На свете нет ничего, что вызывало бы одинаковую реакцию у всех живущих на планете Земля. И то, на что одни реагируют совершенно спокойно, может до глубины души возмутить других. Причем иногда это происходит довольно неожиданно.
Реклама рекламе рознь
Примером тому может служить пост, появившийся в одном из севастопольских телеграм-каналов.
«Каждое утро стоя в пробке с Фиолента на 5-й км, приходится лицезреть на гробы. Может подсказать владельцу сего бизнеса сделать непрозрачные окна?! Подобные магазины должны быть закрыты от внешнего взора!» – негодует автор.
Соответствуя пафосному и воинственному духу этого утверждения, стоило бы заметить, что писать «лицезреть на гробы» категорически нельзя, да и запятые лучше бы расставлять правильно. Что же касается продажи гробов, в поисках указанной в посте точки мы обзвонили несколько ритуальных бюро и похоронных контор и в каждой спрашивали, как там относятся к открытой витрине с выставленными в ней гробами. Мнения оказались разными.
«У нас такого нет и быть не может, – категорически отвергли предположение в ритуальном агентстве «Скорбь». – В такой сфере открытая реклама, акции «Приводи друга» и прочие как минимум некорректны, и мы это прекрасно понимаем. И открытая демонстрация товара неуместна тоже. Выбор делается человеком, которого постигло горе, и это дело глубоко личное. Поэтому повторю еще раз – открытая демонстрация товара в таком деле как минимум некорректна».
«Это не мы, хотя я понимаю, о ком идет речь. Но это находится не в центре города, не рядом с жилыми домами – это территория кладбища, так что все логично», – ответила сотрудник ритуального агентства «Свеча».
Территория кладбища с могилами и памятниками с дороги действительно видна, однако это, судя по всему, автора поста не шокирует. Такой выборочный подход удивил представителя похоронного дома «Некрополь», который также прокомментировал присутствие гробов в витрине.
«Это действительно кладбище, на котором лежат мертвые люди, – с этим, я думаю, никто спорить не будет. Метрах через 800 в сторону 5-го километра находятся городской морг и судебно-медицинская экспертиза, где хранятся тела умерших и проводятся вскрытия – с этим тоже не поспоришь. И насколько бы приятной ни была для человека поездка на Фиолент, это все в поле его зрения. А есть люди, для которых это актуально, и с этим ничего не поделаешь. Гробы стоят в затемненных витринах, но они есть. Есть ли в этом нарушение закона – нет. Есть ли нарушение морально-этических норм – вопрос спорный», – рассуждает он.
К тому, что в соцсетях появился такой пост, собеседник отнесся спокойно. И напомнил о том, с чего начинался материал: все люди разные, и угодить каждому нереально.
Смерть как часть жизни
Ну а как относились к похоронному бизнесу и демонстрации ритуального товара в Севастополе былых времен? Увы – найти фотографий похоронных контор нам не удалось, что, разумеется, вовсе не означает, что их не было.
«Конечно же, такие услуги в Севастополе были, – в том числе в дореволюционные времена, о чем можно узнать из севастопольских газет, – говорит историк, директор Севастопольского национально-культурного центра и одна из авторов справочника «Старое городское кладбище Cевастополя: народы, имена и судьбы» Ольга Малиновская. – Однажды на одной из табличек, которая отвалилась от памятника на нашем старом кладбище на Пожарова, обнаружилась надпись, которую я никак не могла разобрать. А потом поняла, что это образцы шрифтов на надгробных плитах».
Необходимость в ритуальных услугах и товарах была во все времена с тех пор, как людей начали хоронить. Напомнила Ольга Малиновская и о том, как эта тема отразилась в классике – всем наверняка памятен гробовых дел мастер Безенчук, который страдал от переизбытка в его городке конкурентов.
В городе N, где происходило действие романе «12 стульев», существовала, напомним, погребальная контора «Милости просим», а неудачливый мастер Безенчук «однажды пытался заложить в ломбарде свой лучший выставочный гроб». Судя по всему, такое напоминание о смерти жители городка воспринимали философски. Или как минимум спокойно.
«Конечно, относиться к этому можно по-разному. Вид памятников никого не удивляет, а вот гробы… Лучше, конечно, демонстрировать их внутри помещения – там такая выставка вполне уместна», – считает Ольга Малиновская.
Не согласиться невозможно – так действительно лучше. Однако как катастрофу ни Ольга Ивановна, ни другие наши собеседники ситуацию не воспринимают.
От себя автор материала рискнет заметить, что вообще-то смерть – это неотъемлемая часть жизни. Более того – многие живущие на Земле неглупые люди считали и считают напоминание о смерти полезным. Есть целые исследования, авторы которых утверждают, что это делает человека здоровее, счастливее и успешнее. А ещё – осознаннее. Не зря же древние философы призывали – memento mori, или помни о смерти. Такие мысли заставляют больше ценить жизнь, стараться продлить ее и, как говорит, перефразируя поэта, Ольга Малиновская, оставить след в памяти людей, «а не только на паркете».
Так, может быть, стоит видеть в соседстве дороги и похоронного бюро и светлую сторону?
Ольга Смирнова
Обсуждение (29)
Ну а что здесь -такого? Это жизнь.И- финал.-проводить человека-достойно-проявить -любовь уважение-к нему.
