Из последних заявлений главы украинского ГУР Буданова и президента Зеленского о перспективах разрешения конфликта на Украине становится ясно, что в товарищах согласья нет.
Первый считает, что итогом конфликта станет аналогия долгого спора о Курильских островах. Второй, напротив, не видит оснований для его заморозки, так как «ситуация патовая». Ещё раньше страсти накалил главком ВСУ Валерий Залужный, заявивший о тупике на фронте.
О том, что стоит за публичными высказываниями из Киева, ForPost поговорил с экспертами.
«Рак пятится назад, а Щука тянет в воду»
Первым о своём видении завершения российского-украинского конфликта на этой неделе заговорил руководитель Главного управления разведки Минобороны Украины Кирилл Буданов. В интервью интернет-изданию NV 14 ноября он заявил:
«Есть такие случаи в истории, когда давние войны между государствами юридически так и не завершены. Простой пример — РФ и Япония, после 1945 года они так и не подписали мирный договор из-за Северных островов(которые Россия называет Курильскими). Этой территориальной проблеме уже более 70 лет. Поэтому этот сценарий очень вероятен и здесь».
Политолог Илья Гращенков не исключает, что таким завуалированным способом Буданов может намекать на готовность украинских властей к переговорам.
«Для Киева всё чаще звучат тревожные сообщения из США: Вашингтон не вносит в бюджет помощь Киеву. Европа об этом также начинает потихоньку заявлять. Даже если в 2024 году помощь будет оказана, не факт, что поддержка сохранится в 2025 году. Поэтому рано или поздно с Москвой придётся договариваться», — сказал ForPost Гращенков.
Он отметил, что в Киеве «начинают следовать здравой логике выживания»: «Как бы ни было неприятно, чем-то нужно жертвовать».
«Я думаю, что какое-то критическое число украинских элит находится на этой позиции. Другое дело, что они не могут говорить об этом вслух, так как президент Украины Владимир Зеленский и члены его команды против переговоров с Москвой. Поэтому через абстрактные исторические примеры, возможно, украинские элиты хотят донести свою позицию», — уточнил политолог.
Но вот Зеленский ждать семьдесят лет не собирается. Об этом он заявил 16 ноября на встрече с африканскими журналистами:
«Замороженный конфликт — как вулкан, который спит и точно проснётся. Мы понимаем этого зверя, он всё равно восстановит свои силы и пойдёт дальше. Мы не можем позволить себе какие-либо патовые ситуации. Мы хотим мира. Окончание может быть разным, кому-то оно может понравиться, кому-то — нет, но оно необходимо».
Стоит отметить, что спровоцировал волну обсуждений около двух недель назад главком ВСУ Валерий Залужный.
В интервью журналу The Economist он заявил, что «глубокого и красивого прорыва не будет»: Украина оказалась в ловушке, военные действия становятся позиционными, а конфликт зашёл в тупик. Зеленский же на это ответил, что не считает ситуацию на фронте патовой, и добавил, что «мы не имеем права опускать руки».
Читайте по теме: Кремль ответил на слова Залужного о тупике в конфликте на Украине
Согласно «мирному плану» Зеленского, Москва должна в кратчайшие сроки вывести войска с территорий «в пределах Украины 1991 года», вернуть Киеву контроль над исключительной экономической зоной в Чёрном и Азовском морях, а также в Керченском проливе, восстановить «радиационную безопасность» на Запорожской АЭС.
Подсуетиться должны и западные партнёры Киева. Они обязаны ввести потолок цен на российские энергоресурсы и принудить Москву расширить зерновую сделку.
В России такую формулу мира уже отвергли.
Вице-спикер Совета Федерации Константин Косачёв ранее заявил журналистам, что «в мирном плане украинской стороны содержится требование о полной капитуляции России, что свидетельствует о невозможности проведения переговоров в настоящее время».
Президент России Владимир Путин на встрече с военкорами также высказался по этому вопросу. Он уверен, что ключ к решению проблем на Украине — на стороне Запада:
«Если они действительно хотят, чтобы сегодняшний конфликт завершился с помощью переговоров, им достаточно принять только одно решение: прекратить поставки вооружений и техники».
