Как ликвидировать дефицит учителей математики и физики и как добиться высокого уровня их подготовки, без которого невозможен высокий уровень подготовки учащихся? Вопрос далеко не праздный – в последние годы он звучит на самых разных уровнях. 28 февраля он был задан ректору СевГУ Владимиру Нечаеву, выступившему перед депутатами Заксобрания с отчетом о работе вуза в 2022 году.
Менее месяца назад Министерство просвещения РФ обнародовало шокирующие данные: треть российских школ не укомплектованы учителями физики, географии, биологии, информатики. И вряд ли надо объяснять, что попросить физика провести урок географии проще, чем наоборот.
Дефицита учителей точных наук в севастопольских школах касался и вопрос на вчерашнем заседании Заксобрания Татьяны Щербаковой.
«На мой взгляд, это бомба замедленного действия для университета, – сказала она. – Чувствуете ли вы эту проблему и как взаимодействуете с городом по этому поводу?».
О том, насколько важно для университета и всего общества школьное образование, Владимир Нечаев говорил в интервью ForPost еще в 2018 году. Вчера он напомнил, что университет занимается подготовкой учителей-предметников, в том числе физиков и математиков, с 2016 года.
«И сейчас эти ребята приходят в школы и частично этот дефицит снимают. Но проблема, безусловно, глубже. Она связана и с качеством подготовки, и с мотивацией к тому, чтобы стать учителями физики и математики», – сказал он.
Увеличить число групп по подготовке учителей вуз может, но есть серьезный риск, что уровень студентов окажется, скажем так, недостаточно высоким. Он и сейчас оставляет желать лучшего: по словам ректора, в университете создается «жесткая внутренняя система контроля качества» подготовки, в рамках которой после третьего курса студенты сдают ЕГЭ. Это, подчеркнул Нечаев, не единственный критерий оценки, но как требовать знаний на уровне школьной программы от учащихся, если учителя сдать ЕГЭ не в состоянии?
Как показывает практика, набрать 90 баллов по профильным предметам удается не всем. Увеличение же набора чревато дальнейшим снижением уровня.
«Нужны такие учителя физики и математики? Думаю, нет», – сказал ректор.
Получается если не замкнутый, то все же круг проблем: дефицит учителей и низкий уровень школьной подготовки ведут к низкому уровню абитуриентов, после чего все выходит на новый виток.
Чтобы повысить качество подготовки абитуриентов, при СевГУ был создан лицей. Самый большой конкурс там, подчеркнул Нечаев, – в инженерный класс, где физика и математика – основные предметы:
«Мы работаем с ребятами-олимпиадниками, ведем команду по математике для участия во Всероссийской олимпиаде. То есть создаем некий тренд – что это круто, что надо к этому стремиться. У нас сейчас есть сетевая программа с МФТИ: самых сильных ребят, которые к нам поступают на первый курс, по результатам проводимых преподавателями МФТИ конкурсов включают в группу, которая учится по программам физтеха. Мозги скрипят, они плачут, но им очень нравится. Немного, 50 человек из 1,5 тысячи поступивших на инженерные специальности, но есть те, кто на 1 курсе тянет на физтех. И наша задача – удержать этих ребят, чтобы они пришли преподавать в университет, а кто-то, может быть, и в школу».
После этих оптимистичных слов финальная фраза ответа прозвучала мрачновато.
«Других учителей – системно других учителей – кроме тех, что подготовит СевГУ, в Севастополе не будет в ближайшие 15-20 лет, – сказал Владимир Нечаев. – Поэтому мы понимаем нашу миссию и с этим работаем».
Напомнил он и о том, что в рамках соглашения с департаментом образования университет занимается повышением квалификации учителей. По-настоящему же, хочется добавить от себя, проблема решится только после того, как мотивация пойти в школу начнет перевешивать все отрицательные моменты, связанные с педагогической деятельностью. Тогда и качество абитуриентов, выбирающих для себя профессию учителя, непременно повысится.
Ольга Смирнова
Обсуждение (16)
Конечно сначала развалили систему образования теперь тратить время на обучение новых профессионалов. С ЕГЭ перепор зачем мозги засерать?
А дайте пройти этот экзамен верхушке министерства образования, многие его пройдут?
А составителям этого самого ЕГЭ? Оно знаете ли задавать вопросики проще, чем отвечать на них!
Зарплату учителям надо достойную, тогда и потянутся в школу хорошие выпускники университетов.
Как ликвидировать дефицит учителей математики и физики и как добиться высокого уровня их подготовки, без которого невозможен высокий уровень подготовки учащихся?
Ну да. Ну да.
Может надо было все же выполнять майские указы президента , а не мариновать их?
Может стоило бы прекратить порочную практику директоров по сбережению фонда оплаты труда с последующим дележом сумм перед Новым годом среди особо приближенных?
Может стоило бы сократить количество дармоедов, которые заседают в управлении образования г. Севастополя и всеми мыслимыми, и не мыслимыми способами изображают бурную деятельность в вопросах в которых ни черта не смыслят?
Может стоило бы сократить тот безумный бумажный прессинг, который взвалили на учителей и который из года в год растет?
Может от пустословия и демагогии стоило бы все же перейти к реальным шагам, которые были бы направлены на повышение престижа и уважения роли учителя в обществе?
Может стоило бы пересмотреть ту людоедскую пенсионную реформу, которую вы всем навязали? Учитель с многолетним стажем, через душу которого прошли тысячи детей, а награда за самоотверженный труд - нищенская пенсия на которую невозможно прожить по нынешним временам.
Кадровая проблема конечно с учителями физики, химии и биологии есть. Но проблема не только в отсутствии учителей, но и в нивелировании важности этих предметов. Наблюдается отсутствие заинтересованности детей, а также их родителей изучать эти науки. Предметы эти сложные, требуют целеустремлённости и дисциплины, а этого нет. Есть и снижение учебных часов в программе на изучение той же физики. К примеру, по программе 1976 года предмету физика в 8 классе, это третий год обучения предмета, выделялось 3 часа в неделю, в 9 классе - 4 часа в неделю и в 10 классе уже 5 часов в неделю. В настоящее время в основной и старшей школе на физику отведено 2 часа в неделю. В старшей школе возможно увеличение на 1 час, но только для профильных классов. В основном же большинство выбирает гуманитарное направление, где этого предмета в программе нет вовсе. Но и наличных часов недостаточно что бы подать насыщенный учебный материал за выделенное программой время. Разве только выдать название темы и основные моменты.
И вообще, школьная программа современной школы перегружена ненужным балластом. А на глубокое изучение серьёзных естественных наук в учебной программе времени нет. То есть, детям надо готовиться самостоятельно. Но естественные науки это такие предметы, которые требуют понимание процессов, а их может дать только учитель в живой подаче учебного материала.
Как то так. То есть, требуется выбирать приоритеты. Если нам необходимо быть технологически независимыми, то и приоритеты в подготовки кадров должны быть соответствующие. Иначе, не будет у нас ни беспилотников, ни машин, ни прорывов. Но это уже вопрос стратегического планирования государства. А пока же, выбирают сдачу ЕГЭ по физике в стране чуть более 100 тысяч выпускников школ. С тенденцией к уменьшению. А вот обществознание как предмет сдачи ЕГЭ выбирают более 700 тысяч. Как говорится, далее без комментариев.
Присоединяясь к предыдущим комментаторам, хочу добавить следующее:
Также необходимо прекратить считать учителей "прислугой" оказывающей "образовательные услуги". Законодательно оградить их от прессинга родителей и детей. Сколько всплывало скандалов в школах - всегда виноватым делали учителя. Выложил фотографию в закрытом купальнике на своей личной страничке в соцсети - уже прессуют родители, мол аморальная особа. Неадекватный ребенок терроризирует всю школу, не реагирует на замечания учителя, который за шкирку его выдворил из класса - уже пишут, что он его избил.
Роль школьного учителя в жизни не менее важна, чем роль военных и врачей - они воспитывают наше будущее поколение. После полета Гагарина Дж.Ф. Кеннеди сказал: "СССР победил нас за школьной скамьей"...
А молодежь и остальные учителя видя такое отношение, плюют, увольняются и уходят из профессии. А потом жалуемся, что некому читать физику и математику. Надо защитить их от произвола прежде всего родителей, детей и руководства на законодательном уровне. Нахамил учителю, сорвал урок - пусть родители штраф платят. В другой раз воспитывать будут лучше своих детей, чтобы те понимали, где они находятся.
Как-то так.
Ну наверное потому, что программа ЕГЭ разработана западными "партнёрами" для самых отсталых стран третьего мира, а Россия, видно себя признаёт именно таковой страной, коль идёт по лекалам-пути ей заданному, но учителя же не негры только что слезшие с дерева, вот им и не "удаётся" себя индефицировать с ними.
Бедные учителя, им еще этого не хватало. Вообще все эти тесты ЕГЭ составляют придурки. Они ни о чем, всякую ерунду выносят на первый план, как Вяземский в Умниках и Умницах. Ответь на его 3 ерундовых вопроса и ты студент. К чему катится общество с такой системой образования? Никакого уважения к профессионализму состоявшихся учителей!
Останется 1,5 учителя на школу. Нужно проверять по ученикам. Если все экзамены завалили, то тут что-то не так
ЕГЭ - это маразм, который изначально заточен под роботов, а не под людей.
А учителя будут только тогда, когда им начнут достойно платить. И не раньше, что бы кто не предлагал или реформировал.
А еще сделать поправку к закону и проверить у кого дипломы украинского образца...
Системная подготовка к ЕГЭ и ОГЭ эффективно сыграла злые шутки с образованием наших детей. Не одно поколение уже не восполнит этот пробел. Без системных изменений не вижу решений. Как вернуть качественное образование и что для этого нужно сделать?! Ведь чтобы его вернуть нужно создать почву, а её нет. Сколько времени нужно теперь для этого! Конфликтовал и спорился, в немилость попадал директоров школ, но изменить собственными силами что-то для своих детей не смог. Всё начинается с малого, а именно с ещё дошкольного образования, воспитания, общности ценностей. Увы, спрут безнравственности, безответственности и бездарности хорошо пустил щупальца во все сферы нашей жизни.
К высшей школе и качеству их труда не меньшие претензии, но всё взаимосвязано на этом поприще(((
Считаю, что профессия учителя недооценённая в нашей стране. Считаю, что внимание к образованию и воспитанию должны быть на первостепенном месте. Чтобы изменить и возвратится к качественному образованию нужно применить системные и кардинально противоположные методы.
Наблюдается системное нежелание работать! Не вижу сложностей в напечатании новых учебников с доработками по реалиям времени. Наверняка есть старые образцы советских учебников в архивах. Математика и физика вообще аполитичная дисциплина - бери и печатай! Соберите консилиум в министерстве и уберите ненужную, рутинную отчетность! Бумаг у учителей и врачей столько, что одно это отпугивает молодёжь! Эти вопросы можно проработать в течение недели. Было бы желание!!! Добавьте по 10 тыс р к окладу учителям, а не министрам. Для начала хватит! Достаньте советские методички ! Всё давно проработано и апробировано! Для чего изобретать велосипед????
Будущих севастопольских учителей заставляют сдавать ЕГЭ. Кто заставляет? Те, кто активно внедрял эту ублюдочную систему, навязанную нам западом под натиском пиндосов.