ВСУ круглосуточно обстреливают Белгородскую область. Горячей точкой стал самый близкий к границе город Шебекино. Только за вчерашний день, 8 июня, по Шебекинскому городскому округу было выпущено 195 единиц различных боеприпасов и зафиксировано 6 сбросов взрывных устройств с БПЛА. Людей эвакуировали из их домов, город закрыт на въезд, а жители до сих пор не могут поверить в происходящее. О том, как складывается жизнь шебекинцев, — в материале ForPost.
Очеловеченная статистика
Прошлой ночью по Шебекино много стреляли, есть разрушения жилого фонда, написал губернатор региона Вячеслав Гладков в телеграм-канале «Настоящий Гладков»:
«Провести там осмотр пока, к большому сожалению, возможности нет. Частые обстрелы продолжаются, но как только они закончатся — мы сразу с первого дня приступим к тому, чтобы восстановить жильё и вернуть жителей домой. Я очень много встречаюсь с теми, кто отселён. Вижу, как они скучают по своим родным домам и квартирам, и очень хочется сделать всё от нас зависящее, чтобы люди вернулись в своё жильё».
По словам Гладкова, когда он посещает пункты временного содержания, первый вопрос, который ему задают шебекинцы, — это «Как там город?».
Люди тоскуют и хотят вернуться. Хотя в Шебекино нет ни света, ни воды:
«Есть вопросы по обеспечению водой. Своими силами устанавливаются людьми, у кого есть, генераторы и заряжаются телефоны жителей. Администрацией, волонтёрами подвозятся продукты питания, вода. Недостаточно ещё», — написал губернатор.
Более того, несмотря на постоянные обстрелы, в Шебекино продолжают оставаться люди. Так, Гладков рассказал о 83-летнем дедушке с женой, которые только после долгих уговоров губернатора вместе с мэром согласились покинуть родные стены.
Но большинство, конечно, уехали, сами или при помощи властей и волонтёров. По словам белгородского журналиста Сергея Хахалева, граждан вывозят непрерывным потоком.
«У кого есть личный транспорт и возможность, выбираются сами. Тем, у кого этой возможности нет, помогают власти и волонтёры», — сказал ForPost Хахалев.
В условиях срочной массовой эвакуации, когда гранаты падают на голову, помощь добровольцев была неоценима. С началом обстрелов в соцсетях сразу появились тематические группы и каналы с предложениями помощи. Неравнодушные люди бесплатно вывозили из Шебекино целые семьи.
Хотя были и те, кто оказался не прочь подзаработать на панике: по словам жителя Шебекино Дмитрия Сергеева (фамилия изменена) некоторые таксисты «повели себя по-скотски»: везли шебекинцев в Белгород за 8 тысяч рублей, тогда как в обычное время такая поездка стоит одну тысячу.
Дмитрий Сергеев — в числе тех жителей, которые покинули Шебекино самостоятельно.
«Если полгода назад ВСУ вели прицельный огонь, то с 30 мая стали бить без разбора. Снаряды прилетали в центр города, в жилые дома. Мы не успели собрать вещи. Схватили то, что попало под руку, и выехали за пределы города», — сказал ForPost Сергеев.
«Когда в феврале в Шебекино были зафиксированы первые прилёты, я по баснословной цене взял в кредит автомобиль. До последнего сомневался, что придётся покинуть родной город. Мои худшие опасения, к сожалению, подтвердились. Рад, что купил машину. Я не знаю, что сейчас с моим домом, который был построен в кредит. Надеюсь, военные его защитят», — сказал Сергеев.
Читайте также по теме: Губернатор Гладков рассказал о новых обстрелах Белгородской области
Квартиры есть, но их как бы и нет
Первая сложность, с которой сталкиваются люди, эвакуированные из обстреливаемых районов, — аренда жилья. Оно в дефиците, а цены кусаются.
«В посёлке городского типа Разумное, который находится в 30 км от Шебекино, снять квартиру на сутки можно за 8 тысяч рублей. Раньше цена не поднималась выше 2 тысяч. В Белгороде арендное жильё тоже подорожало. Даже в Старом Осколе, который находится в 140 км от Белгорода, многим снять квартиру не по карману», — сказал Дмитрий Сергеев.
Он отметил, что по мере того как в Шебекино накалялась обстановка, люди арендовали квартиры в Белгороде и соседних с областью регионах сроком на полгода. Кто об этом не побеспокоился заранее, «остался на улице, так как в ПВР места на всех не хватает».