Напомним, украинские власти на законодательном уровне ввели запрет на переговоры с Россией. В Кремле неоднократно отмечали, что «сейчас нет никаких предпосылок для перехода ситуации в мирное русло», тогда как «достижение целей спецоперации остаётся абсолютным приоритетом для Москвы».
Читайте также: Зеленский не отдаст ни куска земли ради мира: как реагировать Москве?
Новые регионы — как Корейский полуостров?
Вести переговоры с теми, кто напоминает лебедя, рака и щуку из басни Крылова, трудно, но оценить их высказывания можно.
Так, если прав Буданов, то конфликт на Украине рискует повторить судьбу спора о Курильских островах, который тянется с конца Второй мировой войны?
Это предположение у руководителя международного департамента НИУ ВШЭ Александра Лукина вызвало сомнение.
«Между Россией и Японией были подписаны разные документы. Да, мирный договор между странами не подписан, но нельзя сказать, что страны находились в открытом противостоянии друг с другом. В 1956 году была подписана совместная декларация СССР и Японии, прекращающая состояние войны между странами», — пояснил ForPost Лукин.
Он считает, что российско-украинский конфликт скорее может повторить противостояние КНДР и Республики Кореи, между которыми «ничего не подписано, кроме договора о перемирии, разводе войск и демилитаризованной зоне».
«В Корее война шла три года. Были и другие случаи: война между Ираном и Ираком восемь лет шла. Какие будут условия, когда активная фаза спецоперации завершится, пока неясно. От них будет зависеть, по какому сценарию будет завершаться российско-украинский конфликт», — сказал Лукин.
По мнению политолога Ильи Гращенкова, полярные точки зрения о завершении российско-украинского конфликта могут свидетельствовать о том, что стороны «прощупывают почву мира».
«Понятно, что он (мир) не будет таким, чтобы обе стороны конфликта были удовлетворены в полном объёме. Отсюда и разные настроения в Киеве. Одни считают, что пока не добились своего, нужно превратиться в военный лагерь и до конца бороться. Такая позиция действительно может привести к заморозке конфликта. Такие примеры в истории были на протяжении последней тысячи лет», — сказал Гращенко.
Он считает, что быстрая капитуляция Киева зависит от того, «насколько украинская элита готова примириться с потерей территорий» и «как далеко готова продвинуться Москва, защищая русскоговорящее население от неонацизма».
Старший преподаватель Института политики и права МГГУ им. Шолохова Константин Шадров уверен: российские власти настроены решительно и не собираются сдавать своих позиций.
«И Путин, и Лавров неоднократно заявляли, что любая передышка будет использоваться Западом для усиления Украины, подготовки её к новому броску, к новой атаке. Учитывая это, вариант заморозки конфликта нашими властями исключён. Заявления украинских политиков, в том числе Буданова, — это их личные фантазии, которые не стыкуются с реалиями», — сказал ForPost Шадров.
К слову, на Западе уже начинают определяться с победителем. Так, об этом в своём подкасте рассуждал аналитик британского издания The Guardian Люк Хардинг.
«У России преимущество в виде количества живой силы и военной техники. На горизонте маячит и возможное переизбрание Дональда Трампа, который, как полагают некоторые, не заинтересован в финансировании украинских властей. Да, моральный дух на Украине по-прежнему на удивление высок. Сбрасывать его со счетов сейчас было бы ошибкой. Однако время на стороне Владимира Путина. Пока внимание всего мира приковано к войне на Ближнем Востоке, он одержал верх на Украине», — резюмировал британский журналист.
Читайте по теме: Решающая битва: когда — не знаем, но будет
Роберт Вочовский
Обсуждение (1)
Для того, чтобы вся эта "возня" прекратилась - нужно забирать все территории до 027 В.Д.
Дальше не получится: там до сих поз злые на коммунистов, СССР и, соответственно,на РФ.