пт, 04/08/2023 - 18:25

Как чиновники поменяют автомобильные предпочтения по просьбе Путина

«Не представляю Пескова, Матвиенко, Медведева на "Ладе Весте"», — признался автоэксперт.

Все российские чиновники должны ездить на отечественных машинах, сообщил президент РФ Владимир Путин. Это должно способствовать развитию своих марок автомобилей, считает глава государства.

Министерствам и ведомствам, просившим разрешения на продолжение закупок иномарок для своих нужд, было отказано в этом, отметил Путин на совещании с главами промышленных предприятий в четверг, 3 августа.

Под это дело компания «АвтоВАЗ», по словам её президента Максима Соколова, планирует выпустить легковую «Ладу Ауру» — «младшую симпатичную и достойную сестру» элитного «Ауруса» также отечественной сборки — в следующем году.

Главными покупателями «Ауры» на базе «Лады Весты» будут крупные корпорации, органы власти, таксопарки, уточнил Соколов.

По его версии, государство может обязать их приобретать именно отечественные авто — проект необходимого закона уже готов и внесён в парламент, но этой инициативе нужна поддержка президента.

«Аккуратненько скажу, но мы это поддержим, конечно», — ответил Владимир Путин.

«Аура», презентованная в июне этого года, оценивалась автоэкспертом Максимом Кадаковым в два миллиона рублей. Но не факт, что столько она будет стоить в 2024 году, когда начнётся её массовый выпуск.

«Аурус», впервые публично представленный в 2018 году на инаугурации президента РФ, изначально оценивался в минимум 10 млн рублей. Но с тех пор дорожал, приближаясь к 40 млн.

Есть разные «Аурусы» по типу кузова: седан, лимузин, минивэн, о которых стало известно пять лет назад, а также кабриолет, использовавшийся на параде 9 мая 2019 года.

«Аурус» есть в автопарке, обслуживающем главу российского государства.

Кроме того, он стоял в гараже учреждения «Центр поддержки», обеспечивающего деятельность федеральных органов власти и организаций, по данным Единой информационной системы в сфере закупок.

А также в гараже учреждения «Главный центр административно-хозяйственного и транспортного обеспечения МВД РФ», согласно тому же источнику.

Читайте также: «Пересадить всех на «копейки»?!» Политолог оценила роскошные нужды российских чиновников

«Аурус» — дорогое удовольствие

Вопрос о том, на какие отечественные машины смогут пересесть чиновники, интересный, сказал специалист в автоподборе из Санкт-Петербурга Андрей Морозов.

Он не смог представить власть имущих ни на чём, кроме «Ауруса».

«Но на "Аурусы", я думаю, не раскошелится бюджет. Вряд ли одобрят <массовое приобретение>. Проще иномарки покупать, они дешевле, чем "Аурус"», — отметил он.

Ещё есть «Лада Веста», которую похвалила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, добавил наш собеседник.

А как же «Лада Аура»?

«"Лада Аура", как я понимаю, это типа <нового> "Москвича" — какая-то китайская машина, которая будет с шильдиком "Лады". То есть, теоретически, можно и на "Москвич" чиновников сажать, но по комфорту эта машина... Я не знаю, как чиновники на ней смогут передвигаться. Я на "Москвиче" поездил, с пробегом 10 тысяч километров это уже "погремушка": всё гремит, свистит, комфорта нет совсем», — посетовал Андрей Морозов.

Читайте по теме: Что будет, если всех чиновников пересадить на «Ладу Калину»?

Останутся авто для других россиян?

Если предположить, что чиновники взяли под козырёк и стали исполнять поручение президента России об использовании отечественных машин, сколько может понадобиться времени на то, чтобы их пересадить на российские авто?

«Это же нужно распродать весь автопарк старых автомобилей, пока они распродадут... Я думаю, в течение года всё осуществить можно. Тот же "АвтоВАЗ", я думаю, справится с тем, чтобы наштамповать для них автомобили», — считает специалист в автоподборе из Санкт-Петербурга Андрей Морозов.

А не возникнет ли дефицит на отечественном авторынке, если «АвтоВАЗ» начнёт обеспечивать нужды госуправленцев?

Это вряд ли произойдёт, полагает собеседник ForPost:

«Я сомневаюсь, что для чиновников подойдут "Весты" в простой комплектации. Если чиновники и будут их брать, та же Матвиенко, это будет максимальная комплектация. Тут вопрос в том, сколько в наличии компонентов для "максималки". Честно говоря, я сейчас не обладаю информацией, как обстоят дела с запчастями. Наше производство налаживается, как я слышал, но насколько оно наладилось? Когда был концерн "Ниссан" — "Рено" — "АвтоВАЗ", помогали "Ниссан" и "Рено" с комплектующими, со всеми блоками комфорта. А сейчас поставок этих нет. Понятно, что "барабаны" можно собрать, но чиновники на "барабанах" ездить не будут, в таком случае можно и на "Гранты" посадить, которых в наличии бери — не хочу».

В конце концов, нужно ли в рыночной экономике, обязательный атрибут которой — конкуренция, вводить преференции для определённого предприятия и обязывать кого-то использовать его продукцию? При здоровой конкуренции производители работают над повышением качества своих товаров и обеспечением приемлемых для потребителей цен, а значит, над увеличением продаж.

Но это не зависит от России сейчас, констатировал Андрей Морозов.

Поскольку европейские и японские производители свои машины не поставляют в РФ, купить их машины у нас невозможно. Остаётся приобретать либо китайские авто, либо отечественные — от «АвтоВАЗа» или УАЗа. Параллельный импорт — не вариант: «это всё равно серые схемы, белых-то схем сейчас нет», отметил он.

«Наши власти не против того, чтобы были иномарки, которые бы, как раньше, собирались на наших заводах, а это и рабочие места, и налоги. Но на сегодня, к сожалению, это невозможно. Какие альтернативы? Либо ввозить то, что произведено там, по параллельному импорту, а это абсолютно невыгодно нашим производителям. Либо пересаживать чиновников на Китай, который ввозят всё-таки официально и вроде бы начали официально собирать в России, или на наш автопром. Пока ситуация не поменяется, наверное, так и надо делать. Но я, честно говоря, не представляю Пескова, Матвиенко, Медведева на "Ладе Весте". Но президент сказал — будут выполнять, а втихаря всё равно на иномарках ездить, на своих личных», — заключил специалист в автоподборе.

Читайте ещё: Цены на автомобили с пробегом изменятся — на сколько и почему

Доля сомнения

Скептическое отношение у политолога, депутат Госдумы трёх созывов Сергея Маркова.

С одной стороны, считает он, решение президента заставить чиновничество брать только российских «железных коней» — это «настоящая революция», которая позволит увеличить в РФ производство автомобилей на «десятки или даже сотни тысяч машин», это «принуждение чиновников стать патриотами» и снижение социальной напряжённости в обществе.

С другой стороны, обратил внимание Марков, большинство россиян «не верят, что президенту удастся пересадить чиновников на российские автомобили».

«Большинство с горечью почти уверены, что бюрократия победит президента. Ну, посмотрим», — добавил политолог, комментируя ситуацию в своём телеграм-канале.

Читайте также: Авторынок в России восстанавливается, но машины скоро подорожают на 15%

Алексей Лохвицкий

Читайте также: