Минцифры РФ решило отказаться от четверти суперсервисов портала госуслуг.
В стол отправлены «Разрешения для бизнеса в цифровом виде», «Паспортные сервисы онлайн», «Земля под строительство онлайн», «Переезд в другой регион» и другие.
Некоторые эксперты уверены — это не технологическое, а политическое решение: якобы таким образом новый Кабмин избавляется от амбициозных планов правительства Дмитрия Медведева.
О том, почему «Госуслуги» теряют важные для населения сервисы, — в материале ForPost.
История одной глобальной реформы
Напомним, Единый портал государственных услуг Российской Федерации заработал в 2009 году.
Большие перемены для интернет-платформы наступили спустя десять лет: правительство анонсировало создание 25 суперсервисов, которые охватывали бы «типичные жизненные ситуации» — 90% взаимодействий граждан с государством.
Масштабную программу планировали завершить к 2023 году. Однако в конце 2021-го Минцифры решило скорректировать планы правительства Медведева.
По данным «Коммерсанта», в ходе модернизации «Госуслуги» потеряют четверть суперсервисов.
До востребования отложены «Паспортные сервисы онлайн», «Земля под строительство онлайн», «Подача заявлений в правоохранительные органы онлайн» и «Переезд в другой регион», «Разрешения для бизнеса в цифровом виде», наборы услуг по регистрации и господдержке бизнеса. Газета предполагает, что последний суперсервис «перекочует» на платформу МСП и услуги предпринимателям будут оказывать в формате «единого окна».
В Минцифры своё решение объяснили тем, что «де-факто цели части «супергосуслуг» уже достигнуты за счёт параллельных цифровых проектов».
«Ведомствами, ответственными за реализацию суперсервисов, представлены позиции о нецелесообразности их дальнейшей реализации, поскольку достижение целевого состояния и клиентского пути заявителя достигается за счёт аналогичных проектов, дублирующих целевое состояние суперсервисов», — приводит «Коммерсант» объяснение корректировки программы.
Что останется? Сейчас на «Госуслугах» работают 13 суперсервисов.
Среди них — «Оформление европротокола онлайн», «Поступление в вуз онлайн», «Соцподдержка онлайн», «Трудовые отношения», «Цифровое исполнительное производство», «Пенсия онлайн» и другие.
В следующем году будут введены ещё три: «Трудовая миграция онлайн», «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов» и «Цифровое строительство».
Кроме того, программа Минцифры до конца 2022 года предполагает запуск суперсервисов «Правосудие онлайн», «Рождение ребёнка», «Утрата близкого человека», «Образование в РФ для иностранцев», а также расширение функционала уже имеющихся.
По данным «Газеты.ру», в прошлом году самой популярной услугой на портале стала запись к врачу. На втором месте оказалось информирование застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования, на третьем — единовременная выплата на детей от 3 до 16 лет.
Читайте также: Цифровое рабство: ответы на три главных вопроса о законности QR-кодов
Экономия на суперсервисах
Специалист по компьютерной безопасности Сергей Вакулин не удивлён планами Минцифры скорректировать программу развития госуслуг.
По его мнению, обилие сервисов на одной платформе делает портал неудобным.
«Люди из возрастной категории «60 +» путаются в функционале. На «Госуслуги» сгребли всё что можно. Пользователи из-за этого чувствуют себя дискомфортно, не всегда верно понимают информацию. Искусственный интеллект, который внедрили на госуслугах, не улучшил ситуацию», — сказал ForPost Вакулин.
Напомним, в этом году на портале госуслуг заработал робот Макс. Его задача — облегчить работу пользователей.
Однако после DDoS-атаки, которая произошла 11 ноября, виртуальный помощник «сошёл с ума».
На вопрос «Как получить сертификат и QR-код после вакцинации?» он отвечал:
«Жаль, что вы повелись на байки о «страшном коронавирусе». Теперь вы точно умрёте, так как вакцины — просто-напросто средство утилизации лишнего населения. Что ж, покойтесь с миром. Что касается QR-кодов, они являются частью планов мирового правительства по сегрегации неутилизированного населения и усилению тотального мирового контроля».
После этого инцидента некоторые предположили, что отмена таких суперсервисов, как «Паспортные сервисы онлайн», связана с тем, что оператор портала Ростелеком не в состоянии обеспечить надёжную защиту персональных данных пользователей.
Вакулин придерживается иной точки зрения. Он считает, что такое решение принято «не по технологическим, а по экономическим причинам»:
«На мой взгляд, Минцифры просто не захотели вкладывать средства в затратные суперсервисы. Не более того».
