пт, 24/02/2023 - 09:25

Грозит ли россиянам «унитазная» инфляция

В годовщину СВО Евросоюз ударил по статусным клозетам россиян.

Евросоюз в годовщину специальной военной операции решил нанести мощный удар по экономике России: с 24 февраля в нашу страну нельзя поставлять биде, унитазы, смывные бачки и другую «внутреннюю» сантехнику.

О том, насколько сокрушительным оказался удар и ставить ли крест на «евроремонте», — в материале ForPost.

Символические санкции?

Согласно результатам исследования компании Symbol Marketing, до 2022 года российский рынок сантехники прирастал на 20–30%, а его ежегодный объём оценивался в 9,5–11 млн изделий в год — около 2 млрд евро (158,7 млрд рублей по нынешнему курсу).

Преобладала импортная сантехника — её доля достигала 80%. Отечественные производители выпускали санфаянс и смесители эконом-класса, тогда как за европейскими производителями оставался верхний и значительная часть среднего ценовых сегментов.

Например, два года назад среди производителей подвесных унитазов премиум-сегмента лидировали немецкие компании Villeroy&Boch (25,6%), Duravit (12%), швейцарский бренд Laufen (11,8%) и японский TOTO (10,6%). Суммарно доля этих компаний на российском рынке сантехники составляла 60%.

По премиум-сегменту и решил ударить Евросоюз. Он продлил запрет на поставку в РФ всей «внутренней» сантехники из своих стран.

«Унитазы впервые запретили поставлять в прошлом году. Сейчас они включены в обновлённый список (санкций), который должен вступить в силу к 24 февраля», — сообщает издание euobserver.

Главный редактор федерального специализированного журнала «Сантехника, Отопление, Кондиционирование» Александр Гудко сомневается, что санкции причинят серьёзный вред отечественному рынку сантехники.

«Это больше политическое, а не экономическое решение. Унитазы — неотъемлемая часть быта. Люди ставили европейскую сантехнику, чтобы прочувствовать на себе комфорт, посидеть на статусном унитазе. Сейчас Европа пытается усложнить доступ к бытовому комфорту либо вовсе перекрыть к нему путь. Поэтому эти санкции стоит воспринимать как троллинг, некую шутку: теперь у вас унитазов не будет. На самом деле это не так», — сказал ForPost Гудко.

По его информации, за последний год российские производители активизировались на рынке. Их продукция может занять освободившиеся ниши.

Председатель Ассоциации производителей и поставщиков сантехники Игорь Георги разделяет его мнение: в сегменте люксовой сантехники отечественные производители давно застолбили себе место. Плюс есть индийские бренды, которые не отказываются от сотрудничества.

Читайте также: В России нашли третью беду — разруха всё-таки в клозетах

«Серый» импорт

Справиться с «унитазными» санкциями поможет и параллельный импорт, уверен главред журнала «Сантехника, Отопление, Кондиционирование» Александр Гудко:

«Если в эксплуатацию вводится элитная недвижимость, то её нужно снабжать «люксовой» сантехникой. Люди готовы платить за комфорт. Не думаю, что унитаз, ввезённый по параллельному импорту, окажет серьёзное влияние на стоимость одного квадратного метра».

Параллельный импорт санфаянса стоит оставить для строящихся гостиниц уровня четырёх-пяти звёзд, считает наш собеседник.

Он отметил, что российские производители пустили глубокие корни не во всех нишах. Например, европейские и японские компании, выпускающие электронные крышки для биде, в 2021 году занимали 71% нашего рынка.

Без их продукции, отмечают эксперты, пока не обойтись.

Что касается евроремонта в обычных домах, отмечает Гудко, то для него параллельный импорт, возможно, и не нужен — можно довериться российским изделиям: «Хуже точно не будет».

Читайте также: Как борщ стал грозным оружием украинцев

«Унитазная» инфляция

Наш собеседник между тем не исключает, что на фоне «унитазных» санкций отечественные биде и унитазы могут вырасти в цене. Подорожает и ремонт.

По результатам последних исследований, москвичи на ремонт квартиры в среднем тратят 2 млн рублей, в регионах немного дешевле. Но от этого не легче — грядёт «унитазная» инфляция.

По данным компании Pridex, занимающейся проектированием и инженерным оснащением коммерческой недвижимости, в прошлом году смесители, раковины, унитазы и инсталляции эконом-класса подорожали в среднем на 20–70% в сравнении с 2021 годом.

Об инфляции в интервью РБК сообщил директор по отделке и благоустройству MR Group Михаил Филон.

«Если сравнивать апрель 2022 года с апрелем 2021-го, то в классе премиум керамика выросла в цене до 30%, смесители до 30%, ванны до 30%, инсталляции для сантехники до 50%. Средний ценовой класс также показал значительную ценовую динамику: керамика до 30%, мебель до 30%, смесители до 20–25%, ванны до 40%. Больше всех выросли в цене инсталляции для сантехники, до 60%».

Согласен с этим прогнозом и собеседник ForPost.

«Когда возникает дефицит определённой группы товаров, продукция дорожает. Таков закон рынка. Это не очень хороший закон, но, тем не менее, он есть, и такая вероятность (удорожание сантехники) вполне возможна», — сказал Александр Гудко.

Читайте также: Дурнопахнущее советское наследие: почему лесничие объявили войну туалетам

Роберт Вочовский

Теги:
Читайте также: