Президент России Владимир Путин выступил в Китае на третьем Международном форуме «Один пояс, один путь», где рассказал о том, что предлагает наша страна стремительно меняющемуся миру.
Об этом — в материале ForPost.
Мы созвучны!
По словам Путина, китайский проект «Один пояс, один путь» созвучен с формированием Россией единого евразийского пространства.
Если коротко, то китайский проект предполагает выстраивание экономических связей между государствами, находящимися на траектории исторического Великого шёлкового пути, который связывал Восток и Запад в средние века.
«Она (эта инициатива Китая — прим. авт.) созвучна нашему известному предложению сформировать большое евразийское партнёрство как пространство сотрудничества и взаимодействия единомышленников, где будут сопряжены самые разные интеграционные процессы: «Один пояс, один путь», Шанхайская организация сотрудничества, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Евразийский экономический союз, который Россия успешно развивает вместе с партнёрами по постсоветскому пространству», — отметил Путин, выступая на форуме в Китае.
Он добавил, что у РФ и КНР уже есть договорённости о координации действий в этом направлении.
В то же время переоценивать нынешний визит Владимира Путина в Китай не стоит, считают некоторые эксперты.
«Скорее, посещение президентом РФ китайского форума — это жест уважения КНР. Двусторонние переговоры на форуме не занимают большого места. Там присутствуют 130 стран, и хотя Россия выделяется на общем фоне, тем не менее Си Цзиньпину важно уделить внимание многим из присутствующих. Кроме того, переговоры концентрируются на экономической тематике, без затрагивания геополитического противостояния с Западом. Потому что проект Китая как раз направлен на выстраивание взаимодействия с Западным миром. Поэтому антизападная риторика на форуме просто неуместна», — пояснил политолог Сергей Марков в разговоре с ForPost.
Читайте по теме: Владимир Путин провёл открытый урок «Разговор о важном». Главное
Пути неисповедимы
На форуме Владимир Путин рассказал о масштабных логистических проектах, благодаря которым создаётся единое евразийское пространство и может быть реализован в том числе и китайский проект.
Речь идёт о строительстве транспортных путей, которые соединят по территории России Балтику и Ближний Восток по коридору «Север — Юг», разные регионы РФ с Северным Ледовитым океаном по «Северному морскому пути», а также по новой ветке БАМа — Юг России и Арктику, то есть тот же СМП.
Путин также пригласил все заинтересованные страны принять участие не только в использовании новых транспортных коридоров, но и в формировании этой новой логистики.
Со своей стороны Россия готова обеспечить «надёжную ледовую проводку, связь и снабжение», добавил он.
«Создание упомянутых международных и региональных логистических, торговых маршрутов объективно отражает те глубинные изменения, которые идут в мировой экономике, ту новую роль, которую играют страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Глобального Юга, другие центры роста и развития», — резюмировал президент РФ.
Читайте по теме: Почему победа России на Украине оказалась крайне важна для Китая
С Востока на Запад
По словам кандидата экономических наук Михаила Беляева, появление новых транспортных путей по территории РФ выгодно многим странам.
«Китай в ходе своей инициативы «Один пояс, один путь» нуждается в надёжном транспортном коридоре с Востока на Запад. В этом смысле КНР выгодно появление транспортных коридоров по территории РФ. В свою очередь для России важен путь на Восток.
Кроме того, развитие Северного морского пути — это огромное окно возможностей для нашей страны, ведь до этого российские порты, за исключением Владивостока, были весьма специфичны, потому что и Балтика, и Чёрное море — это «узкие горлышки», где ситуация зависит от международной обстановки.
Наконец, для России важны и транспортные пути внутри страны, потому что логистика между различными частями огромной территории РФ позволит улучшить экономическое взаимодействие», — отметил эксперт в разговоре с ForPost.
При этом экономист отметил, что несмотря на давление США европейцы продолжают смотреть в сторону Востока и развивающегося Китая. Поэтому они тоже заинтересованы в надёжном и удобном транспортном коридоре, соединяющем Запад и Восток.
Читайте по теме: Логично и ожидаемо: названы главные итоги визита Си Цзиньпина в Россию
Не без проблем
Впрочем, по словам политолога Сергея Маркова, сейчас реализация китайской инициативы «Один пояс — один путь» сталкивается с серьёзными затруднениями.
«Для Китая это основной проект в области внешней политики. Но он сопряжён со многими проблемами.
Во-первых, провисает конечная точка — то есть Западная Европа, от которой американцы требуют прекратить наращивать отношения с Китаем.
Во-вторых, программа сейчас свелась к тому, чтобы Китай на свои деньги строил инфраструктурные объекты, то есть железные и автомобильные дороги, мосты, аэропорты и так далее. Китайцы дают займы другим странам Востока, но у них нет денег для возвращения долга. Поэтому проект «Один пояс, один путь» другими странами Востока уже в некоторой степени воспринимается как проявление неоколониализма», — пояснил политолог в беседе с ForPost.
Поэтому китайцы, по словам Маркова, сейчас ищут альтернативные пути улучшения экономического взаимодействия со странами, интегрированными в проект.
«Речь идёт о создании единой платформы электронной торговли, минимизации таможенных правил и так далее. В этих условиях предоставление Россией инфраструктуры на своей территории существенно облегчает КНР реализацию проекта», — пояснил эксперт.
Читайте по теме: Си Цзиньпин в Москве: о чём Китай подал важный сигнал всему миру
Андрей Мединский
Обсуждение (5)
О каком "обходе узких горлышек" речь, если для самого китайского "однопоясного пути" действительно начинает заметно "провисать" его конечная точка - Европа, из-за наметившегося ее противостояния с Китаем в угоду США? Я даже не говорю о том, что уже сейчас у большинства судов заходящих в наши порты (а в них не очень то много и заходит, в мировом, т-сказать, масштабе!) уже существуют серьезные препоны, но проводка по СМП если и быстрее, то явно не сильно дешевле старых маршрутов из-за необходимости использования судов ледового класса. Китаю уже сейчас нужно думать о диверсификации потребителей своей "мировой фабрики" (впрочем они думают) и мы в этом перечне явно не входим в первую десятку клиентов, а те кто им интересны доступны им и мимо нашей территории.
Всё сводится о себе заявить!
to Верещагин: здесь главное не правда реальная, а главное первыми провозгласить об очередном чуде чудесном
Автору перед тем как стучать по клаве, неплохо бы съездит в Северо-Запалеую зону и посмотрет самому как эта "логистика" выглядит в условиях Прибалтики оккупированной натовцами.
Понравилось то, что услышал: наши самолёты будут патрулировать нейтральную зону Чёрного моря с "Кинжалами" на поясе. Надеюсь, что это как-то повлияет на работу Global Hawk-ов и прочей посейдонской сволочи.
Что то участия России в этом "чудо поясе" не наблюдается. Какая то закорючка из европы в Москву ( Москва это не Россия - это отдельная агломерация, живущая в своем, оторванном от России "мире").