пт, 02/02/2024 - 17:00

Закрытие Севастополя в 80-х годах объяснили проблемами с инфраструктурой

По мнению представителя СевГУ Алексея Тихонова, власть просто не справилась с поставленными задачами.

Новый Генплан даёт Севастополю шанс на модернизацию всей городской инфраструктуры и решение проблем, которые не решались десятилетиями. Такое утверждение прозвучало во время посвящённой проекту Генплана программы «ForPost — Реактор».

В ходе обсуждения участников попросили оценить предложения, сделанные разработчиками Генплана в части развития инженерной инфраструктуры. И.о. замгубернатора Максим Жукалов назвал проработку этих вопросов «достаточно детальной». В том числе, по его словам, в проекте документа «подробно проработаны вопросы водоснабжения». Отдельно остановился Жукалов на проблемах ливневой канализации.

«Это больная для Севастополя тема, ливнёвку нужно, по сути, проектировать заново. Мы знаем, что сейчас в стадии реализации проект строительства сетей ливневой канализации в Ленинском районе, но в отношении других районов также необходимо закладывать такие решения», — сказал он.

Упомянули участники разговора и о строительстве КОС «Южные», и о тех проблемах с гидроузлами, которые высветил недавний водный коллапс. После него, напомним, власти Севастополя решили вернуться к идее строительства закрытого акведука от Чернореченского водохранилища до гидроузла.

Главный архитектор проекта Юлия Барковская, назвавшая сильной стороной Генплана честную формулировку проблем города, напомнила: на основе этого документа должна быть принята программа развития инженерной инфраструктуры Севастополя. А Максим Жукалов подчеркнул, что корректировка ожидает как программы комплексного развития коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры, так и инвестиционные программы ресурсоснабжающих организаций, которые также должны будут прислушиваться к принятым решениям.

Насколько важен вопрос инженерной инфраструктуры, напомнил директор Института развития города Севастопольского госуниверситета Алексей Тихонов. Генплан 1959 года, подчеркнул он, был принят под потребности города, который из закрытого стал открытым. Документ предполагал в том числе и «радикальное развитие всех инженерных сетей». Но осуществить эти планы не удалось.

«Ливнёвка как бы есть, но по факту её нет. Мусоросжигающий завод построили, но развернули его прямо на новый микрорайон, и он не проработал и года, потому что жители были в ужасе: технологии тогда были неразвитыми, и просто шёл дым с вполне отчётливым запахом. С очистными сооружениями была ещё более досадная история: всё ограничилось только механической очисткой. Условно говоря, всё это размешивалось, а потом выбрасывалось в воду», — рассказал Тихонов.

В начале 80-х годов, добавил он, эти проблемы достигли кульминации. И тогда город снова закрыли, фактически признав, что с поставленной задачей город не справился.

Сейчас, по мнению участников программы, Севастополю даётся второй шанс полностью модернизировать городскую инфраструктуру. И шаги в этом направлении уже делаются: строительство значительно подорожавших КОС «Южные» идёт, заключён контракт на проектирование мусороперерабатывающего завода.

А вот та часть Генплана, в которой говорится о развитии экономики и создании новых рабочих мест, вызывает немало критических замечаний и многим кажется менее проработанной. Председатель комитета заксобрания по градостроительству и земельным вопросам Вячеслав Горелов даже высказывал мнение, что документ «фиксирует экономическую несостоятельность субъекта, его экономическую ущербность».

Комментируя эту часть Генплана, Алексей Тихонов высказал мнение, что Генплан должен оставлять простор для изменений, продиктованных самой жизнью.

«Стратегия экономического развития, на мой взгляд, не столько долгосрочный документ, сколько документ, который может учитывать все возможные изменения среды и мгновенно на них реагировать. По аналогии со стратегией военных действий — вы не можете достать пыльный план мобилизации и начать действовать по нему в современных условиях, когда у вас на ходу всё меняется, артиллерия заменяется беспилотниками и так далее. Стратегия должна позволять реагировать на возможные изменения. Главное конкурентное преимущество нашего города — что мы можем привлекать сюда людей, пользуясь большим количеством природных и других преимуществ», — сказал эксперт.

Закончил он тем, что для людей необходимо создавать комфортную среду. А поскольку она, заметим, невозможна без развития инфраструктуры, к ней и вернёмся. Как подчеркнул замдиректора Института Генплана Москвы Александр Сорокин, для успешной реализации заложенных в Генплане решений важно не считать его принятие итоговой точкой.

«Утверждение Генплана — не финал, далее необходимо включить мероприятия в инвестиционные программы, а затем ежегодно проводить их мониторинг», — подчеркнул Сорокин.

Ольга Смирнова

Читайте также: