Севастополь

Как на самом деле обстоят дела с судоремонтом в Севастополе

И почему сегодня он держится только на малых участниках рынка.

В Севастополе насчитывается сто предприятий, работающих в сфере судостроения и ремонта. Такая информация содержится в отчете департамента экономического развития города за 2023 год. Цифра «100» способна окрылить всех, кто ее услышал. Но есть сомнения, что оптимизм этот будет соответствовать реальному положению дел.

О самом главном

Услышав о сотне судоремонтных предприятий, мы попросили департамент экономического развития предоставить нам более конкретную информацию – хотя бы о совокупном обороте этих предприятий и его динамике за последние годы. О подробностях речь не шла – в сегодняшней ситуации они невозможны. Но и самую общую информацию нам так и не предоставили.

Поговорить о реальном состоянии дел в отрасли мы решили с заместителем директора ООО «Остов» Алексеем Фоменко. О самом «Остове» – чуть позже. Что же касается закрытия публичности информации,  объективные основания для подобных действий, соглашается Фоменко, безусловно, есть. Единственное, чего не хотелось бы – чтобы для лиц, отвечающих за реализацию политики в сфере судостроения и судоремонта, это стало прекрасным поводом уйти от ответов на любые вопросы.

Сейчас, добавим от себя, именно так и происходит. В декабре 2024 года, во время отчета в  заксобрании, глава департамента экономического развития Денис Профатилов много и с удовольствием говорил о производстве елок (и они на самом деле хороши), а вот по поводу судьбы «Севморзавода» ограничился самыми общими фразами.

Алексей Фоменко уверен, что восстановить завод можно и нужно. Но для этого нужна серьезная политическая воля. Когда в Севастополь заходило АО «ЦС «Звездочка», напоминает он, речь шла о создании судостроительно-судоремонтного кластера, который включал бы в себя предприятия не только Севастополя, но и всего Азово-Черноморского региона. Активно способствовал реализации этой идеи Леонид Васильевич Стругов (на тот момент – первый заместитель директора ОСК).

«Если бы эта очень правильная, своевременная и грамотная идея реализовалась, все было бы иначе, – говорит Фоменко. – Но тут, на мой взгляд, свою негативную роль сыграл человеческий фактор. Люди, которые приходили руководить предприятием, просто не способны были по субъективным и объективным причинам реализовать задуманное. В итоге все это вылилось в увольнения персонала, внутрикорпоративные конфликты и пр. Сейчас «Звездочка» еще толком не вышла из города, а часть руководителей уже уволилась. На совместных совещаниях и в различных ведомствах постоянно идет какой-то плохо скрываемый раздрай. И это – в рамках одного предприятия. Тут не только о какой-то политике, даже о нормальном взаимодействии говорить не приходится».

Ситуация с заводом, добавляет собеседник, сегодня непонятная: предполагалось, что все сотрудники «Звездочки» перейдут на АО «Севморзавод», но до этого, как можно полагать, далеко.

Невозможно в связи со сказанным не вспомнить и о давних планах поделить территорию завода: часть – под «компактный судоремонт», часть – под «девелоперский проект», часть – под технопарк.

Алексей Фоменко, которого мы попросили прокомментировать идею, сильно сомневается, что эти планы реализуемы с точки зрения сохранения производственных мощностей «Севморзавода».

«Если рядом с доками появятся жилые дома или университетские корпуса, судьба развития производственной площадки будет незавидной. Судоремонт – всегда производство, связанное с определенным классом опасности, – та же очистка корпусов ремонтируемых судов, их окраска и многое другое, – поясняет он. – Да, в мире давно уже научились эти сложности преодолевать – осуществляется специальное накрытие доков, проводится орошение и т.п.. И это должно входить в мероприятия по модернизации завода. Но что-то подсказывает, что в нынешних реалиях данные мероприятия не то чтобы неосуществимы – осознания необходимости их проведения у лиц, ответственных за будущее завода, нет».

Большой и маленькие

Нередко приходится слышать, что после периода фактического бездействия «Севморзавод» устарел настолько, что восстановление его превращается в мероприятие архисложное, сверхзатратное, а потому бессмысленное. Но собеседник уверен: «Севморзавод» с его уникальными доками обязательно должен быть восстановлен. Другой вариант, подчеркивает он, нельзя даже рассматривать.

«Есть понятия в нашей жизни, не подлежащие дискуссии. И «Севастопольский морской завод» – это не просто некое очередное промышленное предприятие, не пережившее прошедший по судьбе нашей страны исторический разлом. Это символ города, это его душа, если хотите.

В то же время нужно ясно осознавать сегодняшнее положение дел. Я когда-то писал: если человек сегодня говорит, что «Севморзавод» работает, – у этого человека нет ни сердца, ни чести. Да, сегодня завода, по сути, нет. Его надо фактически строить заново, но ведь это возможно. Концепция судоремонтного кластера Азово-Черноморского региона – блестящая идея, которая, хочется надеяться, будет все же реализована рано или поздно, при соответствующей политической воле и жестком контроле. Без этого мы не можем говорить ни о полноценном развитии региональной отрасли судостроения и судоремонта, ни о подготовке кадров – все это комплексный вопрос. А без единой государственной политики, только за счет латания сиюминутных производственных потребностей ничего не будет…».

Однако у каждой медали есть оборотная сторона. Стагнация крупнейшего игрока создает возможность работы небольших предприятий. Сколько их сегодня в городе, собеседник сказать не готов, хотя уверен, что цифра 100 – явное сильное преувеличение. И бездействие «Севморзавода» – не единственная причина, по которой эти небольшие компании живут и развиваются.

«Анатолий Александрович Череватый, бывший генеральный директор «Севморзавода», в свое время говорил: на территории, которая фактически является прифронтовой, судоремонтное предприятие не может действовать в рамках обычного законодательства. А «Севморзавод» вынужден работать в рамках 44-ФЗ и 275-ФЗ. Он не может без конкурса осуществить даже самую элементарную закупку. А конкурс – это, как минимум, месяц.

Подобная ситуация сразу ставит крест на оперативной загрузке предприятия и возможностях работы в судоремонте. Мы, небольшие предприятия, можем работать только потому, что на нас не распространяется действие 44-ФЗ с точки зрения совершения закупочной деятельности. Да, заказчик закупает у нас услугу в рамках этого закона. А вот мы им не скованны. Мы оперативны в принятии решений и при наличии хоть каких-то оборотных средств можем получать импортные, санкционные запасные части (с государственными же предприятиями многие компании-поставщики просто не работают). Срок ремонта одного катера у нас на предприятии составляет в среднем 15 суток – «Севморзаводу» этого времени даже на проведение конкурсных процедур не хватит», – говорит Фоменко.

Существуют и другие законодательные ограничения, лишающие предприятие мобильности, а значит, и конкурентоспособности. В итоге, констатирует собеседник, ситуация для «Севморзавода» складывается абсолютно патовая. И все-таки вряд ли все можно объяснить только объективными причинами.

«В качестве примера расскажу, как мы обращались одновременно к двум севастопольским предприятиям, чтобы решить вопрос с доком (своих доков у нас нет – для компаний, подобных нашей, – это роскошь). Одно из них – ООО, входящее, замечу, в состав ОСК – оперативно дает коммерческое предложение, реагирует на малейшие наши уточнения и запросы. Другое – инертное, с неповоротливым руководством, не заинтересованным, судя по всему, в загрузке предприятия. Тут никто никуда не спешит. Такой опыт лишь укрепляет в подозрении, что это предприятие добросовестно ведут к закономерному финалу».

А вот конгломерат небольших судоремонтных предприятий реально работает. И все компетенции в сфере судоремонта, которые сегодня сохранены в Севастополе, сохранены именно ими, – подчеркивает Фоменко.

«Потихоньку обрастая опытом и выполненными контрактами, они сохраняют специалистов, документацию, компетенции и прочее. Кстати, в качестве примера работы с предприятием, которое является представителем компаний с государственным участием, очень хотелось бы отметить ООО «Ремкор». Там руководство грамотно и правильно справляется с вызовами, стоящими перед судоремонтными компаниями в современных условиях. Сегодня они, на мой взгляд, образцово-показательное предприятие в области судоремонта. Постоянно загружают сухой док – на секундочку, самый большой в Европе».

Но с теми объемами работ, которые выполнялись в Севастополе в советские годы, все это просто несопоставимо, – добавляет собеседник.

«Вспомним: 16 тысяч работающих, в пять бортов стояли корабли, ожидающие очереди зайти в док, предприятие – флагман мирового морского краностроения… Все, что есть у нас сегодня, на этом фоне просто крохи», – констатирует он.

Личный опыт

Ну а что же все-таки представляет собой «Остов», замдиректора которого является Алексей Фоменко?

«Остов» существует с 1998 года. После 2014 года мы прошли перерегистрацию в российском правовом поле, получили лицензию на работы с вооружением и военной техникой, в том числе с корабельной артиллерией. На сегодняшний день у нас самая широкая в Крыму лицензия на осуществление деятельности в сфере ВиВТ, позволяющая ремонтировать все виды надводных кораблей. Мы занимаемся ремонтом кораблей пограничного флота и отчасти Черноморского флота.

За все время работы у нас не было ни одной рекламации. Взаимодействуем с зарубежными партнерами, участвуем в международных мероприятиях, тематических выставках, привозим оттуда новые контракты. Штат предприятия – без малого 50 человек, а в момент выполнения заказа их число доходит до 150.  Содержать штат более 150 человек круглый год, не имея гарантий загрузки, мы, к сожалению, не можем, но максимально к этому стремимся. На сегодняшний день ООО «Остов» является исполнителем 11 государственных оборонных заказов на общую сумму 370 млн рублей», – рассказывает он.

«Остов» на одной из отраслевых выставок

Средний возраст сотрудников «Остова», по словам Фоменко, – около 40 лет.

«Коллектив очень молодой, и меня это очень радует», – говорит Фоменко.

И тут же добавляет:

«Когда я работал на дочернем предприятии «Севморзавода», средний возраст работающих был 60+. Я искренне горжусь тем незабываемым временем и уверен, что мне повезло соприкоснуться с настоящими столпами судостроения и судоремонта – с тем же Анатолием Александровичем Череватым, которого я уже упоминал, Константином Петровичем Чернявским, Юрием Ивановичем Михайликом. Именно оттуда все мои знания и компетенции – не напитаться ими рядом с такими людьми невозможно, если ты для них открыт, если не стесняешься спрашивать и узнавать».

Среди сотрудников «Остова» есть выпускники и СевНТУ (сейчас – СевГУ), и Севастопольского судостроительного колледжа.

«К сожалению, не могу сказать, что нынешние выпускники упомянутых учебных заведений активно идут работать в сферу судостроения и судоремонта. Как правило, молодые люди получают образование и растворяются в других сферах деятельности. Или уезжают работать по специальности в другой регион – например, в Большой Камень на Дальнем Востоке или на «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге», – говорит собеседник.  

И последний вопрос, который мы не могли не задать: как взаимодействует «конгломерат» разрозненных предприятий сферы судоремонта с правительством Севастополя и есть ли реальная поддержка со стороны власти?

«Мне кажется, что это очень комплексный и сложный вопрос. Любые меры поддержки, любые мероприятия по содействию нашему непростому труду просто обязаны иметь общую концепцию развития отрасли. Тут уместно вспомнить начало нашей беседы: точечная, фрагментарная толика внимания никогда не будет эффективной и оправданной. Более того, некоторые дежурные, плакатные мероприятия зачастую вызывают лишь отторжение у представителей сферы морской промышленности, а в итоге приводят к разочарованию», – говорит Алексей.

Самое главное и, пожалуй, общее желание руководителей предприятий этой сферы – чтобы их слышали, – добавляет он.

