В мире
Двуличный «друг России»: куда ведет Сербию президент Александр Вучич?
«Не буду сейчас делать политических выводов, но мы поняли, что не существует международной или европейской солидарности, все это были сказки на бумаге», – с раздражением заявил 15 марта президент Сербии Александр Вучич.
И пояснил, о чем идет речь:
«Мы не можем импортировать товары, медтехнику и лекарства из ЕС по распоряжению европейских властей. Когда им нужны были сербские деньги, они требовали менять условия тендеров, чтобы европейские фирмы получали контракты. Когда пришла беда и стало тяжело, тогда и сербские деньги не помогают».
Означает ли это, что Вучич развернет Сербию в сторону России? Попробую дать ответ в этой статье, но сначала отвечу на неизбежно сразу возникающие у читателей вопросы.
«Что значит – развернет Сербию в сторону России? Но разве Сербия и Россия и так не друзья и страны-союзники? Разве есть в мире другой народ, который так же любит русских, как сербы? Разве сербы забыли бомбежки авиацией НАТО в 1999 году? Разве Россия и Сербия не проводят в наши дни совместные военные маневры?» и т.д. и т.п.
Действительно, наши народы – друзья, «сербы и русские – братья навек», как гласит известная сербская поговорка. И военные маневры проводятся. И бомбежки помнят.
Но…
Но надо понимать, что политика – вещь безжалостная. И что Вучич – такой же «друг» России, как Виктор Янукович образца 2013 года или нынешний Александр Лукашенко. Все они клялись России в любви, вспоминали о вековой дружбе и славянском братстве, посылали нам воздушные поцелуи, но все это – ради выгодных цен на нефть и газ, а также ради поддержки на выборах со стороны многочисленных пророссийских избирателей. При этом эти правители семимильными шагами шли на Запад, к Брюсселю и Вашингтону.
На днях у меня был очень интересный разговор с вдумчивым сербским политологом Стеваном Гайичем, который является доктором политических наук в белградском Институте европейских исследований и приглашенным профессором в московском МГИМО. Признанием как его высокой компетентности, так и отсутствия у него антироссийской позиции является хотя бы появление Гайича 18 марта как эксперта-балкановеда в федеральном выпуске программы «Вести» на телеканале «Россия24».
В беседе с Гайичем я задал и вопрос по поводу позиции Вучича в отношении России Запада, и вот что он ответил:
«Вучич ведет тонкую игру с Россией, буквально до унижения внешне демонстрируя ей свою лояльность. Но надо понимать, что Россия ему нужна лишь для привлечения избирателей и для того, чтобы Москва согласилась с отменой резолюции Совета безопасности ООН №1244 от 10 июня 1999 года по урегулированию в Косово, которая гарантирует суверенитет Сербии над всей территорией автономного края… Вучич уже пытался при посредничестве Еврокомиссии («правительства» Евросоюза. – Авт.) и Федерики Могерини («министра иностранных дел» Евросоюза в 2014 – 2019 годах. – Авт.) заключить «сделку» с властями Косово, итогом которой стало бы признание независимости автономного края. Затем независимое Косово смогло бы объединиться с Албанией, которая уже является членом НАТО… В сторону НАТО смотрит и Вучич, который через свое большинство в парламенте провел в ноябре 2019 года заключение Индивидуального плана партнерства (Individual Partnership Action Plan, IPAP) Сербии с Североатлантическим альянсом на 2019 – 2021 годы».
Да, именно вот так.
24 – 29 октября 2019 года в Сербии прошли совместные учения «Славянский щит-2019», в которых впервые приняли участие российские комплексы противовоздушной обороны С-400 и «Панцирь-С». А уже 7 ноября МИД Сербии сообщил о подписании Индивидуального плана партнерства с НАТО на ближайшие годы, что является, по словам сербского внешнеполитического ведомства, «еще одним подтверждением растущего тренда партнерского сотрудничества Сербии и НАТО».
Партнерства с тем самым НАТО, которое бомбило Сербию в 1999 году. Более того, как отметил Гайич, «одним из советников Вучича является бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр», тот самый, направивший два десятилетия назад британские бомбардировщики на Белград.
Или такой названный сербским политологом пример:
«Вучич в 2016 году участвовал в заседании Clinton Foundation и там публично извинялся перед Биллом Клинтоном за свою прежнюю националистическую позицию, поддерживал Хиллари Клинтон на президентских выборах в США (в прессе появлялись сведения, что он жертвовал деньги в и ее избирательный фонд, официальных подтверждений чего не было – как и опровержений)».
Да, такой вот парадокс. «Некоторую путаницу вносит то, что Вучич 10 – 20 лет назад был радикальным сербским националистом… Но сейчас это уже не так», – говорит Гайич.
