чт, 07/06/2018 - 19:20

«Это человеческая сущность — воровать, когда возможно»

Победить коррупцию в отдельно взятом Крыму очень сложно, но минимизировать её проявления можно.

Заявление главы Республики Крым Сергея Аксёнова о том, что в регионе ведётся планомерная и целенаправленная борьба с «коррупционной скверной» во власти, повеселило крымских общественников. По их мнению, нынешняя ситуация в руководящих кругах РК больше похожа на местные разборки, чем на системное очищение власти от «коррупционной скверны».

Как писал ForPost, Аксёнов пообещал жесточайшим образом пресекать любые проявления коррупции в республике и отметил, что «людям с липкими руками и сомнительной репутацией» нечего делать во власти.

«Борьба с коррупцией — это наше общее дело. Без этого не будет общества доверия, не будет эффективной экономики», — констатировал он.

Слова главы республики небезосновательны — регион находится в четырёхлетней волне громких разоблачений ВИП-чиновников Крыма, обвиняемых в совершении самых разных преступлений: от взяточничества до злоупотребления служебным положением.

Так, в конце мая прогремел арест экс-главы администрации Ялты Андрея Ростенко — друга главы Крыма и участника, по данным агентства «Лента.ру», симферопольской ОПГ «Греки». Ему вменяют превышение должностных полномочий при распоряжении 26 сотками земли санатория «Алупка» Министерства внутренних дел РФ, которыми учреждение не смогло воспользоваться. Аксёнов пригрозил силовикам, которые не подчиняются, уголовными делами за то, что они поймали Ростенко.

Известно и о том, что семья главы МВД по Республике Крым Сергея Абисова, которого Владимир Путин отправил в отставку 4 июня, купила в Алуште недвижимость, которая была мошеннически выведена из муниципальной собственности.

Ну а руководство государственных унитарных предприятий Республики Крым и муниципалитетов РК просто пачками попадается в руки правоохранителей.

И вопросов к процессу искоренения коррупции в чиновничьих кругах остаётся немало.

 

Ещё никто не победил

 

Отдельные случаи выявления фактов коррупции в Крыму ещё не говорят о планомерной борьбе с ней, а скорее напоминают междоусобные разборки, считает руководитель общественного движения «Антикоррупционное бюро Республики Крым» Андрей Мезин.

«Очищение власти — это всегда хорошо, но я не вижу пока что, чтобы у нас занимались ловлей коррупционеров. Это единичные случаи, местные разборки, междоусобная война между федеральными органами власти и региональными. Под эту раздачу попал Ростенко, попадёт ещё несколько служащих, но сама по себе коррупция таким образом не искореняется», — сказал он.

Полностью изжить коррупцию ещё никто в мире не сумел, но минимизировать её проявления можно, подчеркнул общественник.

«Нужно убирать первоисточник коррупции — законодательные акты с коррупциогенными факторами, кумовство во власти, отсутствие контроля со стороны верховной власти правительства Крыма и Кремля. О какой плодотворной работе по искоренению коррупции мы можем говорить, если в руководстве региона находятся люди, которые напрямую связаны с этим?!

Победить коррупцию невозможно, у нас законодательство всё заточено под разные лазейки. Как можно убрать коррупцию, если она законодательно урегулирована? Это человеческая сущность — воровать, когда возможно. Но когда меньше возможностей есть для этого, тогда и воруют меньше», — констатировал Мезин.

Нужен действенный контроль государства, добавил глава «Антикоррупционного бюро Республики Крым».

«Если отсутствует действенный контроль — расслабляются все, от низов до верхов. У нас такого контроля нет. Я не раз акцентировал внимание и Аксёнова, и постпреда в Южном федеральном округе Устинова на том, что необходимо создавать независимое управление госконтроля, которое бы подчинялось не Аксёнову, а напрямую ЮФО. При наделении определёнными полномочиями такое управление сможет расчистить эти авгиевы конюшни», — уверен Андрей Мезин.

 

Всё дело в кадрах

 

Ловить и наказывать коррупционеров, конечно, нужно, но лучше не допускать их изначально к власти, полагает крымский общественный деятель Александр Юрьев.

«То, что ловят коррупционеров, это замечательно. Вопрос в другом: зачем таких назначать? Тот же комитет по противодействию коррупции в правительстве Крыма при назначении руководителей и других должностных лиц согласовывает их кандидатуры. То есть сначала этих людей принимают на работу, а потом их ловят на коррупции. И то — не комитет ловит, а федеральные правоохранители.

Таких примеров много — и по „Крымэнерго”, и по „Крымхлебу”, и по другим ГУПам, и по МУПам много писалось о фактах коррупции, и всё подтверждается. Должна быть мощная профилактика, а у нас она никакая», — сказал Юрьев.

Он предлагает решить проблему кадров по-простому — например, с помощью проверки на полиграфе.

«Изначально нужно тщательно подходить к кадрам. Не надо никаких суперсекретных кадров — открываем в первую очередь интернет: сейчас всё обо всех пишут. Потом отправляем запрос и узнаём, правда это или нет. Такими профилактическими мерами можно изначально не допустить коррупционных преступлений.

Моё предложение было, когда я ещё в комитете по противодействию коррупции при правительстве Крыма работал, — проверять людей на полиграфе. Многие говорят, что это незаконно, но ни для кого не секрет, что в силовых структурах эта процедура добровольная. Почему бы не сделать это же в отношении чиновников, хотя бы на уровне высшего руководящего состава, министров и замов», — уточнил Александр Юрьев.

Коррупция сама по себе сойдёт на нет, если отойти от кумовства, семейственности и клановых традиций в руководстве региона, поскольку дурной пример заразителен, добавил он.

«Не секрет, что родственники Сергея Аксёнова занимают должности в руководстве региона. А чиновники ниже рангом смотрят на него и думают: „Если Аксёнову можно, почему нам нельзя?”. Что можно требовать от подчинённых, когда сам так поступаешь? Это самый главный вопрос, на который никто не может ответить», — отметил Юрьев.

 

Контроль и неотвратимость наказания

 

Побороть взяточничество в Крыму можно, и работа в этом направлении активно ведётся, уверен министр строительства и архитектуры Республики Крым Сергей Кононов.

«Борьба ведётся и будет продолжаться. Это хорошо и правильно, потому что люди будут честно выполнять свои обязанности, а не принимать решения конъюнктурно. Вы же понимаете, что коррупция — это в том числе и непринятие нормативных решений, а за какое-то вознаграждение возможно принять другие.

Я глубоко убеждён, что если мы будем действовать в соответствии с нормами и правилами, которые по большому счёту писаны кровью, то не будет и таких трагических ситуаций, как недавний пожар в Кемерове. Много примеров можно привести, в основе которых зачастую лежат коррупционные деяния», — сказал Кононов.

При этом, добавил он, в публичную плоскость выходят далеко не все нюансы борьбы «специально обученных людей» со злоупотреблениями чиновников.

«Я как руководитель отрасли и чиновник некоторые ситуации вижу более глубоко, но о них пока говорить не хочу. Проводятся некоторые проверки компетентными службами, в том числе в сфере строительства, о некоторых из них вы узнаете уже по результатам работы. Где-то идут злоупотребления по завышению стоимости строительных объектов, где-то некорректно подписываются формы, где-то принимаются некорректные документы. К сожалению, это есть, но хочу отметить, что постоянный контроль и наше взаимодействие с компетентными службами в этом направлении ведутся.

Контроль, неотвратимость и неизбежность серьёзного наказания, чтобы неповадно было, — те инструменты, которые должны быть и помогут победить коррупцию», — убеждён Кононов.

Полина Ласькова

Теги:
Читайте также: