Лента новостей

Россия

2732
12

Георгий Бовт: Почему дешевого бензина больше не будет

Цены на бензин не удастся вернуть на прежний уровень.
ForPost - Новости : Георгий Бовт: Почему дешевого бензина больше не будет

Биржевые цены на бензин и дизель побили очередные рекорды: Аи-92 выше 66 тыс. рублей за тонну, Аи-95 - более 76 тыс. руб., летний дизель - около 70 руб. за тонну. Это, соответственно, более 48 руб., более 55 руб. и более 53 руб. за литр (1 тонна бензина = 1370 литров, 1 тонна дизтоплива = 1300 литров). Напомним, речь идет об оптовых ценах. Вслед за ними цены на заправках тоже ползут вверх. Они не могут взлететь до небес сразу, правительство старается регулировать цены (за этим, в частности, следит ФАС).

С ведущими производителями топлива есть договоренность стараться не превышать уровень инфляции. Вертикально интегрированные нефтяные компании, владеющие разветвленной сетью АЗС, могут позволить себе небольшую отрицательную маржу в рознице, компенсируя потери на других направлениях.

Независимые АЗС такого себе позволить не могут. Они уже в августе по некоторым видам нефтепродуктов столкнулись с убытками, которые пытаются покрыть продажей сопутствующих товаров и услуг (именно поэтому бутылка воды на АЗС стоит сильно дороже, чем в супермаркете). Еще хуже ситуация на юге страны, где в ряде областей аграрии жалуются одновременно на дефицит и рост цен на солярку на фоне низких закупочных цен по зерну, которыми такую стоимость топлива "не отбить". В этой связи раздались призывы временно прикрыть экспорт нефтепродуктов, чтобы не сорвать уборочные работы. Вся эта ситуация наложилась еще и на девальвацию рубля.

И тут пора назвать ключевое слово, которое сейчас мелькает во всех обсуждениях ситуации на топливном рынке: демпфер. С 2019 года важнейшим механизмом смягчения влияния колебаний мировых цен на внутренний топливный рынок являлся именно этот механизм налогового вычета, который был призван покрыть часть "упущенной выгоды" от того, что нефтяники воздерживаются от продажи части топлива на внешнем рынке (в случае выгодной внешней конъюнктуры) в пользу внутреннего.

Между тем цены на нефть в этом году постепенно росли. Причем в долларах. На фоне западных санкций удалось перестроить логистику, добившись уменьшения дисконта на российскую нефть и нефтепродукты. Нефтяной экспорт для отечественных производителей стал еще более привлекательным. Но и выплаты из российского бюджета нефтяным компаниям по топливному демпферу только в августе составили 185,9 млрд рублей (по сравнению с 110 млрд руб. в июле). За январь-август демпферные выплаты составили 838,9 млрд рублей. Нефтяные компании, получается, в "двойном шоколаде" - и от роста мировых цен, и от бюджетных компенсационных выплат. Правда, в прошлом году такие выплаты составили еще более внушительные 2,16 трлн рублей (в 2021-м "жалкие" 674,5 млрд). И в прошлом году никаких проблем ни с внутренними ценами, ни тем более с дефицитом топлива не было. Но стоит учесть, что в 2022-м все-таки в экономике наблюдался относительный спад, а в этом как раз наоборот.

Наложились и ряд других обстоятельств: "узкие места" в логистике, ремонтные работы на НПЗ, рост потребностей армии, наконец, девальвация и увеличение потребностей в валюте, в том числе у нефтяников.

По предложению Минфина демпферные выплаты сокращены в два раза с 1 сентября. Немедленного эффекта это не возымело. И тут многие критики демпфера как метода сдерживания внутренних цен вспомнили свои старые прогнозы, согласно которым сам по себе этот механизм не стимулирует снижать цены на топливо. И чем выше разрыв между валютными доходами вовне и рублевыми ценами внутри, тем меньше желания сдерживать последние. Сложная формула демпфера предусматривает определенный ценовой коридор, привязанный к выплатам. На практике цена всегда тянется к верхнему потолку, а поскольку компенсации поступают еще и задним числом, то есть искушение "заложить" цену повыше.

Некоторые чиновники стали искать во всем "происки спекулянтов", а точнее - следы "теневого экспорта" нефтепродуктов, которые на бумаге идут на внутренний рынок, а в реальности - на внешний. На деле, если такие поставки и есть, то составляют незначительную долю рынка, сейчас все же не 90-е на дворе. Велико искушение вообще директивно снизить экспорт, прежде всего, дизтоплива. На это пока не решились, и причина проста: сейчас в страну приходит не так уж много валюты от экспорта. Особенно по сравнению с прошлым годом. Нефтегазовые поступления в первые месяцы этого года сократились примерно на 40% (европейский рынок газа, например, обвалился). Тогда как импорт частично восстановился, значительная его часть носит критический характер, ее нельзя просто так урезать. Если еще и сознательно сократить экспорт нефтепродуктов, то страна может остаться без валюты, и тогда мы увидим доллар уже по 200 рублей.

Что можно сделать? Например, увеличить обязательные квоты на поставки бензина (от производства), незначительно (но именно незначительно) скорректировать экспорт, возможно, временно увеличить демпфер. Стабилизирующее воздействие может оказать повышение с 1 сентября экспортных пошлин на нефть примерно на четверть - до 21,4 долл. за тонну. Можно просто переждать до октября, когда спадет летний пик спроса на бензин, однако при этом как-то суметь обеспечить стабильные поставки топлива для уборочных работ.

Однако не стоит ждать чудес. Цены на бензин не удастся вернуть на прежний уровень. Он традиционно в последние годы дорожал примерно на 7% ежегодно, стремясь к условному доллару за литр. Это не значит, что мы увидим на АЗС ценник в 100-110 рублей за литр (хотя в Европе 1,5 евро за литр - норма). Но, возможно, стабилизация цен ждет нас на уровне около 70 рублей за литр АИ-95, по дизелю чуть ниже. Принципиально вопрос стоит так: или мы остаемся "в рынке", принимая в том числе неприятные последствия рыночного ценообразования, или возвращаемся к административному регулированию с неизбежным сопутствующим дефицитом и еще более "страшными" ценами на "черном рынке".

 

Источник: Российская газета

Поделитесь этой новостью с друзьями:

Тэги:

Обсуждение (12)

Аватар пользователя кучер2017
постов:
1882
кучер2017 (Севастополь)
- 10/09/2023 в 12:42

Этот бардак исправит только национализация нефтегазовой отрасли! Этим олигархам наплевать на обыкновенных россиян!

Аватар пользователя Тина Севастополь
постов:
8221
Тина Севастополь
- 10/09/2023 в 13:02

Пятая и шестая колонна в действии - вот что это такое на самом деле.
Делают всё, что могут  для поражения России.  Сами выведут капиталы заграницу и уедут вместе с детьми и жёнами, а мы здесь останемся.

Аватар пользователя Paganel
постов:
5506
Paganel (Севастополь)
- 10/09/2023 в 14:08

... в Европе 1,5 евро за литр - норма...

А что, РФ уже в Европе нефтепродукты покупает? Или - всё-таки сама является и производителем, и продавцом?

Аватар пользователя avaron
постов:
939
avaron
- 10/09/2023 в 14:35

Давайте с вами задумаемся над вопросом зачем Форпост программирует население извращенной информацией?

Аватар пользователя Правда победит
постов:
387
Правда победит (Южно-Сахалинск)
- 10/09/2023 в 15:08

to кучер2017:  Так у них по случайному совпадению всё  складывается прекрасно, не о нас же им беспокоиться - "Совокупное состояние российских миллиардеров с начала 2023 года выросло на $16,6 млрд. Больше остальных вырос капитал совладельца ЛУКОЙЛа Вагита Алекперова, он прибавил $4,8 млрд и достиг $20,2 млрд."
 
Этот бардак исправит только национализация нефтегазовой отрасли! Этим олигархам наплевать на обыкновенных россиян!

 

Аватар пользователя d dd
постов:
3089
d dd (Севастополь)
- 10/09/2023 в 16:13

Как там заместитель Раzвожжаева доложил где бензовозы,помогло это знание?

https://sevastopol.su/news/v-sevastopole-voznikli-pereboi-s-dizelnym-toplivom

повторю мини стих о жизни-

плохому танцору мешают....,

а хороший эксперт легко,

найдет пару,а то и больше ,

причин повышения цен на бензин.

Скоро будем за въезд на бензоколонку приплачивать.

Аватар пользователя форточка окна Овертона
постов:
87
форточка окна Овертона (Симферополь)
- 10/09/2023 в 16:26

Ну опять же , а причём мы к бирже ? Если они готовы столько платить , пусть платят : сделайте им во дворе заправку , а заправляться в городе запретите ;))) помнится когда нефть неприлично упала , а цены на заправках нет, тут тоже "эксперты" разгоняли пургу . Сделайте цены для внутреннего рынка (хоть заправка по паспорту) , насытьте его топливом , а излишки продавайте за границу . Те кто будет говорить что "это им не выгодно" , национализируйте . Верните добро в мозолистые руки ! ;)

Аватар пользователя tatarin67
постов:
2008
tatarin67 (Севастополь)
- 10/09/2023 в 16:59

Белнефтехим” устанавливает максимальные розничные отпускные цены на нефтепродукты, реализуемые через АЗС: продавать топливо дешевле можно, дороже – нет.

Это в Белоруссии. Почему такого нет в стране, где добывается много нефти? 

Аватар пользователя foryud
постов:
90
foryud (Севастополь)
- 10/09/2023 в 17:19

 

Пятая и шестая колонна в действии - вот что это такое на самом деле.Делают всё, что могут  для поражения России.  Сами выведут капиталы заграницу и уедут вместе с детьми и жёнами, а мы здесь останемся.

 Что за сожеление:" а мы здесь останемся."  Или Россия не ваша родина. Тогда вы такие же как и они.

Аватар пользователя foryud
постов:
90
foryud (Севастополь)
- 10/09/2023 в 19:11

...

Аватар пользователя Patriot1.
постов:
4352
Patriot1. (Севастополь)
- 10/09/2023 в 21:18

 Если еще и сознательно сократить экспорт нефтепродуктов, то страна может остаться без валюты, и тогда мы увидим доллар уже по 200 рублей.

А вывезенные на офшоры миллиарды долларов  нет желания  вернуть ?

Аватар пользователя Patriot1.
постов:
4352
Patriot1. (Севастополь)
- 10/09/2023 в 21:34

 Принципиально вопрос стоит так: или мы остаемся "в рынке", принимая в том числе неприятные последствия рыночного ценообразования, или возвращаемся к административному регулированию с неизбежным сопутствующим дефицитом и еще более "страшными" ценами на "черном рынке".

Лукавит автор...Рынка как такового, особенно в сфере топлива, практически нет, он и так реально управляется вручную...Как пример - вопрос - где импортное топливо, что то на заправках его уже давно не видно? Если  "рыночные отношения", то должен быть и импорт топлива с других стран?  .Если бы этот импорт был полноценным, то может быть и топливо внутри страны было бы дешевле? Поэтому пугать административным регулированием не надо, уже надоело слушать эти бредни, что Государственное административное управление неэффективно - все зависит от политической воли и нормально поставленной задачи для нормальных исполнителей...Топливную отрасль (добывающую и перерабатывающую), как кстати и другие градообразующие отрасли народного хозяйства надо НАЦИОНАЛИЗИРОВАТЬ и  право устанавливать цены на топливо оставить за ГОСУДАРСТВОМ...И не надо никаких мутных демпферов, питерской Биржи, "рыночных отношений" и прочей  лохотроной  лабуды...

Если Вы еще не зарегистрированы, пройдите мгновенную регистрацию

Регистрируясь на сайте, Вы автоматически принимаете
соглашение пользователя и соглашаетесь с правилами сайта

Главное за день

Как выглядит ВИЧ в Крыму

За последние несколько лет болезнь сильно преобразилась.
16:20
785
3
ForPost - Обманутые севастопольские дольщики не имеют права на выбор нового застройщика

Обманутые севастопольские дольщики не имеют права на выбор нового застройщика

Они видят признаки лоббирования другой компании.
16:02
2209
5

Севастополь может использовать электричку и старый причал для связи с Северной

Шторм показал, что городу необходимо иметь сразу несколько запасных вариантов.
09:00
3164
24

Севастопольские гостевые дома могут не выйти из тени

Депутаты «за», но нужна ли легализация самим владельцам жилья?
20:01
2473
1

Каких бед натворил севастопольский ураган в Херсонесе

Пострадала кладка зданий, снесло часть стены, на краю обрыва образовалась трещина.
19:03
4063
6

Как крымчанам получить компенсацию за пострадавшие от деревьев машины

И что делать, если пострадало авто в кредите.
18:18
674
1

ТОП 5