Термины «украинский национализм» и «русофобия» могут быть заменены в лексике международных отношений на термин «антирусский нацизм». Данную проблематику в ходе Ялтинской конференции журнала «Международная жизнь», где принимал участие ForPost и которая проходит 22-27 сентября, обсуждали представители академической среды, политологи, специалисты по международным отношениям и дипломаты.
Предложение о смене дефиниции внёс дипломат, постпред Республики Крым при Президенте РФ Георгий Мурадов. Его тезис в том, что русофобия — это страх. Но действия Украины, стран Запада продиктованы не страхом к русским, а отношением к русским с тех же позиций, с каких на русских смотрели классические нацисты.
Новый нацизм как форма расизма
Коллега Георгия Львовича — Сергей Калмыков (директор ГАУ «Деловой и культурный центр Республики Крым») высказал предположение, что проблема грубых и массовых нарушений прав русского и русскоязычного населения и впредь будет создавать угрозы для международной безопасности России.
«Прежде всего на исторических территориях, где наши собратья являются коренным населением и где они оказались не по своей воли отрезанными границами от своей Родины. Антирусская истерия в западных странах, и в особенности в странах Балтии, давно переросла из плоскости дискриминации и нарушения прав в гораздо более опасную форму антируссизма — антирусский нацизм, являющийся, по-нашему мнению, новой формой расизма», — сказал Сергей Калмыков.
Крупнейший российский специалист по изучению природы нацизма и национализмов Эдуард Попов — доктор философских наук, директор АНО «Центр общественного и информационного сотрудничества „Европа”» расширил для читателей ForPost озвученное на конференции предложение.
«Георгий Мурадов предложил очень корректный термин „антирусский нацизм” применительно к той квазиидеологии и той политической практике, которая реализуется на Украине после переворота 2014 года. Этот термин более корректный, чем „русофобия” и даже чем термин „украинский национализм”, поскольку украинский национализм — это явление, которого не существует в природе, а есть украинский нацизм», — рассказал Эдуард Попов.
Разница между нацизмом и национализмом
В 2016 году Эдуард Попов опубликовал в США статью под названием «Смерть украинского национализма — рождение украинского нацизма», где доказывал, что если украинский национализм и существовал, то почил в бозе и был заменён крайне агрессивной, действительно нацистской идеологией и политической практикой.
Георгий Мурадов предложил термин, который очень точно отображает реалии на Украине, убеждён Эдуард Анатольевич.
«Поскольку нацизм в его классическом германском изводе был осуждён в ходе международного военного трибунала в Нюрнберге 1945-1946 годов и были осуждены и идеология германского нацизма и институции германского нацизма, то производная от старшего германского нацизма в лице украинского антирусского нацизма тоже должна быть осуждена международным сообществом», — говорит Эдуард Попов.
Эдуард Попов широко известен в научной среде как автор термина «малые нацизмы», который в научный оборот был им введён на конференции по украинскому нацизму в декабре 2023 года.
Ориентация на германский нацизм
«Малые нацизмы — это разновидности нацизма, которые ориентировались на германский оригинал, на идеологию гитлеровской партии НСДНП* (запрещённая в РФ террористическая, экстремистская, нежелательная организация), а в политическом плане малые нацизмы стран Восточной Европы и Балкан выступали в роли коллаборантских движений и прогитлеровских движений, в том числе участвовали в оккупации сначала Королевства Югославии, а затем — в походе Третьего рейха на Восток — на территорию СССР», — говорит Эдуард Анатольевич.
Разновидности малого нацизма — это хорватские усташи*, венгерские нацисты — салашисты*, румынские фашисты — железногвардейцы*, финские нацисты*, прибалтийские версии нацистов* и, конечно, «украинский национализм»* (все * — запрещённые в РФ террористические, экстремистские, нежелательные организации).
«Термин „антирусский нацизм” очень корректно и лаконично объясняет и идейную суть, и политическую практику русофобской, русско-ненавистнической, русско-уничтожающей идеологии и практики так называемых украинских властей», — говорит Эдуард Попов.
Приставка «нео» к рассматриваемой дефиниции, отмечает Эдуард Анатольевич, неприменима. Поскольку, чтобы дорасти до «нео», необходимо проделать какую-то мыслительную работу. Да, на Украине есть версии нацизма, которые такую работу проделали. Прежде всего это структуры Андрея Белецкого* (признан террористом, экстремистом), «Патриот Украины»*, «Социал-национальная ассамблея»* (все * — запрещённые в РФ террористические, экстремистские, расистские, нежелательные организации), из которых вырос полк «Азов»* (запрещённая в РФ террористическая, экстремистская, нежелательная организация) и его дочерние структуры в политической и социальной сфере. Отличие этого нацизма от бандеровского украинского нацизма в том, что этот новый нацизм говорит по-русски.
«Но всё равно приставка „нео”, указывающая на новую разновидность, — всё равно тонет в море архаики, потому что нынешний украинский нацизм типологически не отличается принципиально от того нацизма, который был на Украине в годы Великой Отечественной войны», — считает Эдуард Попов.
От теории к предложениям
Председатель итальянского представительства «Международное движение русофилов» Элизео Бертолази согласился с такой постановкой вопроса.
«Я никогда не видел в России, чтобы русские ненавидели итальянцев как народ. Но вижу ненависть к русским на Западе», — отметил Бертолази.
Председатель Заксобрания Севастополя Владимир Немцев добавил, что со стороны руководства западных держав делается всё, чтобы граждане этих стран даже боялись подумать о том, чтобы как-то помогать русским, чтобы даже боялись рядом стоять с теми, кто помогает и поддерживает Россию.
В ходе работы XVI Ялтинской международной конференции журнала «Международная жизнь» были сформулированы предложения разработать и внести на Генеральную ассамблею ООН при содействии МИД России резолюцию и недопущении ущемлении русского и русскоязычного населения в исторических местах проживания. Особенно на Украине, в Латвии и Эстонии.
Также — подготовить рекомендации правового характера о возможностях реагирования на дискриминацию русского и русскоязычного населения в странах Европы. Установить правовую ответственность руководителей государств, поощряющих антирусский нацизм. А также — выработать политико-правовые меры противодействия нацизму, репрессиям и нарушениям прав русского и русскоязычного населения в государствах Европы.
Сергей Абрамов
Коллаж Арины Розановой
Обсуждение (2)
И что же в таком случае делает в Севастополе памятник одному из творческих идеологов украинскоего нацизма Т. Шевченко?
Кроме того термин от Мурадова "антирусский нацизм" - всего лишь одно из проявлений нацизма, как идеологии насильственного превосходства одной нации/этноса/идеологии/мировоззрения над иными всеми. Даже порой внутри одного общества.
Например, нацизм был при "освоении" СевероаАмериканского континента, когда "просвещённые" европейцы убили более 4 миллионов коренных жителей индейцев...
Или нацизм в Камбодже, когда "коммунистические" кхмеры убивали лопатами и мотыгами не согласных с их идеологией соотечественников...
И так далее и тому подобное по всему миру в разные века на разных континентах...
Ну положим Шевченко при все кривизне его взглядов (как и переоцененности, на мой взгляд творчества), это если судить не конкретно исторически, т.е. исходя из исторических условий его времени ( да собственно и сейчас) никакого отношения к нацизму не имеет и надо обладать недюжинным "воображением" или злоупотреблять совсем запрещенными препаратами что бы такое сморозить. Сдается мне что это от непонимания не просто термина а сути явления. Нацизм (немецкий) в историческом плане явился высшим проявлением фашизма , а что такое фашизм наиболее четкое и исчерпывающее определение дал Г. Димитров, а так то да, список можно продолжить и страной которую сейчас возглавляет Биби Нетаньяху хотя казалось бы у кого-кого должна была бы быть прививка, ан нет и они нынче туда же. Так что при всей приверженности нацистов к вождизму, главным все-таки является не фюрер, а финансовый капитал за его спиной и увы при капитализме ни один народ не застрахован от этой страшной чумы.