«Чтобы это взаимодействие не сводилось к отработке какой-то дежурной повестки – вот это страшно для нас, потому как съедает самое ценное, что есть у бизнеса, – время. Было бы неплохо уйти от формализма, который потом ложится в планы и отчеты. Сегодня, как никогда, трудно реагировать на те или иные вызовы. Ситуация требует мобильности, максимальной концентрации, быстро принятых решений».

Но возможно ли такое в принципе в чиновничьей среде? Иногда кажется, что самое страшное для ее обитателей – не провалить дело, а вызвать неудовольствие вышестоящих лишней инициативой. Но собеседник уверен – возможно. Примером достойного отношения чиновника к работе он называет экс-сотрудника правительства Севастополя Владимира Ежикова, сейчас – заместителя председателя правительства ДНР по экономическим вопросам.

«Это феноменальный человек – просто невероятно, сколько полезного он сделал для отрасли. Он проводил целенаправленную политику по созданию судоремонтного кластера, он обеспечил сопровождение в Севастополе нескольких амбициозных проектов со стороны материковых судостроительных предприятий, в том числе АО «Судостроительный завод «Вымпел». При нем все начало крутиться и развиваться. И команда у него была хорошая – деятельные, талантливые, созидательные люди. Любой вопрос, который при нем озвучивался, решался быстро и просто. Радостно, что есть подобные примеры взаимодействия бизнеса и промышленности, обретающие потом совершенно конкретные очертания реализованных проектов», – говорит Алексей Фоменко.

Тут мы поставим многоточие и будем надеяться, что столь значимая для Севастополя отрасль будет жить и развиваться, несмотря ни на что. Ведь без флота – и военного, и гражданского – страна все равно не обойдется.

Ольга Смирнова
Фото Алексея Фоменко

6093
Оцените статью:
5
В среднем: 5 (7 голосов)

Обсуждение (25)

Profile picture for user Иван92
361
Иван92

Судоремонта нет т.к. идет сво, и своего флота в черном море для загрузки всех мощностей имеющихся на черном море просто нет, а иностранцы сюда в крым не придут, хотя здесь намного лучше локация по погоде, чем в том же петербурге или мурманске, красить можно почти круглый год. Плюс цены в той же турции на докование дешевле, нет проблем с поставкой запчастей,  тот же морской регист работает без откатов. Современную конкурентную верфь в россии построить не могут, надо звать китайцев, оск только распилом бюджетных денег занимается.

Profile picture for user РобертБоберт
567
РобертБоберт

Иван92,

Да, и это печально. Без культуры, конечно, никуда. Но такое чувство, что у нас в городе хотят проводить только культурные инициативы.

Profile picture for user Остряки
6020
Остряки

Иван92,

 Морской регистр то при чем? У каждого судна он свой и приезжает туда где бы оно не ремонтировалось. Правда с турецким ре6истром не встречался, но со неваюсь, знаю, например, про греков, которые на каждый ремонт приезжают с чемоданом денег и решают вопросы и с другими регистрами, более солидными, для экономии средств очевидно, за счет качества ремонта. Может конечно турки и кристально честные работники, но что-то сомневаюсь в этом однако Кто сейчас не занимается этим самым распилом? Американцы по бумагам дали 350 мрлд, украинцы получили 65 млрд. Урсула вместе с мужем чиновником от медицины украла млрд и успешно откупилась, сидит где сидела платит парикмахеру за счет бюджета тысячи евро, ворованные это уже свои, заработанные, это уже в ЕС. Всех охватил и туземцев и белых с черными господ? Да и у нас в России названия страны и городов пишится из уважения с большой буквы, хотя конечно сам могу сделать с слове из 3 букв 4 ошибки, но уважение к городам героям имею с детства и это пожалуй первое правило которое удалось запомнить на всю жизнь.

