай. По его мнению, главная заслуга работы Николая Краснова в Крыму в том, что он сформировал высокий стандарт дворцово-дачной архитектуры на полуострове.

«Его современникам и последователям волей-неволей приходилось ему соответствовать. Краснов пробивается к нам сегодня не только отдельными сохранившимися памятниками архитектуры. Набережная Ялты, сетка центральных улиц, порт, подпорные стены Учан-Су в городе — это тоже он», — перечислил собеседник ForPost.

Широта палитры Николая Краснова сегодня, сто лет спустя, остаётся «недостижимым примером» для нынешних архитекторов, считает Ростислав Гайдай. Здания, созданные архитектором, были в стиле ренессанса, готики, модерна, в романском стиле, в стиле классического шале, мавританской вязи или с элементами региональной архитектуры: для каждого заказчика он «находил что-то особенное и был при этом крайне убедителен».

Тем не менее, мода на «классику» в духе крымских дач того периода наблюдается и сегодня, а значит архитекторам XXI века есть к чему стремиться.

«Мы стоим на плечах титанов. Если я вижу сегодня хорошо слепленный объём, светотеневую пластику западающих и выступающих элементов, эффективную планировку, уместное и разнообразное озеленение, это значит, что красновский стандарт для автора проекта — не пустой звук», — признался собеседник.

Хочется, чтобы таких последователей стало больше. К сожалению, пока что Крым чаще видит обратные примеры. Одним из них стала чудовищная потеря дома самого архитектора, находившегося в центре Ялты на улице Коммунаров: его снос в начале 2022 года, как писал ForPost, стал настоящим шоком для местных жителей. Однако, как выяснилось, с юридической точки зрения претензий предъявлять было некому: здание находилось в частной собственности и, как оказалось, не обладало никаким охранным статусом, способным уберечь его от уничтожения.

Пелагея Попова

Фото автора

1217
Оцените статью:
5
В среднем: 5 (3 голосов)

Обсуждение (1)

Profile picture for user Serggio
24717
Serggio

Несмотря на забвение «царского» архитектора в советские годы

Зачем писать то, что не соответствует действительности? На самом деле  Краснов, как и другие архитекторы того времени были тогда, как говорится, "широко известны узкому кругу" своих заказчиков - богатых и очень богатых людей, количество которых измерялось десятками, максимум - сотнями.

А вот в советские времена, когда все эти дачи, дома и дворцы стали пионерскими лагерями, здравницами и музеями, имена тех, кто их строил, и стали действительно широко известны в народе - каждый экскурсовод в обязательном порядке начинал свой рассказ с фразы: "Здание построено по проекту архитектора такого-то". Их имена появились в красочных фотоальбомах о Крыме, которые можно было купить на каждом шагу и которые увозил с собой практически каждый, кто хоть раз побывал в Крыму. 

Поэтому  именно в советские времена имена этих архитекторов стали известны миллионам. Так что в советские годы дореволюционные архитекторы получили не забвение, а  как раз  широкую известность вне профессиональной среды. 

А настоящее забвение выглядит вот так:

К сожалению, пока что Крым чаще видит обратные примеры. Одним из них стала чудовищная потеря дома самого архитектора, находившегося в центре Ялты на улице Коммунаров: его снос в начале 2022 года, как писал ForPost, стал настоящим шоком для местных жителей. Однако, как выяснилось, с юридической точки зрения претензий предъявлять было некому: здание находилось в частной собственности и, как оказалось, не обладало никаким охранным статусом, способным уберечь его от уничтожения.

...и к советским временам вовсе не относится...

Но в целом статья действительно интересная, спасибо)

Главное за день

Украина не прекращает попыток атаковать Глебовское газохранилище в Крыму

Ежедневно в направлении объекта запускают беспилотники.
13:33
1
520

МИД РФ: Запорожская АЭС принадлежит России, и точка

Во внешнеполитическом ведомстве призвали прекратить спекуляции на тему ЗАЭС.
12:28
0
374

Генеральный план многомиллиардного «Крымского Дубая» готов

Работы ведутся по поручению президента РФ Владимира Путина.
11:16
6
1818

Севастополю добавят гостиниц по новому федеральному проекту

Новый курорт «Балаклава» увеличит номерной фонд на 4 тысячи мест.
10:09
29
2096

Кремль раскрыл итоги переговоров России и США в Эр-Рияде

И опубликовал перечень объектов, на которые распространяется мораторий на военные удары.
09:26
1
1397

Дата открытия после реставрации музея им. Крошицкого в Севастополе остаётся неопределённой

В музее продолжаются подготовительные работы для размещения экспозиции.
08:05
12
1292