Россияне становятся жертвами неправильных расчётов управляющих компаний (УК), обслуживающих многоквартирные дома, и ресурсоснабжающих организаций (РСО), которые выставляют несуществующие долги и требуют их погашения.
Как жителям РФ поступать в такой ситуации, ForPost узнал у экспертов. Свои разъяснения дали руководитель ЮК «Группа-А» Георгий Габолаев и юрист в сфере ЖКХ Рената Макклинток. А также преподаватель кафедры фундаментальных юридических и социально-гуманитарных дисциплин университета «Синергия», владелец ЮБ «Палюлин и партнёры» Антон Палюлин.
Документы на руках
Прежде всего необходимо помнить о хранении всех квитанций за услуги ЖКХ и документов, подтверждающих их оплату, как минимум три года.
Если оплата была наличными деньгами, должны быть чеки. Если безналичным способом — выписки из банков и онлайн-сервисов.
Все данные — от периода начисления до сумм оплаты — необходимо сверить.
Обращение к коммунальщикам
На следующем этапе нужно обратиться в УК или РСО для получения объяснений, как образовалась задолженность, и акта сверки расчётов, справки об отсутствии долга.
Важные детали:
- подать лично письменное заявление в двух экземплярах. Один — для УК или ресурсников, второй — с отметкой о приёме — для заявителя. Или направить заказным письмом с уведомлением о вручении адресату;
- приложить к заявлению копии квитанций и чеков.
Письменный ответ должны дать в течение трёх дней после поступления запроса в управляющую компанию, согласно пункту 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов (постановление правительства РФ от 6 мая 2011 года №354).
Привлечение надзорных органов
Если УК или РСО не ответили либо не решили проблему несуществующего долга за услуги ЖКХ, необходимо обратиться в надзорные органы:
- жилищная инспекция,
- Роспотребнадзор,
- прокуратура.
Они должны провести проверку изложенных в заявлении доводов и дать правовую оценку ситуации.
Кроме того, возможно обращение в суд. В этом случае понадобятся такие документы с их копиями: квитанции, чеки, выписки из банков или онлайн-сервисов, обращения к коммунальщикам и жилинспекцию.
Гражданам необходимо фиксировать всю переписку с УК, ресурсоснабжающими организациями, надзорными органами — все заявления должны быть письменными.
Долги и переплаты за жилищно-коммунальные услуги
По данным Росстата, в январе-сентябре 2024 года россиянам начислили для оплаты более 1,22 триллиона рублей — за жилые помещения, капитальный ремонт и коммунальные услуги.
Жители РФ оплатили более 1,17 трлн. В долг ушли 47,21 миллиарда рублей.
В этот же период россиянам, имеющим прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, начислили для оплаты больше 1,58 трлн рублей.
Оплачено же чуть более 1,6 трлн. Переплата — 12,05 млрд рублей.
При этом, согласно тому же Росстату, за девять месяцев 2024 года дебиторская задолженность — со стороны клиентов, партнёров и прочих — перед коммунальными предприятиями составила 335,9 млрд рублей.
А дебиторская задолженность перед ресурсоснабжающими организациями — за то же время — более 1,23 трлн рублей.
Долг самих коммунальных предприятий и ресурсоснабжающих организаций перед другими лицами в январе-сентябре 2024-го был 174,58 млрд и более 1,44 трлн рублей соответственно.
Пётр Фальков
Обсуждение (5)
Ну давайте начнем с несуществующих трат - расходов нет,а начисления есть.
Новогодняя шарада для чиновников правительства и обладателей классых чинов прокурорских- общедомовые нужды -
нам говорят начисления по нормам законны, дескать нет счетчиков, то по нормам.
Но простая логическая задача, есть расходы,нет счетчиков,то по норме.
А если нет самого расхода?
Ну про отопления подъездофф так себе задача,как про паренную репу, 159я
Прогрессивная частная фирма ООО ЦИ, сменившая ГУПС ЕИРЦ на посту поборов ,не дает такого сервиса, как доступ к ЛК и одновременно с получением бумажных квитанций,для хранения. Экономит наверное
есть доверее по списку?
С наступающим .....и наступающими на граждан тратами за жжкх
Ну что делать если ГЖН, Прокуратура в упор не хотят видеть явного нарушения?
Такое, например, Прокуратурой города, снова и снова повторяются ошибочные противоправные утверждения, ранее выдвинутые УК, ГЖН. Не обращается внимание, что все эти же утверждения находятся в противоправном противоречии. Например, ссылки на постановления Правительства Севастополя, с упоминанием постановления № 977-ПП, в которых вплоть до постановления от 02.05.2024 №188-пп, действительно в Примечаниях, как правило пунктом 3, было указано, что начисляется оплата за услуги по ТО ВДГО ОИ в размере 0.85 руб за кв.м. общ.пл., но в постановления от 02.05.2024 №188-пп, таких примечаний больше нет. Указано в пункте 1.2., что «Приложения №1 и №2 изложить в новой редакции, согласно… настоящему постановлению».
Нигде нет в №188-пп ссылки на старое значение оплаты за ВДГО в размере 0.85 руб за кв.м. общ.пл. В Приложении №2, названном «Перечень работ (услуг), выполнение которых осуществляется за счет платы за содержание жилого помещения…», в пункте 2.6 строки «Содержание и текущий ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения (при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме), во всю ширину всех типов МКД выставлены знаки «+», указывающие, что в Городской тариф(15.41 р/кв.м) эта оплата (0,85 рубл.за кв.м) уже включена в любом размере.
В Ответах прокуратура, как принтер повторяет и пишет - в постановление «Внесены изменения», и не видит этих изменений, поддерживая самоуправство УК и следом ГЖН, незаконный побор, и что с нас незаконно оплата за ТО ВГДО берется дважды. Сначала оплата за ТО ВДГО через законный тариф Города, а потом еще незаконно через «дополнительный договор УК с РСО газа).
В нашем МКД по проекту нет, не было и не должно быть (ВДГО общего имущества (ОИ), кроме одинокой трубы и датчиков утечки газа, нет никаких общедомовых приборов учета (нет счетчиков газа ОИ), есть только внутриквартирные ПУ газа.
Прокуратура Севастополя не обращает никакого внимания на даты (01.01.24 и 21.06.2024), , к которым нужно учитывать еще и дату выхода постановления №188-пп от 02 мая 2024.
До мая 2024 года в наших Счетах на оплату услуг УК всегда было обозначено значение законного Городского тарифа (с янв.до мая 2024 = 14,44 р.кв.м)., а когда без всякого должного правового оформления с мая месяца нам незаконно УК стала выставлять в счетах самоуправно придуманный УК тариф = 16.26 р, мы стали ей (УК) на это указывать, требуя вернуться, согласно наших с УК Договоров, в правовое поле подписанных обязательств, в том числе к Городскому уровня тарифа, а не в тихую без процедур принятия, внедряя нам её УК тариф, который не мог и не был проголосован 2/3 голосов на ОСС. Именно поэтому 21.06.24 ( задним числом), УК заключила «дополнение» к Договору с ПАО Севастополь газ по ВДГО. Иначе самоуправство и мошеннические действия по получению двойной оплаты за одну и ту же услугу, вообще оказываются на поверхности и ничем в правовом смысле не объяснимы и не прикрыты. Разница между датами 01.01.2024 и 21.06.2024 почти полгода. Плату с собственников на ТО ВГДО (не важен размер, пусть 0.85 р) УК согласно Пост №188-пп от 02 мая 2024 стала брать с размером увеличенного Городского тарифа с 12 мая 2024 г. (т.е. через 10 дней с публикации Пост.188-пп).
Прокуратура не обращает внимания, что любые «дополнительные мероприятия, услуги» влекущие денежные затраты для жильцов должны быть правильно правовым образом оформлены. Что нас, согласно требований, заключенных с УК Договоров (основанных на ЖК РФ, ГК РФ, Конституции РФ и т.д.) должны были: 1. Предупредить за 20 дней до изменения тарифа, 2. для обоснования размера повышения, поскольку это уже не Городской уровень, нужно было собрать ОСС МКД, добиться согласия 2/3 голосов, т.е. объяснить и убедить необходимость доплаты, на что будут потрачены эти средства, 3. указывать в Счетах к оплате, если согласие было получено, эту сумму отдельной строкой. Ничего подобного даже близко сделано УК не было. И ясно, что на дополнительный и повторный платеж жильцы никогда не согласились бы.
