чт, 27/01/2022 - 17:25

Атеизм уходит в тень: как «безбожный» урок биологии перерос в федеральный скандал

Теория Дарвина столкнулась с Сотворением мира, а педагог — со школьником.

Урок биологии в курганской школе закончился громким скандалом: пятиклассник обвинил учительницу в оскорблении чувств верующих.

Общество разделилось на два непримиримых лагеря: одни встали на сторону атеиста, другие защищают чувства верующего ребёнка. Не остались в стороне и священники.

О том, нужно ли избавлять российские школы от безбожия, — в материале ForPost.

История, достойная экранизации

Инцидент в курганской школе № 5 — лихо закрученная драма с конфликтом поколений, веры, происками оппозиции, информационной войной и разговорами о вечном.

На уроке биологии в пятом классе учительница заявила, что «Бога нет», а «молитвы — ерунда». Одного из учеников её слова возмутили, свою обиду он высказал в соцсети.

«Было крайне неприятно, на душе непонятное тягостное чувство. Все вежливо молчали. Кто-то опустил голову. Даже мы, ученики, не говорим между собой на тему религии и исповедания и уж тем более не навязываем свою точку зрения, хотя я точно знаю, что в нашем классе есть и православные, и мусульмане, и атеисты», — написал в паблике «Аноним Курган» соцсети «ВКонтакте» оскорблённый школьник.

Он припомнил педагогу и старые грехи: она их «ничему не учит», а «лишь рассказывает о себе», в частности, «когда она идёт на маникюр, выходит замуж и т. д.».

«Мы хотим, чтобы руководство пятой школы хоть как-то повлияло на учителя, чтобы на уроках были только темы по биологии и ничего кроме них», — резюмирует школьник.

Что попало в интернет, не вырубишь топором, и чиновники поспешили сгладить острые углы. В пресс-службе мэрии Кургана заявили, что школьник неверно истолковал слова педагога.

«По информации руководителя образовательного учреждения, дети на уроке изучали тему происхождения человека и рассматривали различные теории, в том числе теократическую», — сообщили Znak.com представители городских властей.

Возмущённый пост пропал из паблика, но успел попасть в СМИ. История вышла на федеральный уровень.

К скандалу подключилась Курганская епархия. Священники попросили учителей не сомневаться на уроках в существовании Бога.

Они сослались на 48 статью закона «Об образовании», в которой сказано:

«Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни».

Читайте также: Возвращение в Средневековье: в селах исчезает образование

Позиция верующего

Активист межрегионального профсоюза работников образования «Учитель», преподаватель английского языка Марина Булаева — православная верующая. Но на слова «Бога нет» не обижается и с мнением епархии не согласна.

По её мнению, выражение «оскорбление чувств верующих» было придумано «для достижения конкретных политических целей». В частности, для борьбы с неугодными гражданами.

Более того, право педагогов выражать свою точку зрения закреплено всё в том же законе «Об образовании».

«Согласно действующему законодательству учитель имеет право высказывать свою точку зрения по политическим и религиозным вопросам. Он только не должен это делать в той форме, которая принуждает учеников принять его точку зрения. Педагог обязан быть личностью в глазах учеников. Он не может быть бессловесным существом, не имеющим своего мнения. Всё это прописано в законе «Об образовании». Священники не очень хорошо изучили законодательство», — сказала Булаева.

Педагог удивлена и реакцией школьника: учительница «ни к чему его не принуждала», не снизила оценку за то, что он не разделяет её атеистических взглядов.

Булаева подчеркнула: одна из основных задач школы — научить принимать взгляд другого человека, аргументировано отстаивать свою точку зрения, при этом не уничтожать собеседника, не принуждать его исповедовать другие взгляды.

«Школа должна рассказывать, во что верят люди. Атеизм — часть этой веры. Веры в то, что Бога нет. Рассказывая это, педагог должен говорить: «Дети, решайте сами!». Подростки самостоятельно делают выводы. Этому учит школа. Она развивает в учащихся критическое мышление. Они принимают ту точку зрения, которая соответствует их опыту», — уточнила Булаева.

Читайте также: Нравственная правда Шукшиной: как в России борются с вирусом бескультурья

Мнение богословов

На стороне учительницы оказался и православный публицист Андрей Кураев.

По его словам, предложение Курганской епархии оставить тему атеизма за скобками школьной программы «не выдерживает никакой критики».

«Если учительница употребляет фразы «на мой взгляд», «я убеждена, что Бога нет» — совершенно допустимые и нормальные фразы. Педагог имеет право оставаться человеком и сказать: я болею за такую-то футбольную команду, мне не нравится такой-то писатель... а требовать от детей этого согласия со своими личными вкусами — конечно, педагог права не имеет», — заявил Кураев в эфире телеканала «Москва 24».

Он советует детям, которых обижают атеистические высказывания, обучаться в православных школах, благо есть из чего выбрать.

Другой известный церковный публицист, богослов, иеромонах Макарий (Маркиш) придерживается иной точки зрения.

«Представим, что в классе учатся как православные дети, так и мусульмане. Учитель говорит: «Муж одной жены, жена одного мужа…» Ребёнок, который исповедует ислам, говорит, что у его отца три жены. Это возможно? Возможно. Учитель обязан грамотно сбалансировать этот спор. Педагогика должна уважать разные религиозные позиции учеников», — сказал ForPost Маркиш.

Атеизм, по его мнению, — это «отсутствие религиозного верования» и даже «какая-то к нему враждебность». Священник подчеркнул: в идеальной картине мира атеисты должны быть нейтральны к проявлению других верований.

«Атеизм иногда вырастает в ненависть. К сожалению, наметилась такая тенденция. Отказ от Бога приводит к нравственной деградации. Разные религии не приводят к деградации, они мирно сосуществуют. Когда же человек насильственно отворачивается от Бога, в нём начинают созревать негативные мысли. Это нужно учитывать.

Педагог — это не Господь Бог. Если бы меня сделали членом комиссии по педагогике и религиозным вопросам, я бы сказал, что атеизм как таковой нужно выводить в тень. Акцентировать на нём внимание не стоит. Магистральное направление педагогики — многообразие религиозных конфессий РФ», — уточнил Маркиш.

Читайте также: «Нужно поднимать бабло»: наши дети больше не хотят учиться

Происки оппозиции

По данным ВЦИОМ, за последние четыре года в России вдвое выросла доля неверующих людей, особенно среди молодых родителей от 18 до 24 лет. Если в 2017 году атеистами себя называли 7% россиян, то в 2021-м их число выросло до 14%.

«Поэтому российским школам не удастся избавиться от атеизма. Запрещать его не стоит», — сказала ForPost политолог Сергей Марков.

По его мнению, история в курганской школе «раздута оппозиционерами», которые «внимательно следят за такими инфоповодами».

Когда курганские власти встали на сторону ученика, поддержав позицию церкви, оппозиционеры заговорили о том, что власти на стороне РПЦ, которая давно оскандалилась и не имеет ничего общего с православной верой.

«Это делается с одной только целью: доказать, что Владимир Путин — зло и РПЦ тоже зло», — заключил Марков.

Читайте по теме: Защита от Навального: в российских школах появятся политруки

Роберт Вочовский

Теги:
Читайте также: