Представляли ли вы себя в роли тех, кто на неопределённый срок застревает в аэропорту, на железнодорожной или автобусной станции? Я — ровно в той части, которой требует профессия журналиста.
Буря, прошедшая по побережью Чёрного моря, позволила пережить этот опыт в полной мере.
Попутчик Шторм
Днём 26 декабря несколько севастопольских и крымских журналистов сели в поезд «Симферополь — Адлер» для участия в одном немаловажном мероприятии в Сочи. Через несколько часов разыгрался небывалый шторм. Из поезда он выглядел, быть может, даже более устрашающим, чем в реальности. Почему — об этом в другом материале ForPost.
Нас ждала ночь в комфортном поезде «Гранд Сервис Экспресса» и свободный день приезда. Мы верили в лучшее и даже присматривались к расписанию электричек на Розу Хутор — а вдруг успеем? Не лишал надежды даже вид поднявшегося к Крымскому мосту бушующего моря.
Но утром по поезду прокатился слух: до Сочи можем не доехать, потому что в местечке с красивым названием Лоо сошёл мощный сель. Чуть позже в сети появилось видео, как трёхэтажный дом в этом посёлке просто развалился на глазах.
Видео: RT | Rutube
Пассажиры взбодрились и стали искать варианты: каршеринг или «по 200-300 рублей на такси от Туапсе». Моей не слишком выспавшейся голове это не слишком понравилось. Безопасно ли оказаться с незнакомым человеком на сложной и незнакомой ему трассе? Да и возможно ли за тысячу-полторы доехать от Туапсе до Сочи? Не знаю, сколько там километров, но цифра казалась неубедительной. Особенно — в момент форс-мажора.
И вообще, мы хоть и отстаём от графика, но едем, и до Туапсе еще не добрались. Надо верить в лучшее. И выпить кофе.
Ага.
Сообщение по громкой связи:
«Поезд до Сочи не пойдёт. Кому в аэропорт — сообщите данные проводнику, вас довезут автобусом».
Нам не в аэропорт, нам город. Хорошо, что мероприятие только завтра. Роза Хутор, что ж, снова не в этот раз.
На станции забирают тех, кому на самолёт. Поезд двинулся дальше, но вскоре остановился в каком-то далёком от цивилизации месте. Но это по ощущениям, а по факту — километрах в трёх-четырёх от Туапсе.
Поедем дальше или нет — вопрос, но если поедем, то точно не дальше чем до Туапсе, говорит проводник.
Выйти здесь и отправиться в Туапсе самим? Связи нет, так что скинуть геолокацию в службу такси нельзя. Да и, как потом выяснилось, местным таксистам было бы совсем не до нас.
Пойти пешком? Эх, почему я выбрала в дорогу сумку на колёсиках, а не рюкзак!
Впрочем, оба варианта отметаются.
«Куда я вас выпущу! Это запрещено, тут нет оборудованной платформы. И дороги нет!» — говорит сначала проводник, а потом начальник поезда.
Спустя некоторое время новое сообщение по громкой связи:
«Поезд дойдёт до Туапсе. Кто решит добираться самостоятельно, сможет выйти. Остальные — сообщите проводнику о том, что остаётесь в поезде. После 15 часов подадут автобусы».
На часах — около 12. Если бы по расписанию — подъезжали бы к Сочи. Проводник подчеркнул: автобусы будут не в 15 часов, а после 15. Сколько может продлиться это «после»?
К этому времени весь кофе выпит, еда съедена, вещи собраны. И тело уже готово не плыть по течению, а смело грести в выбранном направлении. Тем более что организатор написал: «Доберитесь до Туапсе, вызовем вам такси».
Большинство из нашей команды голосует за то, чтобы выйти. Выходим в Туапсе.
Впереди — ещё не меньше трёх часов на машине. Обратного пути нет — поезд с теми, кто решил ждать автобусов, возвращается к месту предыдущей остановки.
Получаем сообщение от организатора:
«Вызвать такси невозможно. Слишком много заказов».
Как выяснилось, тем утром было остановлено 50 поездов.
Наперегонки с поездом
Билеты на автобусы до Сочи давно раскуплены. К счастью, автовокзал находится рядом с железнодорожным, так что не пришлось тратить на это знание много сил и времени.
Такси до Сочи в обычное время стоит 4 тысячи, но в тот день везунчики уезжали из Туапсе за 4 тысячи с каждого. Нам назвали цену в 10 (!) тысяч с человека. Тут без комментариев.
Объявления на вокзале — только о задержке или отмене поездов. По перспективам выезда — тишина. Вокруг — потоки идущих с поездов людей и информационный хаос.
— Железнодорожное сообщение остановлено полностью, размыло полотно!
— Нет, обещают дать специальную электричку!
— Какая электричка, нас из «Ласточки» сейчас всех высадили!
Что-то гуглим, с кем-то созваниваемся, что-то слышим от других пассажиров… Двое наших делегатов отправляются к начальнику вокзала, чтобы внести нас в список на автобус, от которого мы отказались, выйдя из поезда. С чем они вернулись — не помню, но точно не с билетами, пропусками или паролями.
Сколько времени так проходит? Впустую смотреть на часы и терять остатки внутреннего спокойствия не хотелось. Единственное время, на которое мы могли ориентироваться — завтра в 9 утра мы должны зарегистрироваться на мероприятии в Сочи. Всё остальное — шум и туман.
Стою у стены и по Ватсапу пытаюсь вдохновить столичных организаторов на решение нашей проблемы. Увы, у них нет в Туапсе кармана, из которого можно мгновенно вытащить пару автомобилей. Остаётся только ждать, надеяться и не терять самообладания. Что-то же должно случиться!
Ждать чуда легче сытым, и мы отправляемся в кафе в паре сотен метров от вокзала. Занимаем столики, раздеваемся, идём к стойке. Только хочу оплатить заказ — звонок:
«Срочно на вокзал! Говорят, электричку дали!».
Хватаю сумку, и с пальто через плечо мчусь за теми, кто впереди. Понимаю: скорее всего, это очередные бессмысленные метания, но они должны быть сделаны. На одном из поворотов мелькает мысль: а есть ли где-то в мире соревнования по бегу с сумкой на колёсиках? Азартная история могла бы получиться.
Вылетаем на перрон — там действительно стоит «Ласточка», и в неё вправду заходят люди. Уже даже немного неважно, в Сочи она летит или нет.
Вагоны полны, но нам повезло найти несколько кресел рядом. Задаёмся вопросом билетов — и тут же отпускаем его на самотёк. Хочется только выдохнуть и ещё раз уточнить — до Сочи точно доедем? Потому что этому дню я уже не слишком доверяю.
Да, едем. Да, в Сочи. Да, без билетов. А ещё без какого бы то ни было представления о том, когда доедем. «Ласточка» идёт куда медленнее обычного, такая уж сегодня дорожная обстановка. Плюс постоянные ожидания своей очереди на проезд и реверсивное движение там, где совсем размыло второй путь.
Во время одной из таких пауз увидели: нас обходит «Симферополь — Адлер», из которого мы вышли в Туапсе. Как узнали позже, поезд продолжил путь приблизительно в то же время, что стартовала наша электричка. И это случилось даже немного раньше, чем в заявленные 15 часов.
На другом участке мы нагнали поезд, потом снова оторвались.
К слову, в поезде тоже не обошлось без лишней суеты. Спустя какое-то время пассажирам предложили собрать вещи и выйти для пересадки в автобус. Прождав на перроне почти час, люди замёрзли и попросились обратно. Ну а там уже и автобусы не потребовались. Кому-то было даже удобней дожидаться пересадки в Адлере не на вокзале, а в заметно опустевшем вагоне.
Про поезд мы узнали уже потом, а тогда — просто ехали в надежде на тех, кто всё это время восстанавливал дорогу. Спасибо им бесконечное.
Шторм сопровождал нас и в «Ласточке», но уже просто восхищая картинкой слегка успокоившейся стихии. Наверняка в обычное время волны бьют гораздо дальше от железнодорожного полотна. А что было ночью, можно только догадываться.
Окончательно выдохнули мы, только проехав Лоо — а это уже совсем недалеко от Сочи. Ещё немного — и мы любуемся архитектурой сочинского вокзала на фоне уже тёмного неба. Задержка в 5-6 часов — наверное, не такой уж плохой результат с учётом масштаба разрушений.
«Симферополь — Адлер» пришёл в Сочи чуть-чуть, но всё же раньше «Ласточки» — видимо, поезда в приоритете. Так что во времени мы совсем не выиграли. Но кто ж знал…
***
Увы, нет универсального совета, как действовать в такой или похожей ситуации. Только — меньше суеты, больше спокойствия и трезвого анализа. И ещё хотя бы немного доверия тем, кто взялся доставить вас из пункта А в пункт Б.
Светлана Косинова
Фото автора
Обсуждение (4)
Благодарю за продолжение
забытая ностальгия дальних путешествий, когда тебе кажется что ты действительно свободен, кто это познал уже не откажется от этого по своей воле
Мда. Посмотрел первое видео. Искринне жаль. Столько сил было вложено и вот тебе результат. Да...
Поезд Сочи - Москва был остановлен в Лазаревской. Пассажиром тоже сообщили, что возможно придется эвакуироваться и автобусами назад в Сочи и оттуда самолетом в Москву. Но, железнодорожники сделали все возможное, чтобы состав медленно, но уверенно двигался вперед. Каково было пассажирам смотреть за окно, видеть бушующее море, а под колесами рухнувшее встречное железнодорожное полотно...
«Поезд дальше не пойдёт» — случалось ли вам услышать такое на середине пути?.
Конечно. В 2000-забытом году, когда Крым завалило снегом. Я ехала из Киева с семинара. Доехали до Симферополя и все. Потом уже пересели на электричку, и она еле ползла.