Россия

Apple отобрала у России право на ремонт — пора избавляться от «айфонов»?

Защитники прав потребителей оценили ситуацию и дали советы.

Компания Apple продолжает экономическую блокаду: с конца марта отремонтировать по гарантии iPhone можно только в авторизованном за границей сервисном центре.

Защитники прав потребителей оценили ситуацию и ответили на главные тревоги любителей «яблочной» продукции:

  • насколько безопасно ремонтировать гаджет за границей;
  • что будет с iPhone, ввезёнными по параллельному импорту;
  • увеличится ли стоимость ремонта;
  • пришло ли время избавляться от продуктов Apple.

Блеск и нищета «айфона» в России

Напомним, 24 февраля, в годовщину СВО, Штаты ввели новые санкции. Теперь в Россию запрещается ввозить смартфоны стоимостью дороже $300. Под запрет попала вся продукция Apple, которая ровно год назад ушла с нашего рынка.

Эксперты отмечают: эти санкции введены для психологического, а не экономического давления на россиян. Бренд Apple уже внесён в реестр товаров параллельного импорта, и его продукцию поставляют вне зависимости от цены телефона или планшета.

Пока iPhone остаётся одним из самых востребованных гаджетов России. Пользуется им в частности министр финансов Антон Силуанов — он с «айфоном» последней модели попал в кадр во время оглашения президентом послания Федеральному Собранию.

айфон силуанов смартфон телефон

По данным «Коммерсанта», по итогам прошлого года iPhone 7 стал самым популярным среди восстановленных смартфонов. Его стоимость — самая низкая в линейке Apple на вторичном рынке.

В пятёрку вошли ещё две модели Apple — iPhone 8 и iPhone XR. Вторую и третью строчки заняли Samsung Galaxy А10 и Xiaomi Redmi 9A.

Чаще «яблочную» продукцию покупает молодёжь. Издание Financial Times объясняет, почему она падка до iPhone. Журналисты провели исследование и выяснили, что наличие гаджета, по мнению юношей и девушек до 30 лет, — признак «успешности»: ты в потоке, ты в ресурсе, с тобой можно дружить.

Вторая причина популярности «айфона» — в его функционале, отмечают участники исследования. Молодёжь любит общаться в мессенджере iMessage — альтернативе стандартным SMS-сообщениям. При этом «зумеры» якобы «буквально боятся SMS-ок».

«Боже мой, нужно объяснить моим друзьям, почему наш групповой чат теперь зелёный», — прокомментировала этот факт исследователь поколений Z и миллениалов Анастасия Пелот.

Неудивительно, что российские адепты Apple запаниковали, когда узнали, что компания не планирует продлевать договоры с авторизованными сервисными центрами (АСЦ), которые осуществляли гарантийный ремонт.

По данным «Известий», теперь отремонтировать гаджет по гарантии можно только за границей. Срок ремонта увеличивается до двух месяцев. Новые правила начнут действовать с конца марта.

Читайте также: IKEA вернётся в Россию к лету партизанскими тропами

Безопасен ли ремонт за границей?

Председатель Общественной потребительской инициативы Олег Павлов считает, что решение Apple усложнить ремонт «яблочной» продукции по гарантии не скажется на потребителях. Поводов для паники нет.

«Если мы говорим про гарантийный сервис, то потребителям всё равно, где будут ремонтировать их гаджет по гарантии. Для них важно качество предоставляемых услуг и сроки проводимого ремонта. Согласно действующему законодательству, товар по гарантии могут ремонтировать до 45 дней. Уверен: при отправке iPhone за границу на ремонт права потребителей нарушаться не будут. Очень часто ремонт по гарантии производится путём замены устройства. Поэтому серьёзной проблемы я не вижу, кроме той, что российским авторизованным сервисным центрам, которые раньше занимались ремонтом iPhone, теперь на рынке предстоит найти свою нишу», — сказал ForPost Павлов.

Сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин тоже не видит причин избавляться от iPhone: по его мнению, гарантийный ремонт за границей не несёт никаких рисков.

Егармин напомнил о курьерских службах, которые в кратчайшие сроки доставляют посылки за пределы РФ. Поэтому, уверен он, для потребителей ничего не изменится — они как покупали товар с гарантией, так и будут.

«Их не должно волновать, каким образом будет осуществляться гарантийное обслуживание гаджета. Главное, что оно есть, а продавец не нарушает действующего российского законодательства», — сказал ForPost Егармин.

Отметим, что несмотря на уход Apple, компания старается не нарушать российских законов. Яркий пример — оплата штрафа на сумму в 906 млн рублей. Эти деньги уже поступили в государственную казну, сказано в сообщении ФАС.

Американская компания нарушила антимонопольное законодательство три года назад. Заявление в ФАС на Apple подала «Лаборатория Касперского», суды длились три года. ФАС выиграл, Apple, уже ушедшая из РФ, заплатила штраф.

