В эпоху, когда развитие маркетплейсов идет семимильными шагами, привычные торговые центры себя изживают, считает руководитель центра сертификации, член совета регионального отделения «Опоры России» Евгений Летягин.
«Тут вопрос эволюции. Как правило, торговые центры появились из рынков 90-х. Они трансформировались, каждый ларек превращался в бутик, и все это начало приобретать интересные дизайнерские формы, но суть осталась прежней. Ты идешь по рядам, где натыканы различные точки продаж, кто во что горазд, тот то и продает», – напомнил он в эфире программы «На троих».
Атмосфера и аренда в торговых центрах
Эпоха банальной аренды площадей в торговых центрах, по мнению собеседника, умерла: если они останутся складом товаров, то проиграют более удобным и выгодным интернет-площадкам.
Вернуть покупателей обратно в офлайн-магазины сегодня можно, только кардинально изменив формат и создав в ТЦ не просто развлекательное пространство, а территорию с особенной атмосферой и узнаваемыми локациями. Как раз это является актуальной задачей для торговых центров, считает Евгений Летягин.
«Что у нас сегодня люди любят? Фотографироваться – потому что есть соцсети, куда фотографии выкладываются, молодые люди постоянно делают селфи.
Значит, для этого нужно, как мне кажется, создать среду – фотозоны, арт-объекты, которые могут привлекать и будут узнаваемыми. Возле них в конце концов люди смогут назначать свидания», – привел пример создания атмосферности места собеседник.
Игровые комнаты и зоны отдыха в ТЦ
Не менее важно также позаботиться об удобстве структуры ТЦ для посетителей. Торговым центрам нужно избавляться от хаотичного размещения магазинов и переходить к умному зонированию. Входя в двери крупного магазина, посетитель точно должен знать, в какую часть пространства ему идти, чтобы купить необходимый товар.
«Это вопрос навигации. Когда ты заходишь и через некоторое время не понимаешь, где ты зашел, где твоя машина на какой-то там парковке – от этого нужно отходить», – считает Евгений Летягин.

От хаотичного размещения бутиков предлагается переходить к умному, интуитивно понятному зонированию. Фото: Татьяна Воробьева
Кроме того, зонирование можно провести и в зависимости от статуса клиента – условно, на лакшери-зону с дорогим интерьером и соответствующими атрибутами и зону попроще, где можно купить трендовую вещь по разумной цене.
«Кто-то зарабатывает побольше, кто-то поменьше. Это деление тоже есть смысл сделать», – отметил представитель «Опоры России».
Качество товаров и продуктов в ТЦ
В этом плане важно, чтобы руководство торговых центров контролировало качество продаваемых на их территории товаров и помогало посетителям быстро решать спорные ситуации.
«Было бы неплохо, если бы руководство в крупных торговых центрах брало на себя функцию фильтра, чтобы на их территории не продавался откровенный ширпотреб, некачественная продукция. Если в ТЦ работает фудкорт, чтобы там соблюдали элементарные санитарные нормы. Понятное дело, что для руководства торгового центра это нагрузка», – заверил руководитель центра сертификации.
А еще уникальности севастопольским торговым центрам может добавить продукция местных производителей и ремесленников, которая обычно представлена на разного рода ярмарках и выставках, считает Евгений Летягин.
Структура торгового центра и онлайн-торговля
Отметим, необходимость трансформаций сферы офлайн-торговли понимают и сами руководители местных ТЦ. Насколько эти изменения будут кардинальны и быстры, пока сказать сложно, но они неизбежно наступят, считает директор по коммерции и развитию ТЦ Sea Mall Николай Даньшин.
Если раньше это был рынок арендодателей, то теперь это рынок арендаторов – за них идет борьба. Хорошего арендатора торговой площадки найти не всегда удается, поэтому, возможно, хорошим подспорьем для торговых центров станет аренда офисных помещений.
«Я думаю, дешевая ставка для офисных помещений в ТЦ – это неизбежность, которая наступит. Потребность в них есть, особенно в Севастополе. А если это вписано в структуру торгового центра и комфортно для бизнес-среды, то это еще одно подспорье, чем можно частично заменить классических арендаторов одежды, аксессуаров», – считает Николай Даньшин.
Напомним, ранее подробно о том, как маркетплейсы изменяют структуру офлайн-торговли и какую стратегию выбирают севастопольские предприниматели, чтобы удержать покупателя, в новой программе ForPost «Дело на миллион» рассказывал владелец ТРЦ «Муссон» Владимир Плотка.
Полина Ласькова






Вернуть площади под производство, Коими они были до того.
Vladdimir,
Как Вы думаете, почему они перестали быть "площадями под производство"?
еще одна мама …,
Почему?
Vladdimir,
согласен с Вами
В Лаванде, что на фото, заведения нужны покушать, типа хинкальных, тогда и народ может быть заглядывать будет.
Политика мелких лавочников.
На самом деле трудно сказать, что с ТЦ будет. Маркетплейсы очевидно выигрывают, а очные магазины будут закрываться. Даже не знаю, чем их наполнять. Например, когда Муссон посещаю, часто задаюсь вопросом - как кормятся все эти бутики? Одежда там проигрывает тому что есть на макретплейсах, и по внешнему виду, и по цене. В Лаванде хорошие магазины, но их продукция и так представлена на маркетплейсах.
Что точно останется в ТЦ - развлечения. Каток, бильярд, боулинг, картинг. Но этим явно не получится наполнить тот же Муссон. Всё здание что ли заставить бильярдными столами, или льдом покрыть?
Можно так же вспомнить общепит. Общепит тоже теснят виртуальные услуги - желающие поесть вкусностей могут это заказать на дом. Теперь у общепита на первый план выходит социальное взаимодействие, а не поедание - хочется каких-то мероприятий, как в Снежинке или в закрывшемся кафе Центр. А теперь вопрос. Найдется ли столько потребителей с деньгами на рестораны, которые позанимают освободившиеся площади?
С кино тоже не так просто. Основную функцию кинотеатра - просмотр фильма, можно удовлетворить дома: на компе, на телефоне, на телевизоре. Люди набиваются в кинотеатр в основном на премьеры, остальное время он пустует. У меня есть сомнения, что кинотеатр в Муссоне окупается. Но здесь не все потеряно, можно организовывать мероприятия или кинофестивали. Например, в петербургском кинотеатре "Мираж на Большом" показывают фильмы по тематикам: неделя научной фантастики, неделя советского кино, неделя средневекового кино. В петербургском кинотеатре "Аврора" показывают советские фильмы раз в месяц, и перед сеансом читают небольшую лекцию о нем. Я был на сеансе фильма "Александр Невский" 1938 года, и зал был заполнен молодыми зрителями.
Даже с учетом всего перечисленного, не знаю, чем заменить все магазины и бутики, которые неизбежно помрут. Если какие-то ТЦ и выживут, то явно ужмутся по площади.
ratnikkk,
В "Муссоне" (как и в иных ТРЦ) в продуктовом - на кассе всегда очереди - это точно не проиграет маркетплейсам :) А вот некоторое другие отделы со шмотками, больше похоже на музей - посмотреть можно, но не покупать.
ratnikkk,
С придушеным доступом в интернет маркетплейсы сильно будут развиваться. Попрут как петрушка на даче.
Тут вопрос стоит, а есть ли смысл в цифровых деньгах в банке на пластиковой карточке? Может самое время вернуть деньги в кошелёк?
лакшери-зону с дорогим интерьером
Для лакеев?
Если жители страны заинтересованы только процессом покупок товаров, произведённых на производствах, размещённых за пределами СВОЕЙ страны, то "эволюция" жителей такой страны "идёт по Дарвину" в обратную сторону: от человека к примату.
Антарктида,
Вы думаете вектор развития кого-то интересует? С давних времён этот вектор, как ориентир по стреле часов смотрит на половину пятого.