пн, 24/01/2022 - 13:34

Феномен Bauer: кто защитит пожилых севастопольцев от виртуозов жестких продаж?

Доказать нарушенные права трудно, но слабые места есть и у агрессивного маркетинга.

Истории о ловких дельцах, наживающихся на одурачивании доверчивых людей,  стары как мир. Они не раз становились сюжетом классической литературы. Наказание за подобные доказанные факты – санкции по статье №159 Уголовного кодекса Российской Федерации. Но бывают случаи, когда факт мошенничества доказать сложно, слишком тонкими уловками и неявными методами пользуются злоумышленники.

В ноябре прошлого года ForPost рассказывал историю жительницы Севастополя Светланы Шкроф, пожилая и плохо видящая мама которой поддалась на уговоры и елейные речи сотрудников небезызвестной компании Bauer и накупила за полтора месяца «чудо-товаров» на 150 тысяч рублей. 

В общей сложности 76-летняя женщина приобрела стакан с «живой» водой, соковыжималку за 60 тысяч, набор посуды за 52 тысячи и пару мелочей — шерстяной пояс и подушку по 2,5 тысячи. Согласитесь, что только не отдашь ради сохранения бесценного ресурса — здоровья.

Часть суммы женщина выплатила сразу, остальное нужно было оплатить в рассрочку. При этом ни чеков, ни приходно-кассовых ордеров на все эти товары у женщины не было и получить впоследствии ее дочери Светлане их так и не удалось.

Подробнее об этой истории читайте в материалах «Севастопольцы на старости лет отдают последнее за стакан воды от Bauer» и «Жительница Севастополя отвоевала у Bauer сто тысяч рублей за чудо-товары»

В поисках справедливости Светлана Шкроф написала заявления в полицию и прокуратуру с просьбой о возбуждении дел об уголовном и административном (во время презентации не соблюдался масочный режим) правонарушениях.

К счастью, в этот раз благодаря настойчивости Светланы и привлечению СМИ история закончилась благополучно – кабальный договор удалось расторгнуть, а деньги пенсионерке вернуть. Но так случается далеко не всегда, точнее никогда, если молчать и терпеть беспринципные методы жестких продаж, пеняя на собственную доверчивость.

Недостаточно данных

Позже ForPost узнал, что в возбуждении уголовного и административного дел Светлане в полиции отказали (копии ответов есть в распоряжении ForPost). Проверка правоохранителей не подтвердила факт нарушения масочного режима – на момент проверки правоохранителей все участники очередной презентации «чудо-товаров» находились в масках, а на входе в зал была установлена информационная табличка о соблюдении масочного режима.

Что касается уголовного дела, то для его возбуждения оказалось недостаточно данных, «указывающих на преступную деятельность» компании. В устной беседе следователь подтвердил Светлане Шкроф, что в подобных случаях мошенничество бывает очень сложно доказать. Привлечь к ответственности злоумышленников обычно помогают массовые жалобы таких же обманутых граждан, отметил сотрудник органов, но в этот раз их не было.

Именно поэтому Светлана Шкроф и призывает людей, попавшихся в маркетинговую ловушку фирмы Bauer, не молчать и писать заявления в полицию.

«Самое главное их <компании Bauer> оружие в том, что это все втихую делается. Они выбирают людей определённого возраста – от 55 и выше. Когда мы с ними встречались, они утверждали, что это платежеспособное население. Это смешно, конечно», – рассказала Светлана.

Обжаловать решение правоохранителей Светлана может в прокуратуре или в суде, но будет ли она это делать, еще не решила – есть подозрения, что итог будет примерно такой же. 

Тем не менее девушка с удовольствием готова помочь всем, кто оказался в подобной ситуации, – по собственному опыту рассказать, к кому обращаться и куда писать.

К слову, после того, как Светлана опубликовала свою историю в соцсети, ей написали несколько человек, оказавшихся в подобной ситуации,  люди не понимали, куда им обращаться и где искать помощи.

Бизнес — ничего личного

Как оказалось, даже подобные инциденты, не украшающие и так спорную репутацию компании, становятся публичными, настырных сотрудников Bauer это не останавливает. В беспринципности методов их работы корреспондент ForPost убедился на собственном примере (номер был передан сотруднику компании одним из посетителей презентации для эксперимента).

Уже с первых минут общения по телефону становится понятно, как идет «обработка» потенциального клиента. Представитель компании, представившаяся Ириной, которая якобы приехала в Севастополь буквально на пару недель, начинает беседу стремительно и бодро. Сразу обращается к клиенту как к доброму знакомому, который, как она утверждает, ранее уже был на презентации. Видимо, обычно пожилые люди не сразу вычисляют эту уловку, поскольку мое категоричное замечание, что ее информация неверна и я никогда не участвовала в презентации, на некоторое время поставило Ирину в тупик.

Однако намёк на то, что, тем не менее, разговор может быть продолжен, заметно воодушевил представителя фирмы, вернув ее голосу прежнюю уверенность и темп.

И вот тут на нерасторопного клиента обрушивается скороговоркой предложение неслыханной щедрости  – феерия праздника (дело было в преддверии Нового года) с банкетом «закрытого типа» для «исключительных гостей», фотосъемкой, всевозможными «благодарностями» (непонятно за что), экзотическими угощениями, «ни к чему не обязывающей» конкурсной программой, «грандиозным» розыгрышем денежных сертификатов, на которые можно купить «шикарный подарок», и приветствием самого генерального директора, «босса», компании. При этом все санитарные меры соблюдаются, вход и выход свободные по желанию, предусмотрительно добавила Ирина.

