Совместные экономические проекты Севастополя со странами Средиземноморья, в первую очередь Сирией и Турцией, потребуют значительных усилий и политической воли всех причастных сторон, уверены опрошенные ForPost эксперты. Причем дело тут не только в санкциях.
Знаковым в этом смысле заявлением стало интервью гендиректора организации по поддержке и развитию местного производства и экспорта Сирии Ибрагима Медха, прибывшего на II Международную конференцию «The most к успеху: экспортный потенциал Крыма».
«Возникает много сложностей, например, с таможней, с тарифами и так далее. Надо налаживать фиксированную морскую линию между Сирией и Новороссийском. Быстрее будут приходить товары тогда», – цитирует сирийского политика агентство ТАСС.
Другими словами, сирийские бизнесмены, несмотря на активность последних месяцев в Севастополе и Республике Крым, предпочли бы работать всё-таки с материком.
Отметим, место Севастополя в гипотетическом «Сирийском потоке» пока что выглядит ещё более невнятно, чем позиция соседней Республики Крым. На её территории проходят мероприятия, задача которых сводится к привлечению внешних партнеров – но эти привлеченные партнеры как правило предпочитают смотреть на материк, пусть и связанный с полуостровом Крымским мостом.
Севастополю же на данный момент остается совсем небольшая ниша.
«Гуманитарное взаимодействие»
Как сообщал ForPost, в День народного единства власти Севастополя обсуждали план двустороннего сотрудничества с делегацией Сирии под руководством главы провинции Тартус Сафуана Абу Саада.
Врио губернатора Михаил Развожаев отметил, что необходимо обсудить всю номенклатуру товаров, которыми могли бы обмениваться Севастополь и Тартус. Главным российским товаром могло быть зерно, из Сирии в Севастополь можно было бы направлять цитрусовые, оливки и оливковое масло. Также сирийская сторона предлагает фармацевтическую продукцию.
Глава сирийской делегации делал акцент на гуманитарном взаимодействии – с соглашением о сотрудничестве Севастопольского государственного университета и сирийских структур-партнеров. Как ранее писал ForPost, гуманитарное сотрудничество включает также туристическую составляющую, к которой представители местного турбизнеса отнеслись весьма скептически.
То есть переговорные позиции Севастополя и Сирии были во многом в параллельных плоскостях.
Врио губернатора Севастополя Михаил Развожаев и губернатор провинции Тартус Сафуан Абу Саад.
4 ноября 2019 года. Фото: sev.gov.ru
«Сирия – это очень мощный хаб в будущем, который также может <поставлять> различные товары, которые нам будут необходимы. У нас сейчас откроется железная дорога, будут товары везти в Севастополь. Но что, обратно они <cоставы> порожняком пойдут? А так можно было бы сделать его <Севастополь> транзитом. Если у нас будет организовано взаимодействие по этой линии с Сирией, то может возникнуть определенный потенциал обратной загрузки», – отмечал врио губернатора Развожаев ранее на пресс-конференции.
По факту же, признал глава исполнительной власти, «все пока достаточно скромно» – известно лишь о 70 тысячах тонн зерна, отправленного в Сирию в 2018 году. Статистика 2019 года вряд ли будет разительно отличаться – во всяком случае, исходя из того, что известно сейчас.
Отметим, что Сирия отнюдь не является эдаким «гадким утенком» во внешнеэкономической политике Севастополя и Крыма. Ещё один потенциальный партнер – Турция, тоже вроде бы заинтересован в Крыму, но результаты оказываются сравнимы с сирийскими.
Берег турецкий
Тема развития двустороннего сотрудничества Севастополя и Крыма с Сирией и Турцией достаточно регулярно возникает в информационном поле. В ряде случаев для этого есть реальные предпосылки: 22 ноября Наталья Поклонская сделала заявление о возобновлении грузового паромного сообщения между Крымом и Турцией, которое было прервано в ноябре 2016 года. Но в целом соотношение заявлений и практических поступков оказывается достаточно низким.