Читайте по теме: Купить «айфон» или дешёвый смартфон конкурентов — взвешиваем «за» и «против»

Что будет с «параллельным» iPhone?

В числе скептиков оказались владельцы «айфонов», ввезённых в Россию по параллельному импорту. Они опасаются, что Apple откажется от гарантийного обслуживания их гаджетов даже и в зарубежных АСЦ.

Сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин напомнил, что на продукцию американской компании распространяется международная гарантия. Для сервисного центра неважно, в какой стране был приобретён гаджет. Поэтому, отметил он, владельцам «серых» iPhone отказать не должны.

«Параллельный импорт — это только часть бизнеса. Другая его часть — магазин, который реализовал этот товар, получил за него деньги. Он несёт бремя ответственности по гарантийному ремонту. Вы можете прийти к продавцу и сказать: «Товар сломался. Обеспечьте, пожалуйста, его работоспособность». Далее уже магазин будет связываться с зарубежным авторизованным сервисным центром Apple и решать возникшие проблемы. Вы, конечно, можете сами переслать гаджет в сервисный центр Apple. Думаю, этот механизм будет отлажен в самое ближайшее время. Самый простой путь — сдать на гарантийный ремонт товар в тот магазин, где вы его покупали», — уточнил Егармин.

Участники рынка не столь оптимистичны. Источник «Известий» отметил, что в зарубежном АСЦ Apple гарантийный ремонт будет доступен только для продукции, которую ввезли в РФ с ведома корпорации (до марта 2022 года) или купили за границей.

Если сломался iPhone, ввезённый по параллельному импорту, уровень сервисной поддержки будет зависеть исключительно от продавца. 

Читайте также: Apple вывезла большинство сотрудников из России в Киргизию

Увеличится ли стоимость ремонта?

Россияне опасаются, что стоимость ремонта может сравняться с ценой нового iPhone. Председатель Общественной потребительской инициативы Олег Павлов не исключает, что постгарантийный ремонт «яблочной» продукции может подорожать.

Сервисным центрам придётся ввозить запчасти через третьи страны. Все финансовые расходы лягут на плечи потребителей.

Вместе с тем он сомневается, что ремонт станет «золотым».

Наш собеседник отметил, что значительная часть запчастей сегодня доступна. В их числе экраны, батареи, корпуса.

«Цена ремонта не должна сильно вырасти, потому что рынок достаточно конкурентный. Достаточно много компаний представлены в этой нише, а каналы поставок запчастей наиболее отлажены. Стоимость услуг уже сложилась благодаря конкуренции, которая обеспечивает доступную цену для потребителей», — считает Павлов.

Сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин тоже сомневается, что цены на ремонт iPhone «взлетят до небес».

«Ушла компания, но остались мастеровые с оборудованием, которые понимают, как ремонтировать технику. Они и до ухода Apple с российского рынка привозили запчасти. Работа со специалистами не изменится. Что касается мошенников, то они были и до санкций. Какой-то процент их на рынке останется. Их количество зависит от потребительского спроса, а он на iPhone сохранится», — отметил Егармин.

Чтобы избежать обмана, Павлов рекомендует внимательно читать отзывы, искать на сайтах производителей информацию о российских сервисах, с которыми они ранее работали, и там ремонтировать технику.

Кроме того, наш собеседник не советует отправлять технику на ремонт курьером. Он напомнил, что задача мошенников — забрать товар, а затем выставить за его ремонт баснословную сумму. Подробнее — в материале «Как западные санкции помогают мошенникам разорять россиян»

Роберт Вочовский

2048
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов

Обсуждение (4)

Profile picture for user Алексей Процко
6007
Алексей Процко

Странная новость, ведь нам не нужно их разрешение. Как ремонтировали умельцы, так и будут это делать. Ремонт яблок никто не сможет запретить. Потому что нам абсолютно похрену на их запреты.

Profile picture for user seva zelay
2849
seva zelay

to Алексей Процко:  говорится про сертифицированные центры

Profile picture for user ЮДЖИН
39
ЮДЖИН

а у меня просто кнопочный телефон)

Profile picture for user ulogin_yandex_1130000020533898
63
админ севорг

Речь идёт о бесплатной замене дорогих деталей или всего устройства. Ремонтировать на коленке никто не запретит, но это же за деньги.

Странная новость, ведь нам не нужно их разрешение. Как ремонтировали умельцы, так и будут это делать. Ремонт яблок никто не сможет запретить. Потому что нам абсолютно похрену на их запреты.

 

Главное за день

Мазут разломавшихся в Черном море танкеров добрался до Керчи

В Керчи введен режим ЧС муниципального характера.
20:39
5
1633

Севастопольскому аквариуму помогают только обычные люди

Власти и бизнес от проблемы отстранились.
20:04
9
2769

В Севастополе ковш экскаватора тонко намекнул жильцам дома о выселении

Снос двухэтажки у культурного кластера начался, а жильцы из него до сих пор не выехали.
16:02
30
4996