Гвоздем программы должен стать розыгрыш 50000 рублей на исполнение заветной мечты 30 участников. От гостей – только «улыбочка» и «хорошее настроение». Ну разве не заманчиво звучит?

Правда, после уточняющих вопросов все же выяснилось, что презентация продукции Bauer все же входит в планы организаторов новогоднего праздника, но приобретать товары необязательно – все исключительно по желанию и доброй воле гостей.

«Я сколько работаю в компании, не могу себе позволить ничего купить, поэтому не расстраиваюсь», – незаметно еще больше втерлась в доверие Ирина.

Да и праздничное поздравление босса компании Дмитрия Канищева, как оказалось, будет не личным, а всего лишь транслироваться в записи на экране.

На просьбу дать время подумать и оставить контакты для связи Ирина сообщила, что у них работает только односторонняя линия, ссылаясь на то, что в противном случае она просто не успевала бы обзванивать клиентов.

«Всегда так было, гости привыкли. Так удобно», – без тени смущения заявила представитель компании.

Похоже, вопрос комфортности клиентов, которых с разных номеров по десять раз в час атакуют представители Bauer, в компании вообще не рассматривается.

На вопрос, в курсе ли Ирина недавнего инцидента, когда ее севастопольским коллегам пришлось вернуть деньги пенсионерке за втюханные по завышенным ценам товары, Ирина ответила отрицательно – «первый раз слышу об этом». Но на этом разговор сразу закончился.

Пишите – не молчите

Сложность доказательства факта обмана со стороны подобных предприимчивых дельцов действительно существует, подтвердила юрист Наталья Кирюхина.

Ее рекомендация в таких ситуациях – не молчать и писать обращения в главное управление потребрынка и лицензирования.  При этом важно указать свои контактные данные и Ф.И.О. – к анонимным жалобам в госорганах редко относятся серьезно и не рассматривают их, предупредила юрист.

Также в обращении важно указать все возможные детали произошедшего – какие именно права нарушены и каким образом. Стоит также приложить копии чеков, выписок со счета банковской карты, фотографии и видео событий, если таковые есть – словом, все то, что поможет доказать факт нарушения прав потребителя.

Правда, будет ли результат от этого обращения и отреагируют ли на него вообще в организации – неясно, но попытаться стоит.

Поймать можно

Как выяснил ForPost, прекратить деятельность фирмы Bauer и ей подобных на сегодняшний день в рамках правил торговли и защиты прав потребителей, действительно, ни одна из уполномоченных структур не может. По сути предприниматели предлагают купить товар, а потенциальные покупатели соглашаются. Что касается продажи в формате презентаций, то и тут их никто не может ограничить, пояснил логику происходящего юрисконсульт службы по защите прав потребителей в Севастополе Артур Бадалов.

«Да, скорее всего цены у них завышены, если сравнивать, но на процентов 70 они соответствуют <действительности>. Да, они в какой-то степени вводят вас в заблуждение, но по факту они продают товар, но в конце концов люди добровольно приобретают продукцию», – сказал он.

При этом нельзя отрицать, что действуют представители данной компании всегда по одной схеме – они выбирают клиентов старшего возраста, как правило, более доверчивых и с менее быстрыми реакциями на приемы так называемого агрессивного маркетинга. Но закон не запрещает им этого делать, и каким-либо образом наказать недобросовестных продавцов за это нельзя.

«Здесь как вариант вообще не ходить на такие презентации, куда они заманивают «бесплатными плюшками» и подарочками, а детям внимательнее следить за тем, как проводят время их пожилые родители», — порекомендовал специалист.

Но есть и хорошая новость – подловить таких «специалистов» и вернуть себе хотя бы часть бездумно потраченных денег все же можно.

«Они как правило, расписывают свой товар так, как не всегда соответствует действительности. Приукрашивают, проще говоря. А вот это уже подпадает под действие статей 8-10 закона «О защите прав потребителей». Это считается необъективная, некорректно поданная информация», –  подчеркнул представитель Роспотребнадзора.

Так, в пункте 1 статьи 10 закона действительно говорится: «Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора».

В случае, если уже после приобретения товара покупатель обнаруживает в нем недостатки, которые не были оговорены продавцом, то он вправе потребовать замены товара, исправления недостатков или отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. Такое право покупателю гарантирует статья 18 Закона «О защите прав потребителей».

При этом в пункте 5 той же статьи подчеркивается: «отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований».

В свою очередь в статье 12 Закона «О защите прав потребителей», указано, что продавец, не предоставивший полной информации покупателю о товаре, несёт ответственность за недостатки проданного товара.

«Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1-4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации», – говорится в законе.

Однако тут есть важный нюанс, подчёркивает Артур Бадалов: все сказанное представителем компании на презентации должно быть зафиксировано на камеру, чтобы впоследствии можно было доказать факт предоставления неполной информации о товаре или услуге. К сожалению, не каждый пожилой человек в силах это сделать, поэтому лучше брать с собой в компаньоны кого-то помоложе или осваивать владение современными гаджетами.

«Но если продавец уже попался, то договор купли-продажи можно расторгнуть. Правда, при этом вычитается какой-то процент из уплаченной суммы, и покупатель получает возврат не полной стоимости товара», — уточнил юрисконсульт.

Но даже такое, пусть и частичное, восстановление нарушенных прав и справедливости лучше, чем продолжать беспринципным продавцам чувствовать свою безнаказанность.

Полина Ласькова

Фото Светланы Скроф, pixabay.com

Читайте также: