Согласно исследованию ВЦИОМ, в 2025 году семь из десяти россиян «с разной периодичностью» брали в руки книги. Среди зумеров и миллениалов показатель выше: восемь из десяти человек хотя бы иногда читали.
Севастопольская молодёжь тоже активно читает и интересуется разными жанрами: одни предпочитают зарубежные классические романы (например, «Заводной апельсин» Энтони Бёрджесса), другие стали поклонниками современной восточной литературы (в частности, творчества японского писателя и поэта Юкио Мисимы), а третьи выбирают работы в популярном жанре youngadult.
Примечательно, что представители поколения Z, которые встретились журналистам ForPost, не упомянули произведения из школьной программы по литературе. Русская классика больше привлекает читателей из поколения 90-х. Например, один из наших собеседников, молодой мужчина, поделился, что только недавно закончил читать роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
Дорогое удовольствие
Согласно данным Forbes за 2025 год, в России цена на книгу в среднем держится в диапазоне 800-1500 рублей за твёрдый переплёт и 500-800 рублей – за мягкий. И российские издатели скептически относятся к перспективе ввести фиксированные цены на бумажные книги, — как это, например, принято в Германии, Франции или Нидерландах, где розничная цена печатается прямо на обложке, и все магазины (в том числе и онлайн) обязаны её соблюдать в течение года или двух после старта продаж.
Но несмотря на то, что чтение перестаёт быть доступным увлечением, в России практичные зумеры готовы тратить на книгу даже по несколько тысяч рублей.
«Если бы книга сильно была нужна или это было бы то, по чему я фанатею, я бы отложила, накопила или, может быть, порадовала себя на какой-нибудь праздник», — призналась одна из наших собеседниц.
И такое мнение не единично: среди студентов многие готовы потратиться на книгу. Вопрос не в цене, а в ценности.
Но всё-таки порой они мечтают о том, чтобы книги стоили меньше.
«Иногда захожу в книжный магазин и очень большими глазами смотрю на цены. Хотелось бы, чтобы они были немножко пониже», — поделилась болью севастопольская студентка.
Траты во имя чего?
При этом традиционный способ чтения, в бумаге, молодёжь предпочитает чаще.
«Потому что так лучше получается прочувствовать произведение», — объяснила одна из собеседниц ForPost.
Возможно, дело в том, что бумажные книги – это уже не одноразовая история. Это про память, про наследство, про домашние библиотеки, остающиеся нам от бабушек и дедушек.
«Книга же покупается не на день, не на два и не на месяц. Она же и детям, и внукам, и правнукам останется», — подтвердил один из наших собеседников, 80-летний житель Севастополя.
Возможно, именно поэтому севастопольцы болезненно восприняли новость о закрытии книжной кофейни «G.books» на Большой Морской. Несмотря на существующий стереотип о непопулярности чтения, постоянные клиенты этого заведения сокрушались, что в Севастополе исчезла «культурная отдушина» и «атмосферное место с идеей».
Какие ещё книги любят севастопольцы? Сколько они готовы тратить на литературу? И если бы книги раздавали бесплатно, что бы они забрали себе в библиотеку?
А также рекомендуем посмотреть большой серьёзный книжный разговор в свежем выпуске программы ForPost «Реактор».
Микрофон – Ксения Криловец
Камера – Дмитрий Ларин
Программы ForPost выходят в группе ВКонтакте. Подписывайтесь, включайте уведомления, чтобы не пропускать новые видео.






