Рынок труда в сфере искусственного интеллекта в России находится в переходном состоянии, и эксперты расходятся в оценках его динамики и сроков развития. Увеличение спроса на ИИ-специалистов выглядит противоречиво: с одной стороны, оно говорит о повышенном интересе, с другой — о переосмыслении необходимых компетенций. И тут важно понять, какие навыки будут ценными в ближайшие годы, а к каким требования изменятся больше всего.
Как и когда изменится спрос на ИИ-специалистов
Пик спроса на специалистов в ИИ в России может быть достигнут к 2030 году, и по мере усложнения используемого технологического стека будут также возрастать квалификационные требования к ним, спрогнозировал экономист Сергей Гатауллин в беседе с ForPost.
Ожидать пик стоит через несколько лет, подтвердил ForPost директор по продажам компании «Стахановец» Артём Жадеев.
По его оценке, сейчас фаза активного экспериментирования и адаптации зарубежных ИИ-разработок, и в связи с этим сегодня наблюдается основной спрос на рынке труда на специалистов, способных внедрять и настраивать готовые инструменты.
«Истинный пик, когда потребуются массово архитекторы сложных систем, разработчики фундаментальных моделей и глубокие эксперты по интеграции, наступит через три-пять лет, — отметил Артём Жадеев. — Это будет связано с переходом от тестов к полноценному встраиванию ИИ в бизнес-процессы и с развитием отечественных технологических стеков, что идёт с некоторым отставанием от мирового темпа».
О пике спроса на специалистов в ИИ в России пока говорить рано, считает HRD-консультант Виктория Царапкина.
По её мнению, рынок труда находится в переходной фазе: работодатели всё чаще хотят, чтобы сотрудники умели пользоваться базовыми ИИ-инструментами в своей профессии, но это не равно массовому спросу на отдельных AI-специалистов внутри каждой компании.
«По сути, мы наблюдаем не рост отдельной профессии, а расширение требований к уже существующим ролям, — рассуждает Царапкина. — В ближайшие годы спрос будет расти не столько на разработчиков ИИ, сколько на специалистов, которые умеют применять нейросети в прикладных задачах: в аналитике, маркетинге, HR, финансах, юриспруденции, операционных функциях».
ИИ на рынке труда: помощник или конкурент?
Ранее стало известно о двукратном росте спроса российских компаний на специалистов в искусственном интеллекте.
Эксперты, опрошенные ForPost, разошлись в оценке процесса. По мнению одних, это естественная реакция рынка труда на появление инструмента, позволяющего ускорять и удешевлять часть работы. Другие считают, что это мода на «искусственное интеллект-позирование», когда технологии внедряются бизнесом ради самого факта использования. Подробности — в нашем материале.
Сейчас тренд не столько на вытеснение естественного интеллекта, сколько на трансформацию ролей и функционала сотрудников, сказал в беседе с ForPost директор по ИТ финтех-компании MoneyCat Александр Мезенцев. Он уверен, что качественному специалисту искусственный интеллект не конкурент за рабочее место, а хороший помощник для повышения эффективности.
ИИ быстрее и дешевле может справиться с рутинными задачами, и если человек на работе преимущественно занимается такими делами, то вероятность его повышения или роста его зарплаты может существенно снизиться, подметил эксперт. По его мнению, под такой риск попадают позиции, связанные с простыми и повторяющимися задачами, и должности младшего уровня, где процессы можно стандартизировать.
«К примеру, ИИ может брать и уже берёт на себя обработку типичных клиентских запросов и мониторинг заявок, что способствует разгрузке штата и оптимизации сервисных и рабочих процедур, позволяя человеку перейти к более сложным задачам, — уточнил Мезенцев. — При этом в IT-секторе наблюдается переизбыток начинающих сотрудников при острой нехватке высококвалифицированных кадров».
Конечно, инвестиции бизнеса в искусственный интеллект могут повлиять на фонды оплаты труда, но ключевой момент — качество внедрения технологии, продолжил директор по ИТ финтех-компании MoneyCat.
Он подчеркнул, что не нужно внедрять ИИ и увольнять сотрудников, ранее выполнявших его функции, чтобы затем нанимать новых, которые бы исправляли ошибки ИИ и контролировали его работу.
Самая распространённая ошибка — непонимание того, для чего технология внедряется и какую конкретно проблему нужно решить в компании с её помощью, отметил эксперт.
Профессии будущего: какие навыки защитят от ИИ
В выигрыше от внедрения российским бизнесом искусственного интеллекта окажутся в первую очередь специалисты, умеющие грамотно формулировать промпты для нейросетей, продолжил Александр Мезенцев.
«Подобная трансформация уже наблюдается во многих направлениях, не только в ИТ, например, в дизайне, копирайтинге и других творческих областях», — добавил эксперт.
Но, считает он, в среднесрочной перспективе ИИ не стоит ждать в областях, где критически важны стратегическое мышление, умение управлять сложными проектами и эмоциональный интеллект. Например таких, как руководство высшего звена и кибербезопасность, так как ИИ «всё ещё плохо» справляется с вопросами безопасности, комплексными ИТ-системами и бизнес-логикой в целом.
Не стоит ждать искусственный интеллект и в профессиях, связанных с взаимодействием с людьми, например на месте учителей, судей, уточнил директор по ИТ финтех-компании MoneyCat. Он пояснил, что их работу невозможно свести к алгоритмам, так как она требует понимания контекстов и неписаных, но принятых в обществе норм.
Как искусственный интеллект меняет требования к сотрудникам
Кроме умения работать с нейросетями и их практического применения на пользу работодателя на первый план выходит адаптивность сотрудников к изменениям и готовность к регулярному обучению — технологии не стоят на месте, заключил Александр Мезенцев.
Он подчеркнул, что нужно постоянно развивать навыки, приобретать новые знания.
«Возрастёт спрос на T-shaped или гибридных специалистов с глубокими знаниями в одной сфере, соответствующими профилю работы, и базовыми навыками в других. Это, во-первых, развивает кругозор сотрудника и понимание им работы бизнеса, а во-вторых, позволяет более качественно подходить к управлению процессами», — заключил Мезенцев.
Время интегратора: ИИ меняет суть профессионализма
Главный вызов эпохи ИИ не в прямой конкуренции с машинами, а в фундаментальной переоценке человеческой экспертизы. Ключевой ценностью становится не столько владение узким техническим навыком, сколько способность к интеграции — умение соединять глубокое предметное знание с пониманием возможностей и ограничений технологии.
Это формирует спрос на профессионала нового типа: гибридного специалиста, выступающего архитектором процессов, переводчиком между бизнес-задачами и цифровыми решениями.
Таким образом, рынок движется от массового спроса на «операторов ИИ» к точечной потребности в «стратегах интеграции». Успех будет сопутствовать тем, кто сможет дополнить свою основную экспертизу адаптивностью, критическим мышлением и управленческим кругозором, превращая технологию в инструмент для усиления своих уникальных компетенций, а не их замены.
Это смещает фокус с вопроса о том, когда наступит пик спроса на ИИ-специалистов, к более значимому — какой тип интеллекта мы как общество будем культивировать в ответ на технологический вызов.
Алексей Лохвицкий



