Силовые ведомства обратили внимание на частные реабилитационные центры, где, по данным следствия, под видом помощи использовались жёсткие методы воздействия на пациентов. Возбуждены уголовные дела сразу по нескольким эпизодам, а дискуссия вышла за рамки отдельных историй: речь идёт об устройстве всего рынка реабилитации и пробелах в контроле, включая роль публичных лиц, участвовавших в продвижении таких центров.
«Антонов Pro»
Реабилитационный центр «Антонов PRO» в подмосковном Видном активно продвигался в соцсетях: о нём рассказывали певец Niletto, блогер Михаил Литвин, рэпер Тимати и другие знаменитости, сообщает телеграм-канал Baza.
Центр позиционировался как пространство для реабилитации под руководством бывшего зависимого Максима Антонова, стоимость пребывания оценивалась примерно в 150 тысяч рублей в месяц.
Однако материалы проверок и публикации телеграм-каналов описывают другую сторону работы учреждения. По данным следствия, в рамках так называемой «перепрошивки» к пациентам могли применять физическое воздействие, жёстко ограничивать передвижение, удерживать людей в закрытых помещениях и скрывать истинное положение дел от родственников, формируя для них позитивную картинку реабилитации.
По данным телеграм-канала Shot, были задержаны сам Антонов и ещё несколько сотрудников и волонтёров, ранее проходивших реабилитацию в рехабе и оставшихся там работать. Обвинения предъявлены четырём сотрудникам центра, сообщили в ГСУ СК РФ по Московской области.
«Неугасимая надежда» и другие дела
Параллельно ведётся расследование в отношении реабилитационного центра «Неугасимая надежда» в подмосковном Егорьевске. По данным следствия, руководитель рехаба Виталий Серёжкин и несколько его подчинённых могли применять насилие к пациентам и незаконно удерживать их на территории.
Следствие сообщило: в «Неугасаемой надежде» удерживали семерых подопечных в возрасте 18–35 лет, эксперты зафиксировали у некоторых следы побоев.
«Предъявлено обвинение четырём сотрудникам реабилитационного центра. Они обвиняются в незаконном удерживании постояльцев. Кроме того, задержан ещё один фигурант — консультант центра, в ближайшее время ему также будет предъявлено обвинение, — сказано в сообщении ГСУ СК РФ по Московской области. — В ходе допроса четверо мужчин признали свою вину в инкриминируемом преступлении. Следствие намерено ходатайствовать об их аресте».
ГСУ СК РФ по Московской области / VK Видео
Отдельно продолжается расследование уголовного дела по факту издевательств в реабилитационном центре психолога-психотерапевта Анны Хоботовой. По версии следствия, подростков морили голодом и избивали, один из постояльцев — 16-летний Роман — впал в кому. Хоботова и несколько сотрудников арестованы на два месяца, фигуранты своей вины не признают.
Где системный разрыв?
По данным почётного адвоката России Евгения Харламова, проблема рехабов во многом связана с тем, что такие учреждения формально оказывают не медицинскую услугу, а социально-психологическую поддержку, и этот вид деятельности не подпадает под обязательное лицензирование и системный контроль. Иными словами, любой человек может отрыть частный центр и начать зарабатывать на оказании поддержки зависимым людям, не имея на то нужной квалификации.
«Это, на мой взгляд, халатность, такое "незлобное разгильдяйство", цена которому — человеческая жизнь. Надеюсь, что после резонансных уголовных дел работу таких центров всё-таки подведут под общую законодательную черту», — сказал в беседе с ForPost Харламов.
Аналогичное мнение высказал эксперт по реабилитационным центрам, военный врач Александр Лысенко.
«Главная проблема частных реабилитационных центров — почти полное отсутствие лицензирования и, как следствие, государственного контроля, — уверен наш собеседник. — В отличие от зарубежной практики в России до сих пор не лицензируются не только многие рехабы, но и частные пансионаты, дома-интернаты, учреждения соцобслуживания. Когда деятельность не требует лицензии, её никто системно не проверяет — этим и пользуются недобросовестные владельцы».
Лысенко напомнил, что услуги таких центров по сути являются одновременно медицинскими и социальными и, по его мнению, должны подпадать под лицензирование.
«Лицензирование — это абсолютно нормальный подход. Это не ущемляет бизнес. Те, кто хотят конкурировать добросовестно, они не будут возражать против лицензирования», — сказал он.
Наш собеседник уверен: наличие лицензии — это гарантия не только формальных требований, но и базовых условий содержания пациентов.
Озаботились проблемой рехабов и депутаты Госдумы. Они предложили ввести профессию «аддиктолог-консультант», установить ответственность за незаконную реабилитационную деятельность и развивать прозрачную государственную альтернативу, сказал интернет-изданию «Подъём» зампред думского комитета по охране здоровья Алексей Куринный.
Вопрос о публичных лицах
Отдельная линия обсуждения — участие звёзд и блогеров в продвижении частных реабилитационных центров. По словам Лысенко, сегодня многие рехабы работают по принципу «сарафанного радио»: один пациент заявляет, что ему помогло, другой делится рекомендацией, к этому подключаются медийные лица, и у родственников формируется доверие, не подкреплённое профессиональной оценкой методик.
Пользователи соцсетей считают, что это не совсем правильно, поскольку рекламные кампании могли вводить людей в заблуждение и создавать ложное чувство безопасности.
Харламов считает, что этот вопрос не стоит оставлять без внимания:
«Звёзды или блогеры прежде, чем что-то рекламировать, должны убеждаться, что там есть реальное содержание, — сказал адвокат. — Если не убедились, а людей ввели в заблуждение, за это тоже должна быть ответственность. Это не мошенничество в чистом виде, здесь отдельного состава нет, но всё, что связано с такой рекламой, будет оцениваться в совокупности с действиями руководства центра в рамках возбуждённых уголовных дел».
Иной взгляд на ситуацию у Лысенко.
«Знаменитости не разбираются в тонкостях реабилитации, поэтому доверяют людям, кто просит их прорекламировать рехаб, — сказал наш собеседник. — Сажать их не стоит, как мне кажется. У нам много кто чего болтает. Всех не посадишь».
Лысенко считает, что в этой истории нужен разумный подход.
«Необходимо внимательно изучить частные реабилитационные центры, их методику, так как сегодня они никому не подотчётны. Следующий шаг — лицензирование этого вида деятельности, после которого никто не даст держать 40 человек в одной комнате», — подытожил военный врач.
Роберт Вочовский
