В эпоху, когда развитие маркетплейсов идет семимильными шагами, привычные торговые центры себя изживают, считает руководитель центра сертификации, член совета регионального отделения «Опоры России» Евгений Летягин.
«Тут вопрос эволюции. Как правило, торговые центры появились из рынков 90-х. Они трансформировались, каждый ларек превращался в бутик, и все это начало приобретать интересные дизайнерские формы, но суть осталась прежней. Ты идешь по рядам, где натыканы различные точки продаж, кто во что горазд, тот то и продает», – напомнил он в эфире программы «На троих».
Атмосфера и аренда в торговых центрах
Эпоха банальной аренды площадей в торговых центрах, по мнению собеседника, умерла: если они останутся складом товаров, то проиграют более удобным и выгодным интернет-площадкам.
Вернуть покупателей обратно в офлайн-магазины сегодня можно, только кардинально изменив формат и создав в ТЦ не просто развлекательное пространство, а территорию с особенной атмосферой и узнаваемыми локациями. Как раз это является актуальной задачей для торговых центров, считает Евгений Летягин.
«Что у нас сегодня люди любят? Фотографироваться – потому что есть соцсети, куда фотографии выкладываются, молодые люди постоянно делают селфи.
Значит, для этого нужно, как мне кажется, создать среду – фотозоны, арт-объекты, которые могут привлекать и будут узнаваемыми. Возле них в конце концов люди смогут назначать свидания», – привел пример создания атмосферности места собеседник.
Игровые комнаты и зоны отдыха в ТЦ
Не менее важно также позаботиться об удобстве структуры ТЦ для посетителей. Торговым центрам нужно избавляться от хаотичного размещения магазинов и переходить к умному зонированию. Входя в двери крупного магазина, посетитель точно должен знать, в какую часть пространства ему идти, чтобы купить необходимый товар.
«Это вопрос навигации. Когда ты заходишь и через некоторое время не понимаешь, где ты зашел, где твоя машина на какой-то там парковке – от этого нужно отходить», – считает Евгений Летягин.

От хаотичного размещения бутиков предлагается переходить к умному, интуитивно понятному зонированию. Фото: Татьяна Воробьева
Кроме того, зонирование можно провести и в зависимости от статуса клиента – условно, на лакшери-зону с дорогим интерьером и соответствующими атрибутами и зону попроще, где можно купить трендовую вещь по разумной цене.
«Кто-то зарабатывает побольше, кто-то поменьше. Это деление тоже есть смысл сделать», – отметил представитель «Опоры России».
Качество товаров и продуктов в ТЦ
В этом плане важно, чтобы руководство торговых центров контролировало качество продаваемых на их территории товаров и помогало посетителям быстро решать спорные ситуации.
«Было бы неплохо, если бы руководство в крупных торговых центрах брало на себя функцию фильтра, чтобы на их территории не продавался откровенный ширпотреб, некачественная продукция. Если в ТЦ работает фудкорт, чтобы там соблюдали элементарные санитарные нормы. Понятное дело, что для руководства торгового центра это нагрузка», – заверил руководитель центра сертификации.
А еще уникальности севастопольским торговым центрам может добавить продукция местных производителей и ремесленников, которая обычно представлена на разного рода ярмарках и выставках, считает Евгений Летягин.
Структура торгового центра и онлайн-торговля
Отметим, необходимость трансформаций сферы офлайн-торговли понимают и сами руководители местных ТЦ. Насколько эти изменения будут кардинальны и быстры, пока сказать сложно, но они неизбежно наступят, считает директор по коммерции и развитию ТЦ Sea Mall Николай Даньшин.
Если раньше это был рынок арендодателей, то теперь это рынок арендаторов – за них идет борьба. Хорошего арендатора торговой площадки найти не всегда удается, поэтому, возможно, хорошим подспорьем для торговых центров станет аренда офисных помещений.
«Я думаю, дешевая ставка для офисных помещений в ТЦ – это неизбежность, которая наступит. Потребность в них есть, особенно в Севастополе. А если это вписано в структуру торгового центра и комфортно для бизнес-среды, то это еще одно подспорье, чем можно частично заменить классических арендаторов одежды, аксессуаров», – считает Николай Даньшин.
Напомним, ранее подробно о том, как маркетплейсы изменяют структуру офлайн-торговли и какую стратегию выбирают севастопольские предприниматели, чтобы удержать покупателя, в новой программе ForPost «Дело на миллион» рассказывал владелец ТРЦ «Муссон» Владимир Плотка.
Полина Ласькова

Вернуть площади под производство, Коими они были до того.
Vladdimir,
Как Вы думаете, почему они перестали быть "площадями под производство"?