Россия

Злой человек

Мария Дегтерева о новом треке Земфиры.

Когда-то очень давно Артемий Троицкий назвал Земфиру главным панком в стране.

Речь, конечно, не о музыке и даже не о стиле поведения. Речь о настоящем, не имитированном (как в случае, например, Шнура) игнорировании всех правил — социальных, музыкальных, текстовых. Не о нарочитом нарушении табу, не о выходе «за флажки» (и то, и то для нашей рок-культуры давно коммерческий тренд), а о создании правил собственных.

Не плыви против течения, не плыви по течению, плыви туда, куда хочется плыть.

У Земфиры вышел новый трек — «Злой человек». Я считаю, что, так или иначе, это — культурное событие, которое необходимо обсудить.

К Земфире можно относиться совершенно по-разному. Я знаю огромное количество даже профессиональных музыкантов, которые её не принимают.

С Земфирой вообще странный эффект — либо ты с первой песни навсегда «залипаешь», как бы застываешь в парадигме «Очень круто, ничего не понял», либо остаёшься совершенно равнодушен, а то и раздражён.

Я с 1999 года, с первого альбома, отношусь к первой группе, разумеется. И с огромными интересом слежу за происходящим.

Недавно сформулировала для себя своё отношение к этому удивительному музыканту.

Если первые альбомы были наполнены драйвом, рокерским надрывом и некоторой истерикой, то чем дальше, тем ближе Земфира к другому музыкальному полюсу.

Дело в том, что в моей родной стране нет ничего более востребованного в музыке, особенно в глубоко текстоцентричном роке, — чем надрыв и пафос. Весь русский рок «старой школы» (от «Ленинградского рок-клуба» до «Московской рок-лаборатории» и Екатеринбурга) — это своего рода калька с западных групп, но с большой оговоркой. Наша рок-музыкальная культура — в гораздо большей степени опирается на литературу, чем, собственно, на музыку.

Широкий слушатель любит протест, а также, повторюсь, надрыв и пафос. Хорошо продаётся социалочка (вспомним популярность «Машины времени» и «ДДТ»), посложнее всё с экзистенциальными вопросами — я, конечно, говорю о Летове, Янке и Башлачёве.

Но чего совсем почти нет в нашей культуре — это каких-либо аналогов условным Лу Риду с Томом Йорком. Из-за музыкальной и мировоззренческой сложности, в первую очередь.

Арбенина, разрывающая на себе тельняшку, русскому слушателю понятна. Но попробуй показать ему композицию Venus in Furs ансамбля Velvet Underground — абсолютное большинство впадёт в недоумение.

Где плач Ярославны, где чёрно-белая парадигма, ничего неясно, даёшь манифест! «Разбежавшись, прыгну со скалы» там или «Ты бросил меня». Ах, да, второе — это ансамбль «Стрелки», извините, тогда «Я свободен» — это уже «Ария».

Земфира со времён первого альбома совершила фантастический музыкальный кульбит. Из традиционно протестующего панка она выросла в Radiohead и Velvet одновременно. Я говорю о сложном, многоплановом музыкальном и эмоциональном устройстве её песен.

Но мы о новом треке.

Прочла одну бесконечно глупую рецензию, где автор утверждает, что в тексте используется фигура умолчания. Что должно быть «я злой человек, НО я твой человек».

Это, конечно, не так, здесь рефрен — «злой-твой» — не подразумевает никакого умолчания. А в предположении автора, очевидно далёкого от рок-культуры, видится совершеннейшая литературная и, главное, музыкальная глухота.

Я злой человек, я твой человек — явная, законченная мысль, каждый звук выверен. Это традиционный для нашего рок-н-ролла манифест, где одной строчкой описаны не только личные отношения между двумя людьми, но и отношение субъекта к миру.

Главная мысль выражена, конечно, музыкально — и это осознанное нагнетание тревоги, явное чувство приближающейся катастрофы, фатализм и неизбежность.

Я злой человек, я твой человек.

У меня в детстве была любимая книга. В ней один из главных героев (некая аллюзия к сатане) профессор Легион описывался так: он стоит у известных питерских сфинксов в метель, а на него не попадают снежинки. Инферно, магреалистический совершенно приём.

И оптика Земфиры, эмоциональное ударение, конечно, на слове — человек. Я человек, на меня падает снег. Я злой человек, я твой человек.

Что дальше будет — крах, катастрофа, вместе со снегом упадёт небо.

Эту магию Земфира показывает ровно двумя строчками, и это тот уровень мастерства, который никто из отечественных музыкантов, на мой взгляд, до сих пор не продемонстрировал. Разве что «Аукцыон» приблизились, но именно музыкально они, конечно, слабее.

А дальше, наверное, стоило бы обсудить видеоряд и сказать пару слов о творчестве Ренаты Муратовны Литвиновой.

Я постараюсь сделать это максимально мягко. Не только на режиссёрских факультетах, но даже на журфаках, на первых, кажется, курсах внушают правило: картинка в кадре не должна дублировать закадровый текст.

Что сделала Рената Муратовна? В клипе к песне из двух строчек, одна из которых звучит как «Падает снег», она использовала, внимание, — падающий снег во весь кадр. А сзади села сама!

Я не буду критиковать Ренату Муратовну по одной причине — никакой критики её творчество, на мой взгляд, к сожалению, не выдерживает.

Что касается Земфиры — могу сказать напоследок только одно. Спасибо.

Мария Дегтерева

5595
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов
Теги:

Обсуждение (3)

Profile picture for user omgdenya
402
omgdenya

Мария, посмотрите программу ЖЗЛ Дмитрия Быкова с Литвиновой и поймёте все правильно. 

Profile picture for user ulogin_mailru_7872222763453096441
4
Rrr Rrr

Мария, у всех ваших рецензий есть один недостаток: вы почти все можете простить любимым и ничего - нелюбимым. Настенька из "Морозко" плоха просто потому, что совсем не близка вам. То же и с Ренатой. Начнем с того, что это не клип, а скорее трейлер. К фильму "СЕВЕРНЫЙ ветер" (кажется, снегом запахло). Кусок фильма, к которому Рената подобрала песню. Простите ее, что она подобрала песню слишком буквально. Простите также, например, великого Михалкова, за то, что "За цыганской звездой" он проиллюстрировал цыганскими плясками.

Теперь Земфира. Вот она написала проходную песню, которую, чтобы хоть как-то подогреть внимание, назвала кликбейтно "Крым". Очень средняя песня, с единственной находкой про "сложно любить взаймы". В ваших глазах она, разумеется, гениальна. А кто не согласен - тот дурак.

PS А "Злой человек" отличная, давно у Земфиры таких отличных не было. И вместе с видео Ренаты мощная синергия появляется

Profile picture for user Портфино
624
Портфино

так это щедривки, только мрачные, депрессивные, предупреждающие.

У монеточки хотя бы жизнеутверждающие.

Интересно.

Главное за день

Как в СевГУ заплатили миллионы за научные монографии с проукраинскими нарративами?

Продолжение резонансного расследования «Миллионы на плагиат» о гуманитарной науке СевГУ.
20:00
1
222

Мазут разломавшихся в Черном море танкеров добрался до Керчи

В Керчи введен режим ЧС муниципального характера.
20:39
5
2262

Севастопольскому аквариуму помогают только обычные люди

Власти и бизнес от проблемы отстранились.
20:04
10
3078

В Севастополе ковш экскаватора тонко намекнул жильцам дома о выселении

Снос двухэтажки у культурного кластера начался, а жильцы из него до сих пор не выехали.
16:02
30
5437