Читайте также: Минцифры заявило о рекордной атаке на портал «Госуслуги»
Отказались от медведевских амбиций?
Высказывают предположение и о том, что корректировка программы развития госуслуг — не экономический, а политический шаг.
Якобы Кабмин, возглавляемый Михаилом Мишустиным, решил сбросить с себя груз амбициозных проектов, запущенных правительством Дмитрия Медведева.
«В любой реформе необходимы три компонента. Во-первых, нужен политически звучный лозунг — ответ на вопрос, что и зачем мы делаем. Во-вторых, нужна экспертная составляющая — кто-то должен конкретно проработать, как будет реализовываться проект. И, наконец, административная составляющая — без принуждения участвующих в проекте ведомств к «сотрудничеству» успех маловероятен», — сказал «Коммерсанту» руководитель центра компетенций по цифровой трансформации госуслуг Центра стратегических разработок Михаил Брауде-Золотарёв.
По его мнению, суперсервисы «были политическим брендом прошлого правительства — но оно недостаточно вложило в экспертную и административную составляющие; теперь же административный и экспертный ресурс Белого дома и профильного министерства позволяют актуализировать прежние планы».
Старший преподаватель Института политики и права МГГУ им. Шолохова Константин Шадров не уверен, что Мишустин решил отказаться от проектов своего предшественника.
«У меня нет никаких оснований делать заключение, что новая метла по-новому метёт. Я не видел, чтобы Мишустин как-то особо рьяно расправлялся с наследием Медведева. Вышеназванные сервисы исключают из программы по другим причинам. Скорее всего, недоработана правовая база, либо на практике их реализация приведёт к каким-то негативным последствиям, которые необходимо будет предотвратить. Идёт доработка проекта», — сказал ForPost Шадров.
Безусловно, отмена этих суперсервисов «не облегчит жизнь граждан», считает политолог.
Поэтому он не исключает, что «их внедрят чуть позже, когда, например, будет налажено бесперебойное межведомственное взаимодействие».
Тем временем власти презентовали очередной амбициозный проект: «Цифровые услуги и сервисы онлайн» будут дополнены «Цифровым профилем гражданина», «Госуслугами онлайн» и «Электронным документооборотом».
По инициативам «Доступ в интернет» и «Подготовка кадров для ИТ» также будут созданы отдельные одноимённые проекты. Сейчас они частично включены в целевые показатели других федеральных проектов нацпрограммы «Цифровая экономика».
По мнению вице-премьера Дмитрия Чернышенко, чьи слова приводит «Интерфакс», реализация этих проектов направлена в том числе на «наличие широкополосного доступа в интернет на всей территории России и обучение программированию 240 тыс. учеников 8–11 классов».
Источник «Интерфакса» сообщает, что предполагается законодательно урегулировать применение облачной подписи, упрощённой и удалённой идентификации гражданина, обеспечить возможность применения юридически значимых электронных уведомлений и электронного взаимодействия компаний и государства.
В Минцифры также планируют «обеспечить правовое основание» для обязательного оформления учётной записи на портале Госуслуг при любом очном обращении гражданина в госорганы, при рождении и выдаче паспорта.
Все документы будут по умолчанию выдаваться в электронном виде, хотя у граждан сохранится возможность получать бумажные аналоги по требованию.
Кроме того, предполагается законодательно закрепить возможность идентификации личности гражданина по биометрии вместо паспорта во всех случаях, где требуется предъявление удостоверения личности.
Главное, считает Сергей Вакулин, чтобы цифровизация госуслуг не превратилась в прошедшую этим летом «Прямую линию» президента, которая стала самой забагованной за всю историю диалога главы государства с народом: списать всё «на очередную DDoS-атаку из-за рубежа» вряд ли получится.
Читайте также: Сбой Госуслуг обнулил QR-коды о вакцинации в Севастополе
Роберт Вочовский
Обсуждение (4)
От чего ещё государство самоустраниться планирует? (
(программа Минцифры до конца 2022 года предполагает запуск суперсервисов «Правосудие онлайн»)
В Госуслуги все равно не зайти. Глюкавый напрочь.
Все корявое, особенно покупка Е-ОСАГО из Севастополя,каждый год новеллы и маструбация при заполнении,почему нельзя просто продлить полис,ума не приложу
Мне очень нравится интернет-платформа "Госуслуги". Никогда никаких проблем не было. Использую часто. Чем больше будет сервисов, тем лучше. Не контактировать с омерзительными чиновниками - большое благо. Опять же, всегда есть доказательства обращения. Быстро, эффективно, в любое время суток, без обивания порогов и ненужных контактов.