Севастополь

Феномен Bauer: кто защитит пожилых севастопольцев от виртуозов жестких продаж?

Доказать нарушенные права трудно, но слабые места есть и у агрессивного маркетинга.

Феномен Bauer: кто защитит пожилых севастопольцев от виртуозов жестких продаж?
Фото:
pixabay.com

Истории о ловких дельцах, наживающихся на одурачивании доверчивых людей,  стары как мир. Они не раз становились сюжетом классической литературы. Наказание за подобные доказанные факты – санкции по статье №159 Уголовного кодекса Российской Федерации. Но бывают случаи, когда факт мошенничества доказать сложно, слишком тонкими уловками и неявными методами пользуются злоумышленники.

В ноябре прошлого года ForPost рассказывал историю жительницы Севастополя Светланы Шкроф, пожилая и плохо видящая мама которой поддалась на уговоры и елейные речи сотрудников небезызвестной компании Bauer и накупила за полтора месяца «чудо-товаров» на 150 тысяч рублей. 

В общей сложности 76-летняя женщина приобрела стакан с «живой» водой, соковыжималку за 60 тысяч, набор посуды за 52 тысячи и пару мелочей — шерстяной пояс и подушку по 2,5 тысячи. Согласитесь, что только не отдашь ради сохранения бесценного ресурса — здоровья.

Часть суммы женщина выплатила сразу, остальное нужно было оплатить в рассрочку. При этом ни чеков, ни приходно-кассовых ордеров на все эти товары у женщины не было и получить впоследствии ее дочери Светлане их так и не удалось.

Подробнее об этой истории читайте в материалах «Севастопольцы на старости лет отдают последнее за стакан воды от Bauer» и «Жительница Севастополя отвоевала у Bauer сто тысяч рублей за чудо-товары»

В поисках справедливости Светлана Шкроф написала заявления в полицию и прокуратуру с просьбой о возбуждении дел об уголовном и административном (во время презентации не соблюдался масочный режим) правонарушениях.

К счастью, в этот раз благодаря настойчивости Светланы и привлечению СМИ история закончилась благополучно – кабальный договор удалось расторгнуть, а деньги пенсионерке вернуть. Но так случается далеко не всегда, точнее никогда, если молчать и терпеть беспринципные методы жестких продаж, пеняя на собственную доверчивость.

Недостаточно данных

Позже ForPost узнал, что в возбуждении уголовного и административного дел Светлане в полиции отказали (копии ответов есть в распоряжении ForPost). Проверка правоохранителей не подтвердила факт нарушения масочного режима – на момент проверки правоохранителей все участники очередной презентации «чудо-товаров» находились в масках, а на входе в зал была установлена информационная табличка о соблюдении масочного режима.

Что касается уголовного дела, то для его возбуждения оказалось недостаточно данных, «указывающих на преступную деятельность» компании. В устной беседе следователь подтвердил Светлане Шкроф, что в подобных случаях мошенничество бывает очень сложно доказать. Привлечь к ответственности злоумышленников обычно помогают массовые жалобы таких же обманутых граждан, отметил сотрудник органов, но в этот раз их не было.

Именно поэтому Светлана Шкроф и призывает людей, попавшихся в маркетинговую ловушку фирмы Bauer, не молчать и писать заявления в полицию.

«Самое главное их <компании Bauer> оружие в том, что это все втихую делается. Они выбирают людей определённого возраста – от 55 и выше. Когда мы с ними встречались, они утверждали, что это платежеспособное население. Это смешно, конечно», – рассказала Светлана.

Обжаловать решение правоохранителей Светлана может в прокуратуре или в суде, но будет ли она это делать, еще не решила – есть подозрения, что итог будет примерно такой же. 

Тем не менее девушка с удовольствием готова помочь всем, кто оказался в подобной ситуации, – по собственному опыту рассказать, к кому обращаться и куда писать.

К слову, после того, как Светлана опубликовала свою историю в соцсети, ей написали несколько человек, оказавшихся в подобной ситуации,  люди не понимали, куда им обращаться и где искать помощи.

Бизнес — ничего личного

Как оказалось, даже подобные инциденты, не украшающие и так спорную репутацию компании, становятся публичными, настырных сотрудников Bauer это не останавливает. В беспринципности методов их работы корреспондент ForPost убедился на собственном примере (номер был передан сотруднику компании одним из посетителей презентации для эксперимента).

Уже с первых минут общения по телефону становится понятно, как идет «обработка» потенциального клиента. Представитель компании, представившаяся Ириной, которая якобы приехала в Севастополь буквально на пару недель, начинает беседу стремительно и бодро. Сразу обращается к клиенту как к доброму знакомому, который, как она утверждает, ранее уже был на презентации. Видимо, обычно пожилые люди не сразу вычисляют эту уловку, поскольку мое категоричное замечание, что ее информация неверна и я никогда не участвовала в презентации, на некоторое время поставило Ирину в тупик.

Однако намёк на то, что, тем не менее, разговор может быть продолжен, заметно воодушевил представителя фирмы, вернув ее голосу прежнюю уверенность и темп.

И вот тут на нерасторопного клиента обрушивается скороговоркой предложение неслыханной щедрости  – феерия праздника (дело было в преддверии Нового года) с банкетом «закрытого типа» для «исключительных гостей», фотосъемкой, всевозможными «благодарностями» (непонятно за что), экзотическими угощениями, «ни к чему не обязывающей» конкурсной программой, «грандиозным» розыгрышем денежных сертификатов, на которые можно купить «шикарный подарок», и приветствием самого генерального директора, «босса», компании. При этом все санитарные меры соблюдаются, вход и выход свободные по желанию, предусмотрительно добавила Ирина.

Гвоздем программы должен стать розыгрыш 50000 рублей на исполнение заветной мечты 30 участников. От гостей – только «улыбочка» и «хорошее настроение». Ну разве не заманчиво звучит?

Правда, после уточняющих вопросов все же выяснилось, что презентация продукции Bauer все же входит в планы организаторов новогоднего праздника, но приобретать товары необязательно – все исключительно по желанию и доброй воле гостей.

«Я сколько работаю в компании, не могу себе позволить ничего купить, поэтому не расстраиваюсь», – незаметно еще больше втерлась в доверие Ирина.

Да и праздничное поздравление босса компании Дмитрия Канищева, как оказалось, будет не личным, а всего лишь транслироваться в записи на экране.

На просьбу дать время подумать и оставить контакты для связи Ирина сообщила, что у них работает только односторонняя линия, ссылаясь на то, что в противном случае она просто не успевала бы обзванивать клиентов.

«Всегда так было, гости привыкли. Так удобно», – без тени смущения заявила представитель компании.

Похоже, вопрос комфортности клиентов, которых с разных номеров по десять раз в час атакуют представители Bauer, в компании вообще не рассматривается.

На вопрос, в курсе ли Ирина недавнего инцидента, когда ее севастопольским коллегам пришлось вернуть деньги пенсионерке за втюханные по завышенным ценам товары, Ирина ответила отрицательно – «первый раз слышу об этом». Но на этом разговор сразу закончился.

Пишите – не молчите

Сложность доказательства факта обмана со стороны подобных предприимчивых дельцов действительно существует, подтвердила юрист Наталья Кирюхина.

Ее рекомендация в таких ситуациях – не молчать и писать обращения в главное управление потребрынка и лицензирования.  При этом важно указать свои контактные данные и Ф.И.О. – к анонимным жалобам в госорганах редко относятся серьезно и не рассматривают их, предупредила юрист.

Также в обращении важно указать все возможные детали произошедшего – какие именно права нарушены и каким образом. Стоит также приложить копии чеков, выписок со счета банковской карты, фотографии и видео событий, если таковые есть – словом, все то, что поможет доказать факт нарушения прав потребителя.

Правда, будет ли результат от этого обращения и отреагируют ли на него вообще в организации – неясно, но попытаться стоит.

Поймать можно

Как выяснил ForPost, прекратить деятельность фирмы Bauer и ей подобных на сегодняшний день в рамках правил торговли и защиты прав потребителей, действительно, ни одна из уполномоченных структур не может. По сути предприниматели предлагают купить товар, а потенциальные покупатели соглашаются. Что касается продажи в формате презентаций, то и тут их никто не может ограничить, пояснил логику происходящего юрисконсульт службы по защите прав потребителей в Севастополе Артур Бадалов.

«Да, скорее всего цены у них завышены, если сравнивать, но на процентов 70 они соответствуют <действительности>. Да, они в какой-то степени вводят вас в заблуждение, но по факту они продают товар, но в конце концов люди добровольно приобретают продукцию», – сказал он.

При этом нельзя отрицать, что действуют представители данной компании всегда по одной схеме – они выбирают клиентов старшего возраста, как правило, более доверчивых и с менее быстрыми реакциями на приемы так называемого агрессивного маркетинга. Но закон не запрещает им этого делать, и каким-либо образом наказать недобросовестных продавцов за это нельзя.

«Здесь как вариант вообще не ходить на такие презентации, куда они заманивают «бесплатными плюшками» и подарочками, а детям внимательнее следить за тем, как проводят время их пожилые родители», — порекомендовал специалист.

Но есть и хорошая новость – подловить таких «специалистов» и вернуть себе хотя бы часть бездумно потраченных денег все же можно.

«Они как правило, расписывают свой товар так, как не всегда соответствует действительности. Приукрашивают, проще говоря. А вот это уже подпадает под действие статей 8-10 закона «О защите прав потребителей». Это считается необъективная, некорректно поданная информация», –  подчеркнул представитель Роспотребнадзора.

Так, в пункте 1 статьи 10 закона действительно говорится: «Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора».

В случае, если уже после приобретения товара покупатель обнаруживает в нем недостатки, которые не были оговорены продавцом, то он вправе потребовать замены товара, исправления недостатков или отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. Такое право покупателю гарантирует статья 18 Закона «О защите прав потребителей».

При этом в пункте 5 той же статьи подчеркивается: «отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований».

В свою очередь в статье 12 Закона «О защите прав потребителей», указано, что продавец, не предоставивший полной информации покупателю о товаре, несёт ответственность за недостатки проданного товара.

«Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1-4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации», – говорится в законе.

Однако тут есть важный нюанс, подчёркивает Артур Бадалов: все сказанное представителем компании на презентации должно быть зафиксировано на камеру, чтобы впоследствии можно было доказать факт предоставления неполной информации о товаре или услуге. К сожалению, не каждый пожилой человек в силах это сделать, поэтому лучше брать с собой в компаньоны кого-то помоложе или осваивать владение современными гаджетами.

«Но если продавец уже попался, то договор купли-продажи можно расторгнуть. Правда, при этом вычитается какой-то процент из уплаченной суммы, и покупатель получает возврат не полной стоимости товара», — уточнил юрисконсульт.

Но даже такое, пусть и частичное, восстановление нарушенных прав и справедливости лучше, чем продолжать беспринципным продавцам чувствовать свою безнаказанность.

Полина Ласькова

Фото Светланы Скроф, pixabay.com

3068
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Обсуждение (11)

Profile picture for user ulogin_yandex_1452224833
1585

Сюжет почти как в "Фаусте" Гёте на современный лад. Только мошенники измельчали.

Profile picture for user zitramon
4247

Да просто кто должен жестко реагировать на мошенников - не реагирует. Как реагировать, если практически всё вокруг построено на принципе "надури ближнего"

Profile picture for user love19596
3064

Дожились,на спекулянтов никакой закон не действует 

Profile picture for user ElenaDanilova991
279

Моя мама (81 год) тоже попалась на их уловки: набор посуды их 2-х предметов, стоимость 52 тыс. руб. Хорошо, что она мне вовремя сказала. После долгой переписки и тел. звонков, угрозы обратиться в суд удалось все вернуть.

Profile picture for user Vladdimir
634

 

Дожились,на спекулянтов никакой закон не действует 

 Они сейчас не спекулянты, а опытные маркетологи с опытом продаж. На таких "специалистов" сейчас спрос большой.

Profile picture for user ulogin_mailru_919787742112119086
3695

пожалуй пол страны завязано на торговлю китайским овном, хочется напомнить похабную поговорку

не ......ь, не проживешь.

Такой он чудесный, новый мир чистогана.

А как красиво все начиналось - канадская компания, хербалайф, знаменитая швейцарская посуда,какой то дорогущий пластик и тд. 

А сделать ничего нельзя, закон позволяет (или не запрещает)

Profile picture for user Jemby
2912

to Bip:  

Похоже, что у них неплохая крыша.

 Эту кампанию помню еще с украинских времен. Ничего не меняется. Мир чистогана в действии.

Profile picture for user Crimean nazi
83

Да какое это мошенничество? впарили Вам товар по завышенной цене, Вы купили -Ваше решение, Вы лошара. Всё. В прошлом году был на презентации другой фирмы. Там продавали чудо накидки на кресла -  массажёры. Цена полляма! со скидкой, подарок - где-то 130-170тыс.отдавали, не помню. ВСЕ присутствующие купили! повелись, что такие условия только сейчас и т.п. Кроме меня - потому что я  знал, что целое  массажное кресло стоило всего тыс. 50 тогда, да и сейчас порядка 70.

А по поводу Бауэра - пару лет назад вдвоем слетали в Турцию бесплатно от них по выигрышу на презентации. - Купил собачий пояс, и всё. Получается, за счёт других покупателей) 

Profile picture for user Пилигрим
210

Бездействие властей в отношении этих и тому подобных жуликов равносильно соучастию в ограблении стариков.

Profile picture for user Трахейский_деспот
418

раньше была контора "Нову Медикал", они существуют? Случаем преемственности нет, кадровой или другой?

Главное за день

Власти Крыма собрались навести порядок в миграционной сфере

Для трудовых мигрантов разработали более строгие условия пребывания.
18:16
12
1341

Не имеем права забыть: как 80 лет назад Крым освобождали от нацистов

Почему Крымская операция смогла состояться и как повлияла на исход Второй Мировой войны.
14:20
0
510