Все это, кстати, очень напоминает Лукашенко, 10 – 20 лет назад главного борца с НАТО (со спецназом стран которого сейчас Белоруссия проводит совместные маневры прямо у границы с Россией) и за углубление интеграции с Россией (что, по словам Лукашенко нынешнего, означает ликвидацию независимости Белоруссии, на что он не пойдет).
А уж какими яростными борцами с Западом была Партия регионов… Пока Янукович не стал президентом и не начал и углублять ту же самую евроинтеграцию, и проводить совместные маневры с НАТО (против которых вчера протестовал). И тут же, кстати, продолжать клянчить деньги и газ у России, называя себя ее лучшим другом.
Кстати, как и Лукашенко, Вучич до сих пор отказывается признать Крым российским. При том, что лидеры оппозиционных Вучичу Демократической партии Сербии и Сербского патриотического движения «Двери сербские» в 2015 году посетили Крым и назвали его «исторической территорией России».
Официально Белград кивает на Косово, мол, в случае признания присоединения Крыма к России возникнет нежелательный прецедент. Но Вучич-то как раз и так ведет дело к сделке по признанию независимости Косово.
«Интересы крупных мировых игроков, между которыми Вучич лавирует, неизбежно вступают в конфликт, а наибольшую сервильность он проявляет к блоку НАТО», – объясняет Гайич.
Кстати говоря, как отмечает Гайич, «именно из-за протестов оппозиции (включая те же «Двери сербские» и Демократическую партию Сербии. – Авт.) Вучич пока так и не смог сдать Косово». При том, что протесты оппозиции в Белграде весной 2019 года некоторые российские СМИ подавали как организацию Майдана, который пророссийский президент подавил к ликованию населения. «Это, безусловно, необъективная позиция, далекая от реальности, – говорит Гайич. – Хотя понятно, что любые протесты в любой европейской стране рассматриваются в официозной российской прессе как новый киевский Майдан».
Но вернемся к интересному разговору с Гайичем.
Он обратил внимание на другую – и часто игнорируемую – составляющую того же заявления сербского президента 15 марта:
«Вучич выразил огромную признательность Китаю, назвав Си Цзиньпина «братом», что является определенным вызовом как России, так и Евросоюзу, так как сербский президент обижен на Ангелу Меркель, которая четыре месяца отказывается с ним общаться даже по телефону, не говоря уже о личной встрече (согласие Меркель дала только после этого публичного демарша сербского президента). И пообещал, что «вернет долг» Китаю, который продал Сербии 5 млн. медицинских масок, то есть увеличит китайское геополитическое влияние на Балканах».
То есть, к России-то Вучич вряд ли развернется, а вот к Китаю уже разворачивается на глазах, по сути, открыто сейчас предлагая ему перекупить Белград у Евросоюза и НАТО. Тем более, Пекин – покупатель богатый, за ценой не постоит.
Итогом, вполне вероятно, будет скупка местных активов – которые еще не успели продать европейцам или арабам – китайцами.
Стоит отметить, что китайцы уже активно присутствую в сербской экономике.
В 2016 году Хубэйская металлургическая корпорация (Hebei Iron and Steel Group Co.) выкупила за 46 млн. евро у американской компании US Steel сталелитейную фабрику Železara Smederevo, крупнейшее металлургическое предприятие Сербии, который затем посетил лично председатель КНР Си Цзиньпин. В 2018 году китайская Zijin Mining Group выиграла – победив в финале российскую «Южуралзолото» – конкурс на право стать стратегическим инвестором комплекса комбинатов в городе Бор на востоке Сербии, где разрабатывается богатейшее месторождение меди. В том же году упомянутая выше Hebei Iron and Steel Group Co. заявила о постройке в свободной экономической зоне Смедерево целого индустриального парка на площади в 500 га.
Китайцы уже строят в Сербии автомобильные и железные дороги, мосты. В 2019 году в сербском городе Зренянин открылся первый в Европе завод крупного китайского производителя шин Linglong Tire и т.д., причем пресс-служба китайской компании назвала Сербию «первым стратегическим партнером Китая в Центральной и Восточной Европе».
А параллельно в Сербии пойдет строительство перевалочных баз для китайских товаров (одна такая, под названием «Великий камень», с 2014 года возводится под Минском – по масштабам это как новый город, только жить там и работать будут китайцы, и повезут оттуда их товары по всей Восточной Европе).
Владислав Мальцев
Обсуждение (2)
еще неизвестно что страшнее - коронавирус или китайвирус
Вообще многие уже обратили внимание, что эпидемия особенно сильно поразила не то что конкретные страны, а конкретные регионы, которые давно облюбовали китайцы для шоппинга и проживания. Северная Италия с ее миланскими аутлетами и музеями-галереями Флоренции-Пизы-Вероны-Болоньи-Венеции - самый яркий пример.