Из самых свежих новостей можно упомянуть заявления депутата парламента Турции от города Измир и Республиканской народной партии (РНП) Атиллы Сертеля. Турецкий депутат сообщил о подготовке визита на территорию полуострова делегации политиков, журналистов и предпринимателей и дал ряд интервью российским СМИ. В них он сообщил о желании турецких бизнесменов организовать соответствующую морскую логистику между Турцией и портом Керчь и подчеркнул горячее желание работать с Крымом напрямую по широкому спектру направлений.
Справедливости ради – это не первая делегация, которая отправляется из Турции на Крымский полуостров. Турецкие предприниматели оказываются регулярными гостями на Ялтинских международных экономических форумах и других мероприятиях коммерческой направленности.
Отметим, что в текущих геополитических условиях вояж иностранного гражданина в Крым действительно может считаться серьезным поступком. Людям из Сирии и Турции, желающим наладить взаимовыгодное сотрудничество с Севастополем и Крымом, не занимать мотивации – однако для воплощения желаний приходится решить ряд проблем, требующих нетривиального подхода.
Одностороннее движение
Как сообщил ForPost непосредственно занимавшийся организацией нескольких визитов турецких и сирийских предпринимателей в Севастополь и Крым Олег Максимов, на практике взаимодействие с турками и сирийцами выглядит несколько иначе, чем можно предположить «на первый взгляд».
«Надо понять главное – и сирийцам, и туркам в первую очередь интересен рынок сбыта для собственной продукции, а закупка чего-то у нас рассматривается как второстепенная задача. В первую очередь, разумеется, туркам – у них сейчас серьезный кризис перепроизводства, начиная со строительной отрасли. Они готовы поставлять нам не столько пресловутые овощи и фрукты, сколько строительные смеси, гипсокартон, цемент и так далее, готовы строить дома и отели, а также любые инфраструктурные объекты», – отмечает Максимов.
Сирийские бизнесмены, которые посещали Севастополь и Крым, были готовы рассмотреть варианты закупок стройматериалов как раз у нас – в разрушенной войной Сирии еще несколько лет будет что строить и что восстанавливать – но тут возникает вопрос цены. Закупка товаров в Крыму и доставка их в Сирию не выглядит мечтой коммерсанта с точки зрения прибыли или хотя бы самоокупаемости.
Фото: Людмила Шаблевская / ForPost
«Мы честно пытались понять, что мы, со своего берега, могли бы предложить на экспорт. Не транзит, это более или менее понятно, а продукция, которая бы создавала рабочие места в Севастополе или хотя бы в Крыму. Оказалось, что это очень и очень узкий сегмент. Даже баранина у нас, оказывается, без учета доставки, примерно вдвое дороже, чем турки могут купить, скажем, в Болгарии», – сообщил эксперт.
Сирийцам опять-таки выбирать особо не приходится – наложенные на их страну санкции ЕС оставляют малое пространство для импортных закупок, но Крымский полуостров не может составить конкуренцию по цене нужных им товаров.
«В итоге мы пришли к выводу, что торговля с Турцией у нас будет, мягко говоря, односторонняя: они готовы поставлять нам всё, от помидоров до мрамора и гражданского оружия. А вот что мы можем поставлять им, и что туркам интересно у нас купить – большой вопрос», – ответил Максимов.
«Ворота» в прямом смысле
Стоит также учесть, отметил наш собеседник, что реплику о превращении Севастополя в «торговые ворота» надо понимать буквально: потенциальным игрокам город-герой интересен не сам по себе, а как точка входа на юг России.
«Внутренний рынок в Севастополе сравнительно небольшой, пусть даже его население куда больше, чем говорит официальная статистика. Даже если добавить Республику Крым – много здесь не реализуешь. Логично, что потенциальные партнеры смотрят больше в сторону материка», – полагает Максимов.
Отсюда, впрочем, следует неутешительный для Севастополя вывод – Сирии и Турции действительно интереснее выбирать торговлю с Новороссийском, Керчью или Феодосией. В Севастополь же есть смысл везти объемы, достаточные для его агломерации.
«Последний раз мы общались с сирийцами и турками в начале августа. В том числе обсуждали логистику «Севастополь – материк» с учетом скорого железнодорожного сообщения по Крымскому мосту. Мне был задан простой вопрос: а почему мы не можем доставлять морем товары сразу в Керчь или Новороссийск, чтобы потом доставлять куда надо, в том числе в Севастополь? У меня ответа не нашлось», – констатирует эксперт.
Сложно, но можно
Запустить торговлю Севастополя с Сирией и Турцией возможно, полагает Олег Максимов. Однако для этого необходимо действительно заняться вопросом внешнеэкономической деятельности, поскольку трансформация Севастополя в торговый порт хотя бы локального значения потребует коррективы и других планов.
«Вот простая задача – приходит к нам, например, 10 000 тонн помидоров из Турции или фиников из Сирии. Товар скоропортящийся, его нужно оперативно перегружать, распределять и отвозить. Для этого нужен оптовый склад и центр распределения. Причем он должен быть где-то рядом с морпортом, куда будут приходить суда. Насколько мне известно, у нас были планы размещать оптовые склады где угодно, от Верхнесадового до 5-го километра, но для таких импортных поставок они не очень удобны», – отмечает эксперт.
Вторым моментом является санкционная сторона вопроса. Если начинать торговлю в ближайшей перспективе, необходимо учитывать риски для судов, занятых в перевозке. Судно, которое начнет регулярные рейсы в Севастополь из Сирии или Турции, будет потом испытывать трудности с заходом в порты стран, наложивших санкции на Крым или Сирию.
«Турки, скажем, до того хотели бы работать напрямую, что уже у себя договорились – их выпускают из портов Турции прямиком в Севастополь, но все санкционные риски несет судовладелец. А это значит, что такие риски должны окупаться. Ты будешь ходить по линии Турция–Севастополь, и это должно приносить столько денег, чтобы подобные хлопоты стоили усилий. А значит – нужно иметь стабильный спрос в Севастополе, имея, скажем, длительные договоры со строительными компаниями или подрядчиками ФЦП или понимать, куда ты будешь продавать излишки», – описал ситуацию Максимов.
Получается, что для открытия полноценной торговли по линии Сирия–Севастополь или Турция–Севастополь необходимо определиться, сколько именно и какой продукции готов принять город-герой и близлежащие районы Крыма, соответственно выстроить инфраструктуру по приему и перевалке грузов и в целом иметь внятный бизнес-план.
«Ещё раз подчеркну: организовать торговлю Севастополя с Сирией или Турцией возможно и нужно, это как минимум позволит снизить наши эталонно-высокие цены на продукты. Но крайне наивно полагать, что это можно сделать, просто заявив «начинаем торговать с понедельника!». Нужно приложить ряд усилий, причем с двух берегов Черного моря», – резюмировал Максимов.
Деньги и санкции любят тишину
Как отметил известный юрист-международник Александр Молохов, один из наиболее компетентных в вопросах международного юридического статуса Севастополя и Крыма эксперт, задача «Крым или Севастополь» для торговли действительно имеет сугубо экономический ответ.
«Что Севастополь, что Крым – они под санкциями, и разницы в этом смысле нет никакой с точки зрения внешнего мира», – напомнил Молохов.
При этом юрист отметил, что анонсы масштабных визитов иностранных бизнесменов скорее должны настораживать.
«Мне всегда заявления подобного рода кажутся подозрительными. Эти анонсы, мне кажется, только вредят делу. Лучше сначала сделать, а потом уже трубить на весь мир. У нас, к сожалению, очень часто получается наоборот: сначала делаются заявления – а на выходе пшик. Главный показатель серьезности намерений, наверное, желание сохранить его в тайне», – подчеркнул юрист.
Николай Сведски
Обсуждение (16)
Ответ на вопрос - заголовок статьи: в заднице.
В России!!!
to Бывший севастополец: Как-то уж "Шибко Бывшим" веет от такого пессимизма. Но тако ж и в самде - огорчаться пока есть от чего. Мы тут все ещё выглядим как "ворота" с односторонней разметкой. Да и роль больше тянет на свадебного генерала, "с полным аксель-бантом", но вот только при кобурах и в штатном камуфляже.
Пока начальство с того берега атлантики не разрешит- толку не будет. видимо, думцы медленно вставали и слабо хлопали приезжей команде))
Где место Севастополя в треугольнике Крым – Сирия – Турция?
Не нужен нам берег турецкий, и Сирия нам не нужна....
Место для Севастополя - в Военно-Морской Базе Севастополь.Это его (города) родная гавань...
Надо прекратить заниматься фантазерством и прожектерством....
Какое место, о чем вы? Чтобы стать привлекательными для инвесторов, неважно каких - российских, турецких, сирийских, нужно иметь некоторые преимущества - развитую инфраструктуру , в том числе транспортную (порт, аэропорт, мосты, дороги и т.д.) , благоприятные налоговые условия, разумную кадровую политику, словом, то, чего не могут предложить другие регионы. А что может предложить наше правительство? Где четкая программа экономического развития города, каковы перспективы? Доить федеральный бюджет и строить жилье для новых чиновников? Даже Генеральный план Севастополя принять не могут!
Таких друзей за ... патлы да в музей. Страна, которую Россия вытаскивает из оттуда, где она есть, тоже брезгует Крымом. У нас прекрасный глубоководный порт, есть отличная портовая инфраструктура, расстояние до Босфора самое близкое из всех Российских портов. Налицо все для коммерческого успеха. А потом кто-то будет хвастаться железнодорожными поставками сирийских товаров в Крым. Бред. Хлтя что от них хотеть, если "родная гавань" нас игнорироует(
Где место... Троечники. На берегу Чёрного моря. В остальном Севастополь военно-морская база ЧФ и промышленный город. Обязан остаться таким.
Ох уж эти доморощенные експерты!
Перевозки морем осуществляются не только между двумя портами! В этой цепочке может быть куча дополнительных портов с промежуточной погрузкой-выгрузкой! Такая линия вызывает интерес у многих стартапов, несмотря на сложность работы в этом случае, она заставляет думать головой, искать новые подходы!
Линию можно организовать Севастополь - один-два турецких порта - Тартус. От нас на Тартус то же самое зерно, зайти в Турцию, догрузится стройматериалами и на тартусн. Для уменьшения рисков турок, стройматериалы оформлять покупкой судовладельцем. В Сирии стройматериалы уже продаются от имени судовладельца.
По поводу возможных санкций на судно!
Все вдруг забыли об экстерриториальной неприкосновенности(если конечно о ней слышали).
Любое судно, несущее флаг страны является неприкосновенным, но только лишь в том случае, если оно принадлежит государству!
Чем может быть интересен регион, где все свои деньги народ тратит на скудное питание? Повысится благосостояние и только тогда мы будем интересны торговле.
Севастополь как точка входа в Россию в виде перевалочной базы это да, но однако железная дорога однопутная... Как покупатель или продавец продукции - сомнительно.
Суда должны быть российские на этой линии.
Севастополь находится на своём месте.
Бесспорно, что Севастопольский порт, который находится в уникальной незамерзающей и закрытой от ветров и шторма, расположенной в юго-западной части Крымского полуострова, имеет выгодное географическое расположение в радиусе находятся 12 государств, Причальные линий Севастопольского порта около 20 километров и способны принимать суда с осадкой до 7,8 метров. Вообще все располагает, к формированию Транспортной логистической схемы на базе Севастопольского порта и экономическими отношениями с другими портами находящиеся в Черном и Средиземном море. Между этими портами Транспортировка товара должно проходить в обе стороны. Только в закольцованной схеме, возможно достигнуть экономического эффекта. Использование Севастополя как продовольственную базу, создаст условия для снижения цены на продовольствие и создаст условия для туристического сектора. Только вот, загвоздка в портовых сборах они в разы выше чем на материке. К примеру, за тонну водоизмещения с небольшого танкера класса «река-море» в каботажном плавании приходится почти $6 за тонну портовых сборов, в любом порту России (за исключением заполярных) портовые сборы на такой танкер не превышали $1 с тонны.
Ну почему на на том же ForPost больше специалистов, чем там, где должно быть? Или в кабинетах только манагеры и технократы казнокрады(
А кто подскажет где в Севастополе причал по приему судов с контейнерами?