Российский бизнес активизировал внедрение искусственного интеллекта, что вызвало двукратный рост спроса на ИИ-специалистов. Но за этим процессом на рынке труда скрываются более сложные и неоднозначные процессы. Данные рекрутинговых сервисов и экспертные оценки позволяют увидеть, что стоит за этой волной и какие реальные вызовы создаёт для компаний этот тренд.
Спрос на ИИ-кадры растёт, но внедрение остаётся экспериментальным
В России спрос бизнеса на специалистов в искусственном интеллекте вырос в два раза в 2025 году по сравнению с 2024-м — такие сведения привели сервисы hh.ru, «Авито работа» и Superjob.
По их данным, наибольший интерес компании проявили к ML-инженерам — занимаются разработкой алгоритмов для машинного обучения, и промпт-инженерам — формулируют сложные текстовые запросы для ИИ, написали «Ведомости».
А также высок спрос на AI-тренеров — обучают нейросети, ИИ-редакторов — создают и вычитывают тексты, готовят корректные примеры для датасетов и проверяют качество материалов перед обучением модели.
Спрос связан с тем, что бизнес внедряет ИИ в сферы повседневной работы — от обработки обращений до аналитики, поэтому ему нужны сотрудники, умеющие обращаться с такими инструментами и быстрее выдавать результат, сказал директор категории «Офисные профессии» «Авито работы» Кирилл Пшеничных.
Ещё один фактор — дорогие ресурсы и ограниченные возможности найма специалистов: в текущих условиях для бизнеса часто эффективнее автоматизировать простые операции с помощью нейросетей, чем привлекать дополнительный персонал, по мнению директора по персоналу IT-экосистемы компании «Лукоморье» Александра Аверина.
Внедрение искусственного интеллекта в компаниях сейчас достаточно поверхностное, оценил директор по ИИ корпорации «Синергия» Андрей Комиссаров. Не все предприятия до конца понимают, как именно интегрировать ИИ в бизнес-процессы, и многие находятся в стадии экспериментов, отметил Александр Аверин.
Как ИИ становится новым Excel
Спрос на специалистов в области искусственного интеллекта увеличивается и в мире, и в России, сказал ForPost кандидат экономических наук Сергей Гатауллин.
Он добавил, что внедрение и использование в операционной деятельности ИИ-технологий, безусловно, имеет огромный потенциал, но даже у лидеров глобального рынка пока нет экономически эффективных бизнес-моделей.
«Это нормальная ситуация для новой технологии — лидеры технологической гонки сменятся, выполнив свои роли евангелистов, а технология останется основой дальнейшей цифровой трансформации экономики», — считает Сергей Гатауллин.
Сегодняшний спрос на специалистов в искусственном интеллекте — это, скорее, естественная реакция рынка труда на появление инструмента, позволяющего ускорять и удешевлять часть работы, отметила в беседе с ForPost Виктория Царапкина, HRD-консультант, работающий с бизнесом над управляемостью команд и экономикой персонала.
По её словам, почти в каждой «компьютерной» профессии сегодня есть процессы, которые можно оптимизировать с помощью ИИ: подготовка текстов, первичный анализ данных, поиск информации, черновые расчёты, шаблонные операции.
«ИИ постепенно становится частью повседневного инструментария, примерно так же, как в своё время стали обязательными Word и Excel, — уточнила она. — Сотрудники, которые принципиально не используют такие инструменты, начинают проигрывать в скорости и эффективности тем, кто их уже встроил в свою работу. Поэтому речь идёт не столько о моде [на специалистов в ИИ], сколько о формировании нового базового навыка».
Искусственный интеллект — это не только мода, но именно она стала мощным катализатором его распространения, сказал ForPost директор по продажам компании «Стахановец» Артём Жадеев.
По его словам, наблюдается волна «искусственного интеллект-позирования», когда технологии внедряются бизнесом ради самого факта использования. Однако за этой модой стоит реальная ценность: ИИ стал инструментом значительного ускорения рутинных операций, от анализа данных до создания контента, отметил он.
«Его глубинное предназначение — не заменить человека, а высвободить время специалистов для решения более сложных, творческих и стратегических задач. Таким образом, мода проходит, а практическая эффективность остаётся, отсеивая бесполезное от реально ценного», — обратил внимание Артём Жадеев.
Какие ловушки ждут бизнес на пути к ИИ
Естественно, кроме плюсов есть и риски для компаний, которые начинают внедрять искусственный интеллект. Они возникают, если использование ИИ происходит без управленческой системности, продолжила Виктория Царапкина.
По её оценке, самая распространённая угроза — лишние расходы на популярные технологии без понятного эффекта: покупка решений «на всякий случай», привлечение специалистов без чёткого понимания, какие задачи они должны решать.
Ещё одна опасность — ставка на людей с формальной экспертизой в AI, но без понимания конкретного бизнеса. В таких случаях это остаётся экспериментом, который не встраивается в реальные процессы.
«На практике эффективнее начинать не с найма отдельных "специалистов по ИИ", а с поиска задач внутри компании, где автоматизация действительно даёт экономию времени или денег. И только после этого решать, как действовать: обучать текущих сотрудников, точечно нанимать или использовать внешние решения», — считает Виктория Царапкина.
Риски при использовании любых новых технологий неизбежны, и искусственный интеллект не исключение, напомнил Артём Жадеев.
По его мнению, основная опасность кроется в иллюзии его полной безопасности и нейтральности. Передача данных в ИИ-системы, будь то деловые поручения или личные разговоры, формирует цифровой портрет пользователя, и эти данные могут стать уязвимыми для утечек или целенаправленных атак.
Мошенники уже активно используют искусственный интеллект для фишинга, создания глубоких фейков и анализа публичных данных для социальной инженерии, констатировал он.
«Бездумное доверие к технологии без понимания принципов её работы и защиты информации действительно может привести к серьёзным последствиям, от утечек коммерческой тайны до личного шантажа. Ответственное использование требует не только энтузиазма, но и критического мышления, и осведомлённости о киберугрозах», — подчеркнул Артём Жадеев.
Риски для бизнеса от использования ИИ пусть оценивают сами предприниматели, сказал в свою очередь Сергей Гатауллин. Он считает, что для экономического развития страны важна стратегическая регуляторная политика в сфере ИИ.
Если вся эта политика будет сфокусирована на фабриковании красивой отчётности, в которой все показатели линейно увеличиваются год к году, никаких преимуществ Россия в глобальной конкуренции не получит. Необходимы чёткие показатели результативности внедрения ИИ-технологий на основе модельных исследований и расчётов, персональная ответственность и независимый аудит, отметил собеседник ForPost.
От бума кадров к системной интеграции: важность ИИ для бизнеса
Российский рынок труда переживает не просто моду, а начало структурного перехода, когда ИИ превращается из узкоспециальной технологии в новый цифровой стандарт грамотности. Его ценность для бизнеса не столько в создании новых профессий, сколько в перераспределении времени сотрудников от рутины к решению более сложных задач.
Однако текущий повышенный спрос рискует остаться лишь затратным экспериментом, если за ним не последует системная интеграция технологий в конкретные бизнес-процессы. Успех будет зависеть от того, удастся ли найти критический и осмысленный подход, сочетающий технологическую экспертизу с глубоким пониманием экономики и безопасности.
И конкурентное преимущество получит не тот, кто просто нанимает больше ИИ-специалистов, а тот, кто научится органично встраивать их работу в стратегию развития компании и уделять внимание регуляторным рискам.
Алексей Лохвицкий