Никакого права заключать от нашего имени договора УК с какими-либо организациями на ТО несуществующего в МКД оборудования и на услуги, которые не имеют смысла и реально не оказываются, УК МЫ не давали. Как и не было никакого Общего Собрания Собственников (ОСС) и никакого голосования за наше согласие к оплате за какие-либо дополнительные услуги или ресурсы. По нашим Договорам с УК, в нашем МКД однозначно должен применятся только законный городской уровень тарифа, равный для нашего типа МКД = 15р.41к. Иное является самоуправством и мошенничеством.
В наших счетах с мая-июня 2024 УК для оплаты незаконно самоуправно указала нерасчетный и не городской тариф в = 16р.26к. кв.м. В нашем МКД однозначно согласно Договоров должен применятся только законный городской уровень тарифа, равный для нашего типа МКД = 15р.41к./кв.м. И только этот тариф должен быть в платежках месячной оплаты.
Никакого права для УК изменять уровень городского тарифа мы не давали. Никаких предложений, обоснований для принятия дополнений к Договору на необходимые дополнительные работы, услуги, ресурсы для голосования на ОСС МКД нам не поступало. Никакого ОСС МКД и голосования не проводилось. А решения «в соответствии с п. 2 Раздела I Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410, в отношении нашего МКД (как и всех других типовых МКД Города) были исполнены в мае 2024 повышением соответствующего тарифа по Пр.;188-пп, до уровня равного = 15р.41к./кв.м.
Если так же сделают(попытаются), и собственники «уцепившись» за значение тарифа согласно Постановления №977-пп, равного, например 14р44к /кв.м как раз на момент обозначенной с января 2024 в этом Постановлении №977-пп цены 0.85 р. за единицу ТО ВДГО, а следуя самоуправной логике, можно и еще более ранние и более низкие тарифы найти (как УК нашла для себя 0.85), то для нас собственников со стороны УК, ГЖН, и Прокуратуры сразу найдется укорот, со ссылками на Договорные обязательства, ЖК и пр.пр. Но, а почему тогда нет никакого «укорота» для самоуправства УК. Почему ГЖН, Прокуратура поддерживает самоуправство и мошеннические действия УК, ведущие к двойной переплате, а значит двойной незаконной прибыли. И на это надзор и правоохранители не обращают внимания, а ведь нарушаются Договорные обязательства, ЖК. Конституция и пр.пр. ссылки на что мы постоянно предъявляем для возвращения УК в правовое поле, но не видим исчерпывающих объяснений, а главное «прокурорского и надзорного реагирования», и далее утверждаются «самоуправство и нечестные действия от УК».
Не соблюдались, казалось бы, мелочи и частности в отношении нашего МКД по способу внедрения самоуправного тарифа от УК. Изменение оплаты услуг ведь должна следовать установленному порядку и алгоритму. Все было нарушено и надзор, и прокуратура это не видят, за эти «мелочи» теперь указать УК и заставить исполнить «задний ход» нельзя. По каким высшим соображениям? УК не получая должной оценки своим противоправным действиям, теперь может сама назаключать Договоров и дополнений к ним на любые желаемые ей суммы. Приплюсовать всё к городскому тарифу и «брать с жильцов» непомерную и незаконную плату, ссылаясь на вот такие, решение от прокуратуры.
Никто, в нарушение Законов и предписанных функций, защищать интересы простых физических лиц не хочет, а вместо этого, игнорируя любые доводы и предоставляемые доказательства защищаются только незаконные интересы бизнеса.
Всё вышеописанное не единожды подано во все органы власти, и власть по сей день осталась слепа и глуха.
Игнор законности и права может и приведет к последствиям для власти, очень не хочется чтобы последствия наступили и для народа, как уже было в 1917, а время сейчас "сжалось" и всё происходит много быстрее.
Dugon,
Совершенно верно, полностью с Вами согласен. Так же следует обратить внимание на оплату электро\энергии на общедомовые расходы и общ\расходы воды. Вот где Клондайк для УК и ЦИ. Суммы просто бешенные по СО ОДР ЭЭ и воде. Пацаны из 90х просто нервно курят в стороне, такой шары на производство денег из воздуха они никогда не видели.
С какой планеты эти "юристы" свалились? Или они свой диплом в подземном переходе за бутылку пива и шаурму у неустановленного лица приобрели?
Все бяки жкховые вылазят на праздники, вот полчаса как на Репина 28 в одном подъезде по запаху выгорела электрика, с задымлением и выездом МЧС и выводом жильцов.
А почему? А потому, что сначала счета в т.ч. и липовые,а эксплуатация она по остаточному принципу.