Белгородский журналист Сергей Хахалев возразил, что найти жильё всё же можно.
«В Белгороде свободного арендного жилья стало сильно меньше — да, но есть пригород, есть соседние города. Многие помогают безвозмездно: сегодня нам написал человек, что снял две квартиры в Воронеже и две в Курске сроком на полгода. Готов бесплатно туда определить семьи с детьми из Шебекино. Человек просто хочет помочь», — сказал Хахалев.
Для примера он привёл телеграм-канал «Помощь Шебекино №1», в котором достаточно много предложений об оказании помощи шебекинцам, в том числе и по аренде жилья.
Мэр Белгорода Валентин Демидов сообщил журналистам, что проблема решается. Эвакуированных стали расселять в общежития вузов и ссузов и отправлять в другие регионы.
Хотя и тут не обошлось без конфликтов. Некоторые студенты, которых попросили «подвинуться» и выселили из их комнат, пожаловалась журналистке Ксении Собчак.
Читайте также по теме: Белгородский губернатор Гладков заявил, что попал под обстрел при посещении Шебекино
В поисках работы и кредитных каникул
Житель Шебекино Дмитрий Сергеев уверен: основная ошибка властей заключается в том, что они не предоставили эвакуированным никакого статуса.
«Мы не беженцы, мы не эвакуированные. Получается, мы просто релоканты. Нам никто ничего не должен», — сказал Сергеев.
Белгородские власти пытаются решить проблему. Первое — это, конечно, гуманитарная помощь. Тут не всё просто: губернатор Вячеслав Гладков указал, что «легче с теми, кто в ПВР. А вот при работе с остальными — есть объективные сложности. Потому что они неравномерно по всему городу распределены»
Также с 1 июня жители обстреливаемых районов, вынужденно покинувшие свои дома, освобождены от оплаты коммунальных услуг. Также Вячеслав Гладков сообщил, что договорился с Банком России о вариантах решения вопросов по поводу потребительских и ипотечных кредитов. Центробанк «уже направил соответствующую рекомендацию банкам», уточнил глава региона.
Но, по словам Сергеева, «пока к эвакуированным лоялен только Сбер».
«Остальные банки думают. Они хотят нам предоставить кредитные каникулы, но они не решат проблемы. Платить всё равно придётся, а денег нет. Мы пытались сделать так, чтобы кредит за дом был списан в связи с военными действиями. Однако ни одна страховая компания военные действия, специальную военную операцию не относит к форс-мажору. Долги списать не получится», — сказал житель Шебекино.
Ещё одна помощь от местных властей — единоразовые выплаты.
Уже с сегодняшнего дня, 9 июня, жители Шебекинского и Грайворонского округов, которые покинули свои дома из-за обстрелов ВСУ, начнут получать по 10 000 рублей каждый, федеральные средства уже поступили в областной бюджет.
Также запланирована вторая единоразовая выплата:
«На следующей неделе планируем начать выплаты за частичную утрату имущества первой необходимости — по 50 тысяч на каждого члена семьи. Мы постарались сделать всё, чтобы не было никаких дополнительных бюрократических формальностей. Всё, что от нас зависит, будем делать максимально быстро, чтобы помощь дошла до получателя», — сообщил Гладков.
Несмотря на материальную помощь, шебекинцы ищут работу. Некоторые компании предлагают им вакансии слесарей, водителей, токарей, энергетиков, логистов, менеджеров по продажам с зарплатой от 13 до 80 тысяч рублей. Судя по сообщениям в соцсетях, граждане соглашаются на любую работу, «так как не верят, что скоро вернутся в свои дома».
Между тем «тревожные чемоданчики» собраны даже у жителей Белгорода.
«И уже давно. Я бы не сказал, что это паника. Это сильное непонимание и убивающая грусть от происходящего. Никто не верил, что будут бить просто в город, без разбора, не били же раньше. Думали, и сейчас не будут. Но начали. Если бы нам понимание дал бы кто, когда это всё прекратится. Было бы легче, конечно. Но его ни у кого нет», — сказал белгородский журналист Сергей Хахалев.
Шебекинец Дмитрий Сергеев сказал, что, уезжая из родного города, понял для себя одно: «в такой ситуации могут оказаться жители даже тех регионов, которые находятся вдали от украинской границы».
«Пора всем просыпаться и мобилизовываться. Иного пути нет», — резюмировал он.
Читайте также по теме: Минобороны РФ показало кадры уничтожения диверсантов в Белгородской области
Роберт Вочовский