Ну если департамент сельского хозяйства и потребрынка это устраивает, то значит предприниматель закон не нарушал. У нас уже давно отсутствует этический подход к жизни и смерти как таковой. Стоит напомнить, что смерть - это великое таинство, к которому необходимо относиться прежде всего с уважением. Выставлять атрибуты похоронного дела как обычный товар - верх цинизма. В славянской культуре нет и не было даже намёка на торговлю атрибутами похоронного дела напоказ. Если у нас власти не могут вразумить предпринимателя соблюдать требования к рекламе, как минимум, которые могут кого-то травмировать, о чём вообще можно говорить? У кого-то, например, горе, смерть близкого человека, а это бездушное отношение к людям ради наживы просто шокирует.
Лариса Николаевна,
При чем славянская культура к образцам гробов, выставленным возле кладбища? Или по-вашему, и кладбища нужно тоже запретить? И искусственные цветы на могилы, что прордаются, тоже запретить?
Смерть, может, и таинство (в чем после последних НПА личноя уэе солмневаюсь), но похороны - дело очень даже не таинственное.
Всех только витрина с гробами возмутила? Размер пособия на погребение никого не возмущает?
А проезжать мимо кладбища и стоять там, его не "шокирует"? Там ещё и цветы бумажные продают, и образцы памятников выставлены. От всего будем шокироваться? Это всё атрибуты для ушедших.
Кладбище с услугами существует хотим мы это или нет.
Мелита,
Вообще то искусственные цветы продают возле кладбища, а не внутри его. И каждый раз проезжая мимо вид этого зрелища не добавляет настроения на день грядущий. Всему своё место и время. Не все настолько толстокожие, чтобы на это не обращать внимания.
Мелита,
А на кладбище к родным он разве не ходит?
Касмея,
Вам только это не доставляет настроения? Вс остальное радует?
Так все очень просто: дорог в Севастополе много.
Мелита,
А к родным на могилы эти люди не ходят?
А где же эпическое название - "Нимфа"? Где мастер Безенчук? Разве ж это гробы, они ж глазетом не крыты, кистями не кантованы, то ли дело раньше, ни гроб - огурчик! В нем жить можно было!
Верещагин,
😅
Не вижу никакой дурной рекламы. Когда у меня случилось /и не раз / такое горе, то мне помогли собрать и проводить в последний путь как раз такие предприниматели. Меня не шокировал выбор "дома" для близкого любимого человека. А какое состояние испытывает провожающий в это время всем известно, думать трудно.
Мелита,
Всё верно. Сам через это прошёл. Только в моём случае товар не был выставлен напоказ на улице, а находился внутри похоронной конторы. Хотя на особо опасных участках улиц такого рода товар на видном месте был бы весьма полезным для водителей-лихачей. Чтобы задумались немного о бренности бытия и сбавили скорость.
Olegbsss,
И не только для водителей.
Olegbsss,
У японцев, кто помнит, в 90- е, на скорости 140 км, начинал звучать похоронный марш, впечатляло сразу,говорят./такую скорость на своём японце не пробовала, но меня предупредили,/
Наше будущее, неизбежное.
По моему мнению - это не реклама (купи!-купи!), а образцы предлагаемых изделий, и, к тому-же, выставлены не в гастрономе, а в специализированных мастерских.
Валентина Конс…,
Именно. И возле кладбища.
Не вижу ничиго предосудительного. Такие ритуалы тоже часть нашей жизни. Как говорится: это нужно не мёртвым - это нужно живым. Одному моему знакомому даже гроб не покупали. В морге уложили в картонный короб и отправили в крематорий. Родственникам отдали урну с прахом, который они на кладбище захоронили. А прах другого знакомого над морем с катера развеяли. Такова была воля покойного.
Тоже не вижу ничего предосудительного. В районе кладбища и образцы памятников выставляются.
Первая мысль, которая приходит в голову.
Если не говорить о смерти люди что - умирать перестанут? Да и там не кафе с гробами в качестве интерьера - вот это было бы кощунством, а то, без чего люди никак не обойдутся. Никто.
Если бы это не написал автор - я бы написал то же самое.
Радует, что кроме двух экзальтированных дамочек, комментаторы адекватные люди, которых не шокирует магазин гробов возле кладбища.
А лицезрение гробов стоя в "пробке" ещё и профилактика нарушений ПДД 😁😁
komandor,
Люблю музыку своей молодости. Имею в коллекции пластинку Grand Funk Born to Die 75 года. В чем проблема не пойму? Такая она жизнь, когда в коляске ты всем нравился и поднимешь настроение, а когда в гробу наоборот.
Остряки,
жизнь штука сложная. Некоторые и в гробу поднимают настроение
Обычный товар. Кто его делает - тот продаёт. Кто покупает - не пользуется. А кто пользуется - тому безразлично...
"О времена,о нравы!"
Гробнице предложить переехать поближе к кладбищу, вот там пусть гробы и рекламируют.
sergey-ka,
Текст, как всегда, не прочитан. Они и сейчас на территории кладбища.
olga-smirnova2006,
У кладбища, только наружу. Непричастным неприятно.
Идешь по улице города и вдруг эта витрина. Неприятное впечатление.