Гипермаркет DNS стал эпицентром скандала: из магазина во Владивостоке уволили продавца, которая не стала навязывать покупателю дополнительные услуги.
Как защититься честным продавцам, а покупателям избежать ненужных услуг и аксессуаров? Отвечают эксперты ForPost.
Кто главный на рынке?
DNS — крупнейший игрок на российском рынке бытовой техники и электроники: гипермаркет занимает 23,6% рынка. На долю «М.Видео — Эльдорадо» приходится ещё 23%. Доля остальных не превышает 5–6%.
«Гипермаркет достаточно публичен. Он наглядно показывает, как борется с нерадивыми сотрудниками», — сказал ForPost глава правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов.
По инициативе руководства компании заведены уголовные дела на недобросовестных продавцов-консультантов. Впрочем, директор DNS Digital Store Дмитрий Алексеев отмечал, что расследуют их неохотно.
Хотя внешне DNS на стороне покупателей, жалоб много: гипермаркет отказывается заменить сломанный товар и не выдаёт оплаченный, не возвращает разницу за некомплект, оставляет с бракованными гаджетами.
Но самая популярная жалоба — навязывание дополнительных услуг и аксессуаров.
Один из таких случаев стал триггером для федерального скандала.
История Золушки
Лада Глыбина из Владивостока купила в DNS стиральную машину и попросила продавца её подключить. Ирина Парфенчик в технике разбирается и — это важно! — бесплатно ей помогла.
Довольная покупательница в Facebook поблагодарила Парфенчик, а заодно и главу DNS Digital Store Дмитрия Алексеева.
Парфенчик охотно согласилась подключить стиральную машину. Фото: Facebook / Лада Глыбина
Реакция была неожиданной. Продавца, мать-одиночку с двумя детьми, заставили уволиться: в магазине есть служба, которая оказывает такую услугу за деньги.
«Разве так можно поступать? А то, что я её лично попросила подключить мне машинку, так это моё личное дело. Разве нет? Наверное, это бизнес. Но по мне, это мерзость», — написала в Facebook Глыбина.
Комментарии к посту собрали два лагеря. Одни уверены: магазин поступил правильно — продавец причинила материальный ущерб, оказав бесплатную услугу. Другие посчитали, что в DNS «поступили подло», и включили гипермаркет в стоп-лист.
Но тут в роли феи-крёстной выступил Дмитрий Алексеев: приморский миллиардер поможет Золушке из DNS открыть своё дело.
«Раз уж так сложилось, давайте превратим это в позитивную историю о восходящей звезде предпринимательства», — написал в Facebook Алексеев.
Миллиардер обещает помочь уволенному продавцу открыть своё дело. Фото: Facebook / Дмитрий Алексеев
Впрочем, Глыбина в добрые намерения не поверила: «По мне, так вопиющий цинизм!»
Читайте также: В правительстве нашли способ смягчить «ценовые удары» по россиянам
Продавец тоже прав
Профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления Александр Щербаков уверен, что увольнение было незаконным: продавец оказала услугу по собственному желанию и, скорее всего, в нерабочее время.
«Вмешивать юридические лица в такие отношения между продавцом и покупателем совершенно неприемлемо», — сказал ForPost Щербаков и добавил, что в подобных ситуациях продавцы «защищены действующим законодательством».
Андрей Карпов придерживается аналогичного мнения, вместе с тем он сделал акцент и на правилах, которые есть в любой компании:
«Считать эти правила неправильными — неверно. Если они противоречат УК РФ и КоАП РФ, то это другая ситуация. В большинстве случаев противоречий не возникает. Есть правила, которые сотрудники должны выполнять».
Работники, прошедшие через трудовые жернова DNS, считают иначе. По их мнению, установленные в компании правила, в том числе по навязыванию услуг, противоречат не только закону, но и профессиональной этике.
Жаловаться куда-либо бесполезно, отмечают на портале Indeed бывшие работники гипермаркета:
«Не хочешь (соблюдать правила) пиши (заявление) по собственному. Управляющим персоналом и менеджерами не соблюдается культурное и деловое общение, одним словом гопота. Корпоративной этики нет от слова совсем. Персонал — это расходный материал. Никто не поможет и ничего не расскажет».
Сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин уверен, что такая ситуация могла возникнуть не только в Приморье и не только в DNS.
По его мнению, крупные компании «погрязли в корпоративной зашоренности», а человеческие отношения в коллективе вытесняет условный менеджер Бука, который живёт по инструкции.
«Если всё сводится к тому, что мы должны стать полицейскоориентированными роботами, которые выполняют некий свод правил, тогда нужно заканчивать нашу жизнь. Нет никакого смысла в таком существовании. Если наша жизнь должна быть основана на помощи ближнему, то тогда мы должны сказать: «Товарищи руководители, включите разум и прекратите карать людей за человечность!» Найти управленческие решения можно — было бы желание», — сказал ForPost Егармин.
Как избежать «довеска»?
Вторая общая беда — навязывание услуг и аксессуаров. Этим грешат все торговые сети.
Яркий пример — продажа консолей Sony PlayStation 5 всё в том же DNS. Их в начале февраля можно было купить только с бандлами — дополнительными играми, джойстиками, зарядными станциями.
«Жадный гипермаркет», как пишут о нём геймеры, таким образом прибавил к стоимости консоли ещё 20 тысяч рублей.
Некоторые покупатели знают, что нельзя навязывать покупку товара при покупке другого.
«Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг)», — отметил пользователь под ником Vitall A. на портале DTF.
Андрей Карпов считает, что в этой части недорабатывает Роспотребнадзор:
«Государственные органы реагируют на навязывание дополнительных услуг не так быстро, как того хотят граждане. Кто мешает им более оперативно отрабатывать такие случаи? Только невменяемый сотрудник скажет, что нет проблем. Между обращением и решением проблемы должен быть незначительный промежуток времени».
Наш эксперт Алексей Егармин отметил, что аналогичная история складывается и при покупке холодильников, смартфонов, автомобилей и даже продуктов питания.
«Торговые сети нас всё больше надувают, а мы им ничего противопоставить не можем. Нужно срочно пересмотреть правоприменительную практику в сторону «потребитель всегда прав». Тогда мы сможем разобраться с любыми злоупотреблением», — резюмировал Егармин.
Читайте по теме: Так и не дошли до Крыма: почему в России массово закрываются гипермаркеты
Роберт Вочовский
Обсуждение (16)
Не пользуюсь услугами dns
А разве одно противоречит другому?
То же самое у нас в Спорт-мастере. Каждый раз рекомендуют купить что-то, мотивируя тем, что не хватает 40-50 р до хорошей скидки.
Не люблю DNS...
В первую очередь из-за наглой и непорядочной бонусной политики. Делали значительные покупки, насчитали немаленькие бонусы. Прихожу в очередной раз ... спрашиваю -«сколько бонусов зачтут при покупке» - ответ - «нисколько».
Становится жалко, очень жалко хозяев DNS - понимаю, что люди на грани разорения.
Пусть «зажмут» мои бонусы - вдруг им станет хоть немного легче.
Андрей Карпов считает, что в этой части недорабатывает Роспотребнадзор:....Ключевая фраза.Виноват тот кто его изнасиловал и заставил ходить в маске.Где-ж ему в таком шоке за торговлей присмотреть? А?
Покупала ,никто доп услуг не предлагал, кухонную вытяжку, роутер и по мелочи:две пары наушников,блендер,штатив для съемки,все хорошо. Ну бывает консультанты заняты,приходится ждать. Может это мне так повезло. Товары приобретаю обычно в магазинах ДНС - ул.Ковпака,ТЦ Московский,ТЦ Муссон.
В Севастополе, к сожалению, альтернативы магазину DNS, нет. Плюс сервисный центр, очень кстати адекватный. Покупать или не покупать в DNS, дело сугубо личное. Лично я, после того как нам прикрыли Али, практически все покупаю в DNS. Прежде чем что-нибудь купить, обязательно просмотрите информацию на сайте, приходите подготовленным. Ловите скидки. Удачи!
to Аэлита:
...и каждый раз я говорю: "Спасибо, не надо"
Пользуюсь, но только через интернет - выбрал конкретно что тебе нужно, оформил заказ, пришёл и забрал. Либо заказал доставку, если лень ехать в магазин и товар габаритный. И никто в данном случае ничего не навязывает.
Такое к сожалению не только в DNS происходит. Поэтому на эти бонусы в анусы внимания вообще не обращаю. А вот скидки бывают неплохие.
Бонусы - это игрушка. Периодически заказываем в ДНС на ПОР38, есть нормальные внимательные продавцы. Пока проблем не было.
DNS очень не дотягивает до нормальной сети, товар на сайте предлагают сильно устаревший, сайт и реальность товара на полках сильно отличается. После покупок на "Розетке" ни как не могу привыкнуть к этому DNS! Уж столько лет прошло, а "Розетка" отставила приятные впечатления.
Может немного не по теме... Покупали ноутбук ребенку. Столкнулись с проблемой покупки конкретной модели. Помог сотрудник ДНС на Пожарова Андрей. За что ему огромное спасибо!
Хорошая логика у менеджмента DNS... Если ей следовать, то бармену запретят в кругу друзей разливать алкоголь. Автомеханику запретят помочь соседу по гаражу... и т.д.
Мы сами создаем свой мир, и если не реагировать на подобные вопиющие случаи... общество оскотинется окончательно.
Как будто в других сетях что-то принципиально иное!
Да и выбор в Севастополе так себе... Купил себе квартиру несколько лет назад, к ней нужно холодильник, плиту и стиралку. Заказал все в одном флаконе, первое и последнее привезли сразу, плита будет через типа неделю. А не было и через две. Что это значит? Это значит, что заказ не выполнен! Но отказаться от него, и вернуть деньги я могу только если доставлю холодильник и стиралку назад за свой счет! VOLTMART, если что...
Был я в DNS в питере.. выбрал товар на 120к... была у меня карта из DNS Симферополя. иии - как мне в итоге ответили - в Крыму нет DNS и карты не действуют, что за магазины у нас с таким названием - они понятия не имеют
Да нормально все с АЛИ.Поищите на Севфоруме.....чуть дольше,но есть,пользуются многие.А в ДНС брал очень много,но есть варианты и подешевле.Если не горит- подождать недельку нужно.