В начале 2008 года на восточном берегу Карантинной бухты при ведении строительных работ был обнаружен раннехристианский склеп. Случайная находка послужила поводом не только для рождения домыслов о том, что прямо на землях Херсонеса Таврического городские власти строят дома и гостиницы, но и, как ковшом бульдозера, подняла на поверхность проблемы взаимоотношений города и Национального заповедника.
Найти точки соприкосновения решили на прошедшей неделе участники "круглого стола" "Заповедник — город — государство: аспекты взаимодействия". О том, какие вопросы обсуждали участники мероприятия, "Славе Севастополя+" рассказал один из инициаторов проведения "круглого стола", председатель постоянной комиссии горсовета по вопросам градостроительной политики, регулирования земельных и водных отношений депутат Дмитрий Белик.
Дмитрий Анатольевич, что, на ваш взгляд, служит первопричиной противоречий между городом и заповедником?
Начнем с так называемых мифов. Например, о том, что у Херсонеса нет землеотвода. Дескать, никто ему, бедному, не идет навстречу и не дает документов на фактически занимаемый земельный участок. На самом деле это не так. Государственный акт постоянного землепользования на
Херсонеса и о строительстве на его территории яхт — клуба. Как это могло произойти, если земельный участок предоставлен только для обслуживания архитектурных памятников?
Херсонес допустил акты вандализма на своих 46 гектарах. Говорят, не хватает возможности охранять эту территорию. И в то же время просят, как минимум, еще
И, конечно же, одна из главных проблем в отношениях города и заповедника — это сбор платы за проход с прихожан Владимирского собора. Хотя в госакте постоянного пользования земельным участком предусмотрен сервитут для беспрепятственного прохода верующих на службу.
Иногда приходится слышать о том, что городской совет отказывает Национальному заповеднику в передаче в собственность земельных участков, на которых, возможно, находятся памятники археологии...
Это касается взаимодействия Национального заповедника, городского совета и громады в целом. Существует совершенно однозначно определенная законом Украины "Об охране культурного наследия" процедура отвода земель заповедникам. Первым шагом является выявление объектов культурного наследия.
Затем—их научное изучение, классификация по видам и типам, объявление охраняемой археологической территории и государственная регистрация объектов в качестве памятников. И только потом уже возможно либо отнесение территорий к землям историко — культурного назначения, либо передача земельных участков в постоянное пользование под памятниками с охранными зонами.
То есть закон не предусматривает обязательного отвода земли в постоянное пользование! А руководство заповедника чаще начинает с последнего пункта: "Дайте нам землю, и как можно больше, и мы тогда будем изучать".
Как пример на "круглом столе" был приведен участок в
Да мы бы и не были против, но в том случае, если бы видели, что действительно на всех
Поэтому мы приняли альтернативный проект решения: отнесли все
Возьмем такую ситуацию. Мы передаем эти земли государству, ими распоряжаются госадминистрация и Кабинет министров. А если завтра Кабинет министров примет решение о размещении там военного объекта? Хоть такое и может присниться только в страшном сне, но с учетом стремления некоторых политических сил в Североатлантический союз... Там станция, море, аэродром, в общем место стратегического назначения.Это как один из примеров разных позиций.
А Херсонес, в свою очередь, не согласовывает границы землеотводов, на которых настаивает городской совет?
Да. На "круглом столе" поднимался также вопрос о землях Инкерманского монастыря. Решением сессии мы обращались в Кабинет министров, Министерство культуры с просьбой о помощи в разрешении этого земельного спора. У Инкерманского монастыря есть первое решение сессии, сделан проект отвода на земельный участок под фактически занимаемыми культовыми сооружениями.
Но проблема в том, что Национальный заповедник категорически не соглашается согласовывать границы их земельного участка, потому что там расположены еще и объекты археологии. По сути, столкнулись интересы Херсонеса и православной церкви. Но почему не пойти навстречу верующим? Инкерманский монастырь тоже очень древний, его возраст—1900 лет, это тоже и культурное, и духовное наследие. Тут нужно искать компромисс такой, как был найден по 35 — й батарее. Тогда после долгих взаимных упреков и обвинений на протяжении семи месяцев все — таки пришли к единому мнению. И сохранили Страбонов Херсонес, и, что не менее значимо для Севастополя, получили возможность для создания музея защитников 35 — й батареи.
В этой связи я бы хотел подчеркнуть, что горсовет этого созыва не принял ни одного решения по отводу земельных участков гражданам и юридическим лицам без согласования заповедника. И это уже пример согласованной позиции города и Херсонеса.
Она не единственная?
Разговор не был конфликтным, просто были высказаны разные точки зрения. Все понимают, что нужно принимать компромиссные решения. В любом случае нам нужно собираться и искать пути выхода из проблемных ситуаций. Мы обречены на компромисс. Я не исключаю, что по три — пять гектаров горсовет будет передавать заповеднику в постоянное пользование.
Думаю, найдем решение и по бесплатному проходу граждан на территорию Херсонеса. На "круглом столе" редактор "Славы Севастополя+" Наталья Троицкая рассказала, что, например, в Вашингтоне все национальные музеи и художественный, один из лучших в мире,—бесплатны. И депутат Сергей Бурштейн предложил нам разработать программу, в которой были бы заложены бюджетные средства для бесплатного прохода севастопольцев на территорию заповедника.
Мы должны гордиться Национальным заповедником "Херсонес Таврический", знать его, водить туда своих детей, беспрепятственно посещать Владимирский собор. И я думаю, что мы сможем добиться этого, поскольку наверняка этот "круглый стол" был не последним.