Profile picture for user Остряки
6020
Остряки

Остряки,

Да и ещё о турках с запчастями, в Стамбуле, правда дано уже, друг купил в фирменном магазине Форд, выбирали по каталогу, шаровые подшипники, был счастлив, даже спал с ними в обнимку, приехал домой первым делом поставил поехал, а через двадцать минут колесо отвалилось. Так что турки может и крепкие, но стремные, везде хорошо где нас нет говорят, а потом локти кусают когда с чужбиной встречаются.

Profile picture for user gos_linux
706
gos_linux

Иван92,

красить круглый год - да, но коррозия в тепле тоже буйная, поэтому в Питере и Мурманске строят, в случае простоя работ не сгниёт

Profile picture for user AleStar
289
AleStar

РобертБоберт,

Ну так себе культурные...Кое что есть ,конечно, но зачастую под видом развития культуры сплошное мракобесие

Profile picture for user d dd
7641
d dd

Можно ставить крест и не портить себе нервы чтением про "компактный" судоремонт.

Profile picture for user Остряки
6020
Остряки

d dd,

Про такой судоремонт не слышал, но компактный унитаз очень удобный, раньше помнится в диковинку был.

Profile picture for user d dd
7641
d dd

Остряки,

Невозможно в связи со сказанным не вспомнить и о давних планах поделить территорию завода: часть – под «компактный судоремонт», часть – под «девелоперский проект», часть – под технопарк.

Profile picture for user алекс орехов
1452
алекс орехов

Спойлер: 

никак😆

Profile picture for user sevdeel
4964
sevdeel

29/04/2022

Вывести суда и корабли Черноморского флота из центра города, предоставив городу больше возможностей для развития – с таким предложением выступил в эфире стрима «Антонимы с Антоном Красовским» на YouTube губернатор Севастополя Михаил Развожаев.

...

«Военные должны принять решение. Сейчас там стоит вспомогательный военный флот. Он может стоять в другом месте комфортно и удобно», — сказал глава Севастополя.

...

21/07/2022

Минобороны отдало Севастополю участок в Южной бухте

...

Земельный участок, расположенный в границах военного городка № 236, перешёл в собственность Севастополя и в будущем будет благоустроен. Об этом стало известно на заседании регионального правительства, состоявшемся 21 июля.

«Общая протяжённость объекта составляет 315 метров — расположен он в Южной бухте. Принятие указанного имущества позволит использовать объект для осуществления благоустройства как места общего пользования города Севастополя», — сообщил директор департамента по имущественным и земельным отношениям Александр Ксенофонтов.

...

Напомним: ранее губернатор Севастополя Михаил Развожаев заявлял о возможности вывода судов и кораблей Черноморского флота из центра города. По словам главы региона, у причалов Южной бухты в будущем можно было бы разместить частные яхты, однако решение по этому вопросу должно принять Министерство обороны.

...

 

Profile picture for user Верещагин
14378
Верещагин

Не то даже беда что ремонтировать некому, а беда, что нечего. На самом деле СВО лишь ускорило процесс превращения города в заштатный курорт, которым он никогда не был и которым скорее и не станет, а превратится в бетонное гетто с пафосными новоделами, изуродованными и заброшенными реальными достопримечательностями, характерными только для него, проблемами с водой и транспортом, с отсутствием нормальной работы для его граждан, т.е. такой себе вечный камень на шее государства, или (раз уж нынешнее государство его к этому и ведет) его ждет участь Детройта, весьма незавидная.

Profile picture for user d dd
7641
d dd

Верещагин,

превращения города в заштатный курорт

 почему в заштатный? Самый что ни на есть штатный,типичный пгт,крепкий такой гюмюшлюк 

Profile picture for user Roz1975
3002
Roz1975

Верещагин,

Каждая фраза в точку! Про камень на шее - верно. От жизни Он оторван напрочь. Вместо Ёперного театра лучше бы с таким же рвением построил бы большую трубу для подачи воды с Озёрного в Севастополь. Ведь труба с Межгорного вдхр до города ЕСТЬ! При Союзе построили, а при Украх в 2013 даже ремонтировали.

Но нет. Всякой мурнёй занимается. Откровенным маразмом. Детский сад в песочнице.

Profile picture for user Сергей-Дущенко
57
Сергей-Дущенко

Язвить по поводу Балаклавской Марины уже надоело. Море и там и в Базе одинаковое. Цели и средства разные.

Profile picture for user И снова здравствуйте
5983
И снова здравствуйте

Невозможно в связи со сказанным не вспомнить и о давних планах поделить территорию завода: часть – под «компактный судоремонт», часть – под «девелоперский проект», часть – под технопарк.

и включить это всё в марина - сервис?))))

Profile picture for user ВикторСтрельцов
272
ВикторСтрельцов

Руководители города не заинтересованы в развитии судостроения и судоремонта,да в прочем вообще в развитии города,проще лечь под девелоперов и дальше превращать город в гигантский спальный микрорайон.а потом честно признаться, стоянок для авто не хватает.Оглянитесь господа,во что вы превратили южный форпост России?

Profile picture for user UINSHEDOW
2786
UINSHEDOW

Я честно не понимаю, почему в военном городе, когда ещё с 2014 года уже был конфликт с Украиной строились оперы-балеты-музейно-храмовые комплексы и яхтмарины? А не восстанавливали производства, судоремонт и флот. Не отрабатывали как надо противодействие БПЛА на учениях, хотя очевидно было что с появлением беспилотников старые методы ведения боевых действий изменятся. Не обучили мерам защиты от БПЛА состав флота и не перевооружили корабли. Вот сейчас увели флот в безопасное место. Туда, куда просто не долетает. Где надёжнее перекрыт воздух. А почему не было перекрыто сначала как сейчас у нас? Почему во время СВО деньги тратились на туризм и его развитие, в городе в который прилетали беспилотники врага и ракеты. Что с вертолётным заводом? С Севморзаводом? С другими? Ведь при наличии станков можно было делать простые вещи для фронта. Ещё и работу дать под это дело многим севастопольцам. Что было с убежищами с начала СВО? Почему только листики наклеивали бумажные в файликах - указатели убежищ, а по факту их не было много где? Почему во время СВО бывший губернатор свободно ездит за границу в страны НАТО? Почему при наличии большого населения на стройки везут мигрантов издалека? Я не верю с таким населением как у нас сейчас не нашлось пары-другой тысяч рабочих рук. И про сказки про "ленивых" севастопольцев - я в них тоже не верю. Мы не курортный город у нас многие привыкли трудиться. Судоремонт, рыболовство, военный флот. Вот назначение города. Обучение военных моряков, рыбаков, судоремонтников. Почему у нас мутных университетов больше чем нормальных ПТУ в городе? Ведь делались правильные вещи. Национализировали Севморзавод, убрали рекламу висящую на каждом сантиметре в городе, вернули нормальный облик, сделали Приморский и Исторический бульвары снова местами прогулок, а не рынками, в который их превратили при Украине. Убрали назойливо лезущих к людям экскурсантов. Наше ПВО например - это вообще наша гордость! Сделали нормальные дороги. Когда от нас отрубили свет - его моментально провели и мост огромнейший построили, да какой! Я не против туризма. Но его развитие вообще для Севастополя не главное. Это второстепенно. И он столько денег, сколько отлов рыбы или судоремонт никогда не принесёт. Эти направления важнее. И выгоднее. А самое главное это военный флот. А сейчас только спохватились и оказывается что по городу шляется не пойми кто и пересылает врагам данные. Пишут в прессе что много кого уже изловили. И какие туристы сюда должны ехать, когда летят "Штормы" и БПЛА? 

Profile picture for user Сажатель
1671
Сажатель

UINSHEDOW,

"Почему, почему... Потому что потому!"(Путин)

Profile picture for user Токумен
1851
Токумен

О судоремонте в нашем городе придётся забыть, увы. Как это не прискорбно.   Задавить такую перспективную отрасль в месте, где море с трёх сторон - это надо постараться.  Зато теперь у нас теперь в приоритете - марины, оперы, балеты...

Profile picture for user Oldcool
254
Oldcool

СВО показало, что ЧФ в том составе который есть абсолютно непригоден для выполнения стоящих перед ним задач. Чего бы не планировали и не сочиняли адмиралы, как только дело доходило до войны ЧФ решал только одну боевую задачу - высадка морских десантов. Так было и 1ю мировую и в ВОВ. Причем делать это приходилось чем под руку попадется от Эльпидифоров и плотов до крейсера Красный Кавказ. Сейчас потребность в десантных средствах более чем очевидна. Те немногие оставшиеся БДК для этого непригодны. Им не дойти даже до траверза Севастополя - утопят. Севморзавод еще вчера должен был работать в 3 смены и строить новый флот, способный решать современные задачи. Это не атомные крейсера и авианосцы, а небольшие корабли для десанта и такие же небольшие корабли ПВО и огневой поддержки. Нынешняя война показала, что общее для всех направление это максимальное рассредоточение, чтобы не было смысла стрелять ракетами в миллион долларов по каждой лайбе. Строить всё это в Питере или в Б. Камне для ЧФ бессмысленно по определению. Это всё должно создаваться здесь в Севастополе. Если найти хотя бы 1 трлн. руб. из спертых в МО 11 трлн. и проявить жесткую политическую волю с отправкой в штрафную роту или батальон за каждый украденный рубль,  то СМЗ мог бы это всё сделать. При этом яхтенная марина и ёперный театр могли бы и подождать.

Profile picture for user Roz1975
3002
Roz1975

Oldcool,

Аплодирую прям вот СТОЯ!!!

Китайцы строят судно за 1 год.  БДК - это консервная банка без кранов, её должны строить с ноля за 7-9 месяцев. Из сложного там только лопата (аппарель). Пересказывать всё что вы написали не вижу смысла. Просто в точку! 

Добавлю только, что у китайцев за украденный миллион - расстрел.

Profile picture for user техник
917
техник

Крепкий турок сделает все что бы выполнить ту задачу которую ему поставили его кураторы, иначе так и останется простым городничим. А он достоен большего.

Profile picture for user КРЫМЧАК
16175
КРЫМЧАК

За "время благоденствия" уничтожено более 80 000 (!!) заводов, но государству почему-то, даже сейчас, выгоднее построить какую-то "марину", чем построить какой-либо завод или запустить СМЗ "Орджоникидзе" оснастив его высокотехнологичным оборудованием. Продолжается деградация промышленности, тенденция внешнего управления никуда не исчезла (пример, тот же ВТО). Программа импортозамещения ничего не дала кроме слёз, если спросить сейчас у Матвиенко, появились ли в России свои гвозди, думается положительного ответа у неё не найдётся. Полный "швах" со всех сторон, под танцы с бубном с песнями - плясками в "известное время" и хождение по всё той же пустыне деградации непонятной системы.

Profile picture for user Roz1975
3002
Roz1975

Товарищи, судоремонт в городе Севастополе не возродится. Причин много. Все кто с мозгами всё понимают.

Плавдок в Южной бухте покуда вовсе и не плав, а там посмотрим.

Главное за день

Будет ли опасно купаться в море в Крыму?

Эксперты рекомендуют воздержаться от ныряний.
18:20
3
864

В кабинете Зеленского висит картина с горящим Кремлем

Зеленский провел западному журналисту экскурсию по своему кабинету. У него висит картина с горящим Кремлем.
10:36
6
837

Пять атак за пять дней: почему ВСУ продолжают атаковать энергосистему России?

Трамп заранее знал, что Зеленский всё равно нарушит договорённости?
10:28
5
847

Часть трассы «Таврида» в Севастополе закрывают для грузовиков

Проезд будет ограничен только в одном направлении.
09:00
20
2313

Как депутаты дошли до заявлений о сжигании собачников и кастрации мужчин?

О возможности привлечения парламентариев к ответственности рассказал юрист.
21:30
2
1358

Земельные споры севастопольцев с Минобороны обещают быть долгими и сложными

Отличить добросовестных собственников от сознательно пошедших на риск будет непросто.
20:00
10
2749